Липай М.Н. СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.0

Научный руководитель – Е.В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
На сегодняшний день актуальной проблемой в современном обществе является развитие речи детей дошкольного возраста. На педагогов возлагается огромная ответственность по формированию речи подрастающего поколения.
Важной основой для развития эмоционально-выразительной функции речи дошкольников является возникновение и формирование художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве.
Под творчеством понимают деятельность, в результате которой человек проявляя своё воображение, создает что-то новое и оригинальное, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Для творчества характерны два основных показателя: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Детская творческая деятельность важна для ребенка, так как в своем творчестве ребенок активно открывает для себя что-то новое и много узнаёт о себе.
Одной из разновидностей творческой деятельности детей является словесное творчество, которое позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самовыражения.
О. С. Ушакова отмечает, что словесное творчество – это деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающееся в создании устных сочинений: рассказов, сказок, стихов [3, с. 2].
Словесное творчество детей, по мнению Н. А. Ветлугиной, выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве – создании новых слов. Оно развивается тогда, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который становится содержанием словесного творчества, дошкольники овладевают сложными формами связной речи, обогащается их словарь [2, с. 21].
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений тщательно пытаются найти различные педагогические средства и условия, которые учтут интересы и потребности дошкольников, обеспечат их творческое развитие. Одним из таких средств может стать применение сказки в развитии творческого рассказывания детей.
Творческое рассказывание дошкольников – это сложный речевой вид деятельности, в результате которой ребёнок проявляет творческую изобретательность, свободно владеет родным языком, умеет самостоятельно создать творческий замысел и реализовать его в словесной форме.
Для развития творческого рассказывания первым важным условием является чтение сказок. Сказки оказывают сильнейшее воспитательное и обучающее воздействие на детей, развивают мышление и воображение.
Для  успешного обучения творческому рассказыванию вторым важным условием принято считать обогащение и активизацию словаря ребенка. Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения [1, c. 16].
Прежде чем приступить к развитию творческого рассказывания посредством сказки у детей старшего дошкольного возраста, мы решили определить уровень развития их словаря с помощью словесных игр.
Исследование проводилось на базе  ГУО “Ясли-сад № 93 г. Гродно”. В экспериментальной работе приняли участие 23 воспитанника старшей группы. Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление исходного уровня развития словаря у старших дошкольников, поскольку объем и качество словарного запаса ребенка в первую очередь обусловливает возможности его самореализации в словесном творчестве.
Для определения уровня развития словаря старших дошкольников была использована методика «Диагностика лексического развития» В.И. Яшиной              [1, с. 195]. Методика состоит из двух заданий: подбор синонимов и подбор определений. Использование данной методики позволило оценить уровень развития словаря старших дошкольников на основе словесных игр и сделать выводы о его особенностях.
Из всех обследованных детей только один ребенок лучше всех справился с первым заданием. Он к десяти названным словам подобрал девять слов, которые являются синонимами. Еще один из дошкольников оказался на втором месте, он подобрал к этим же словам восемь слов. На третьем месте оказались четыре ребенка — они подобрали синонимы к семи названным словам.
При выполнении первого задания были допущены грамматические ошибки. Дети пытались подобрать слова, но они не соответствовали семантическому полю заданного слова. Хуже всех с заданием справились три дошкольника – они подобрали слова, близкие по смыслу только к одному слову.
Со вторым заданием дети справились намного лучше, чем с первым. Почти ко всем словам были подобраны определения. Только один ребенок подобрал к каждому из пяти предложенных слов более трёх определений, используя разные виды прилагательных: цвета, формы, величины, оценки.  Двое детей подобрали к четырём словам более трёх определений. Шестеро детей подобрали к двум словам более трёх определений. Два дошкольника использовали при подборе определений к словам только прилагательные оценки, а два других ребенка использовали при подборе определений только прилагательные цвета.
В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей. При диагностическом обследовании детей было видно, что у дошкольников есть проблемы при подборе синонимов и определений к словам.
Обобщающие результаты обследования словарного запаса старших дошкольников свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем словарного запаса составляет 21,7 %, со средним уровнем – 65,2 %, с низким уровнем – 13,1 %.
По результатам констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что у многих детей словарный запас значительно ограничен, отсутствует навык словообразования и словотворчества. Это связанно с маленьким жизненным опытом ребёнка и его узким кругом общения с детьми и взрослыми.
Чтобы расширить знания детей об окружающем мире и обогатить их словарный запас, необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению детей творческому рассказыванию с использованием сказок — наиболее эффективного, интересного и занимательного средства, направленного на создание творческого продукта в речевой деятельности.
На основании выше сказанного, мы предлагаем введение в учреждениях дошкольного образования дополнительную образовательную услугу по  развитию творческого рассказывания посредством сказки детей старшего дошкольного возраста – кружок «Волшебный мир сказок», предназначенный для работы с детьми от 5 до 6 лет (таблица 1).
Целью предлагаемого кружка выступает развитие творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Работа кружка решает следующие задачи:
  • формировать у детей интерес к художественной культуре путем ознакомления с народными и авторскими сказками;
  • совершенствовать речь, обогащать словарь на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • содействовать развитию восприятия, образного мышления, творческого воображения, памяти;
  • формировать у ребёнка чувство уверенности в себе, в своих силах, умение настойчиво добиваться поставленной цели;
  • развивать творческие способности ребёнка, его художественную наблюдательность путём приобщения к народной и авторской сказке;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,  желание общаться и умение вести себя в коллективе сверстников.
Таблица 1 – Тематический план кружка «Волшебный мир сказок»
Тема занятий Количество часов
Введение
1. Вводная беседа. Творческое рассказывание и сказка. Что это? 1
Знакомство со сказкой
2. Знакомство со сказками о животных.

Подвижные игры-импровизации:   «Превращения», «Пантомима»; дидактические игры: «Давай расскажем сказку вместе», «Поиграем в Репку», «Придумай загадку о сказочном персонаже», «Сундучок со сказками»

4
3. Знакомство с социально-бытовыми сказками. Придумывание положительного и отрицательного героев 2
4. Знакомство с волшебными сказками. Дидактические игры: «Бывает, не бывает», «Давай расскажем сказку вместе» 2
Знакомство со структурой сказки
5. Знакомство с зачином сказки.

Дидактическая игра «Придумай историю»

2
6. Запрет или предписание.

Дидактическая игра «Давай расскажем сказку вместе», дидактическая игра-импровизация  «Помощь колобку»

3
7. Подвох и вредительство.

Дидактические игры-импровизации:   «Придумай историю», «Попробуйте рассказать как сам герой, а не как сказочник»

2
8. Завязка сказки или начинающееся противодействие.

Дидактические игры-импровизации: «Взятие на себя роли понравившегося героя», «Попробуйте рассказать как сам герой, а не как сказочник»

2
9. Чем заканчиваются сказки.

Дидактическая игра «Старая сказка на новый лад»

2
Характерные особенности героев, их действия и поступки
10. Любимые сказочные герои и их жилища.

Дидактические игры: «Придумай необычное существо», «Волшебные очки»

3
11. Злые персонажи сказок и их место обитания.

Дидактические игры: «Придумай необычное существо», «Волшебная труба»

3
12. Отъезд и путешествие сказочного героя.

Дидактические игры: «Как спастись от колдуна?», «Придумайте, по какой дороге пойдет, полетит, поплывет ваш герой, в какое время года»

2
13. Встреча с дарителем и его волшебные дары.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»; Дидактическая игра-задание «Придумай необычное существо»

2
14. Сверхъестественные свойства отрицательного героя.

Дидактическая игра «Превращение на фланелеграфе чудовища в человека (животное)».

2
15. Трудные испытания, борьба добра и зла. Наказание ложного героя.

Дидактические игры: «Волшебные очки», «Кто пришёл на карнавал?»

4
16. Победа и возвращение домой.

Дидактическая игра «Волшебные предметы из чудесного мешочка»

3
Творческое сочинительство
17. Сочиняем сказку 4
18. Чтение с  детьми придуманных сказок 4
19. Итоги нашего творчества 1
Развитие творческого рассказывания возможно, если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и структурой художественного произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.
Работа по данной программе может быть реализована как на занятиях, согласно учебному плану дошкольного образования, так и в рамках дополнительных образовательных услуг, предлагаемых УДО. Так, по результатам опроса, проведенного нами в рамках маркетингового исследования рынка образовательных услуг соответствующей направленности, 70 %   потенциальных клиентов (родители детей, воспитывающихся в УДО г. Гродно) записали бы своего ребенка в кружок для освоения предложенной программы «Волшебный мир сказок». Их них 38 % причиной принятия такого решения объясняют интересом детей к художественной литературе, их потребностью в познании окружающего мира через сказки; 62% хотели бы, чтобы их дети совершенствовали свою речь, развивали творческий потенциал и художественную наблюдательность таким путем.

Кружковая работа, которая предлагается нами для реализации в учреждениях дошкольного образования с детьми старшего дошкольного возраста, даст возможность развивать творческий замысел ребенка. Всё это будет способствовать не только развитию творческого рассказывания, обогащению словаря ребенка, но и развитию речи и мышления в целом. Мы рекомендуем всем педагогам ДУ, которые решат взяться за реализацию данной разработки, овладеть достаточным запасом знаний сказок, творчески подойти к организации занятий, чтобы обеспечить мотивированное и осознанное применение детьми полученных знаний в творческом рассказывании.

Список использованных источников
  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 234 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 329 с.
  3. Ушакова, О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве: развитие связной речи / О. С. Ушакова. – М.: Академия, 1996. – 50 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий