Дорошкевич Т.С., МЕТОД «ЛЭПБУКА» В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

УДК 811.111’373(075.8)

Дорошкевич Татьяна Семеновна

УО «Вертелишковская средняя школа», агрогородок Вертелишки, учитель английского языка

МЕТОД «ЛЭПБУКА» В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Сегодня не подвергается сомнению разнообразие и эффективность использования информационных технологий и технических средств в образовательном процессе. Их применение в практике образования способствует тренировке усваиваемых умений и навыков и развитию творческого мышления учащихся. Поэтому современный учитель активно внедряет программно-аппаратные средства и устройства, которые функционируют на основе вычислительной техники, средства и системы информационного обмена, обеспечивающие передачу знаний. Теперь никого не удивишь, что на уроках используется компьютер, интерактивная доска, программы с выходом в интернет. Да, безусловно, подобные средства и формы работы учителя вызывают определенный интерес к излагаемому материалу, побуждают учеников к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос.

Но вместе с тем, на наш взгляд, многие информационно-коммуникативные приёмы достаточно быстро становятся обыденными и привычными. Главная же задача учителя заключается не только в передаче знаний, но это и активизация и поддерживание интереса к предмету. Поэтому урок должен быть запоминающий и полезный, а материал доступный для понимания и усвоения. Учителю приходится решать непростые задачи создания специальных условий организации учебной деятельности, выбора необходимых наглядных средств.

Учитель постоянно находится в поиске новых форм, методик и технологий, позволяющих активизировать деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, заинтересовать их, создать условия, способствующие интеллектуальному, личностному и творческому развитию каждого из учащихся [2, с. 938]. Поиск таких инструментов становится актуальной и практически значимой задачей. В данной статье остановимся на особенностях использования на уроках английского языка технологии «лэпбук».

Следует отметить, что «лэпбук» – сравнительно новое средство обучения, которое с упехом применяется в сфере домашнего обучении школьников в США.

Термин Lapbook в переводе с английского языка означает ̒наколенная книга̕ (lap – колени, book – книга). Дословный перевод позволяет, во-первых, акцентировать внимание на небольшом размере «лэпбука» (как правило, формата А 4), чтобы ребёнок мог спокойно расположить данное средство обучения на своих коленях; во-вторых, указывает на то, что «лэпбук» – творение чаще всего индивидуальное.

В методике преподавания «лэпбук», или тематическая интерактивная папка, – это самодельная бумажная книжка, с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ученик может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению [3, с. 91]. «Лэпбук» можно рассматривать как средство для реализации деятельностного метода обучения. Как справедливо подчеркивает Т.С. Дмитренко, при создании «лэпбука» учащиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательско-познавательной деятельности [1].

Таким образом, «лэпбук» представляет собой разновидность метода проекта. Причем создание «лэпбука» содержит все этапы проекта:

1) целеполагание (выбор темы);

2) разработка лэпбука (составление плана);

3) выполнение (практическая часть);

4) подведение итогов.

Важным достоинством «лэпбука» является его полифункциональность и вариативность. Применение «лэпбука» позволяет учитывать разные образовательные потребности обучающихся. Интерактивная папка может использоваться как дидактическое средство, метод, технология, предполагает разные формы организации деятельности: индивидуальную, групповую, может использоваться для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся не только младшего и среднего школьного звена, но и старших классов.

В качестве дидактического средства для индивидуальной работы с учащимися по время учебного занятия обычно применяется заранее разработанный «лэпбук». Как наглядно-практический метод обучения, интерактивная папка позволяет варьировать степень сложности заданий, помогает школьникам мысленно структурировать информацию, закреплять пройденный материал. [1]. Для учащихся, которые имеют трудности с восприятием и усвоением учебного материала, использование данной технологии способствует повышению качества усвоения теоретического материала. Ведь в этом случае ученикам предъявляется посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивается путь выполнения заданий с помощью созданных школьниками памяток, схем, опор и других средств наглядности.

Когда обучающий работает над созданием своего «лэпбука», он автоматически систематизирует и запоминает тот учебный материал, который рассматривался на уроке. Еще одно преимущество технологии «лэпбука» – это то, что ее можно применять, как уже было нами указано выше, независимо от возрастных особенностей, т.е. и в практике преподавания иностранного языка в начальных классах, так и в средней школе. Однако здесь могут быть и свои минусы. Создание «лэпбука» – это процесс трудоемкий, затрачивается много времени. Поэтому если данная методика используется на уроках в начальном звене, учителю необходимо продемонстрировать подобного рода «лэпбуки», а также предложить учащимся определенные модели и формы для подготовки лэпбуков. Работая со старшим звеном, учитель может познакомить учащихся с технологией подготовки «лэпбуков», а далее предлагать какие-либо идеи. Результаты воплощения этих идей во многом будут зависеть от фантазии и креативного мышления учащихся.

Остановимся на характеристике отдельных типов «лепбуков»:

  1. Энциклопедический «лэпбук».

Данные «лэпбуки» имеют структуру энциклопедии. Такой «лэбпук» сделать проще всего: он создается по материалам какой-либо энциклопедии. С той же структурой и с тем же содержанием.

  1. «Лэпбуки» по мотивам книг или мультфильмов.

Обычно, после прочтения полюбившейся книги или просмотра мультипликационного фильма детям не хочется расставаться с их героями.

  1. Тематические «лэпбуки».

Тематические «лэпбуки» создаются по какой-либо заданной теме.

  1. «Лэпбуки» по школьным предметам.

«Лэпбуки» по школьным предметам делаются в связи с изучаемой темой школьной дисциплины [4, с. 3]

В составе «лэпбуков» могут быть представлены следующие разновидности тематических папок в зависимости от их назначения:

-учебные,

— игровые,

— праздничные,

— автобиографические (папка-отчет о каком-либо важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге).

В зависимости от формы «лэпбуки» могут иметь вид стандартной книги с двумя разворотами, папки с 3-5 разворотами, книжки-гармошки, фигурной папки. В «лэпбуках» материал может быть систематизирован в стандартных кармашках, обычных и фигурных конвертах, кармашках-гармошках, кармашках-книжках. В «лэпбуках» могут быть окошки и дверцы, вращающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д. [4, с. 3]

В нашей практике преподавания английского языка мы используем школьный «лэпбук». В процессе изучения каждого раздела учебника учащиеся совместно с учителем разрабатывают свои «лэпбуки». Мы используем как индивидуальную, так и групповую работу. Наибольший интерес создание «лэпбуков» вызвало у учеников старших классов. По мнению учащихся, составление «лэпбука» помогает им отвечать на вопросы, является хорошей опорой для составления устной темы, а в дальнейшем и для ее пересказа.

На уроках ребята получают информацию, отражают главные вопросы темы в специальных тетрадях, а затем дома они составляют свои «лэпбуки». У каждого учащегося свое видение проблемы, свой вариант решения, но результаты решения одинаковые.

Рассмотрим метод «лэпбука» на примере изучения на уроке английского языка в 9 классе темы «Family relationships». На первом уроке учащиеся работают над созданием раздела «лэпбука» «What is happy family for you?» Они записывают характеристики счастливой семьи, используя прилагательные, которые даются в учебнике. А также в ходе беседы отвечают на следующие вопросы:

— What types of family do they know?

-What kind of family is in our country?

— What kind of family is perfect for us?

— What does it depend on?

-What makes a family happy and perfect?

Как результат, учащиеся оформляют дома первый урок раздела в своих специальных тетрадях. Именно в тетрадях, формата А4, поскольку это удобнее и практичнее (мы не практикую лэпбуки на отдельных листах, если это не групповая работа). В итоге, у учащихся происходит процесс закрепления, как лексических, так и грамматических навыков по теме.

Общеизвестно, что к выполнению домашнего задания ученики нередко относятся с нежеланием. В случае с созданием «лэпбука» учащиеся включаются в подготовку домашнего задания с интересом. К слову, следует заметить, что у ребят даже появляется соревновательный дух: у кого получится лучше. Кто-то делает «лэпбук» в форме кармашков, другие – в виде цветочка, домика и т.д.

Использование подобных «лэпбуков» значительно облегчает работу учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся. Поскольку у ребят перед глазами есть основа материала предыдущего урока, у каждого возникает желание представить свои идеи. Ученикам проще и быстрее отвечать домашнее задание. В ходе дальнейших уроков происходит подготовка новых папок «лэпбука». В результате изучения того или иного раздела учебника у ребят формируется «лэпбук» как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию воображения, зрительной и эмоциональной памяти учащихся, средство развития и совершенствования коммуникативных навыков. Кроме того, «лэпбук» содержит необходимый материал, который используется при подготовке к контролю знаний по данному разделу. Благодаря тому, что ученик находится в тесном контакте с материалом и вовлекается в разворачиваемую тему, эффект «повторение без повторения» достигается без всяких усилий. Ученик, погружаясь в интерактивное пространство «лэпбука», осваивает новые лексические единицы, фразы, начинает говорить на языке, использовать его в повседневной жизни. При этом не требуется особых усилий ни со стороны ученика, ни со стороны учителя.

«Лэпбук» создается на длительный период, поскольку учащийся будет возвращаться к нему снова и снова, даже после прохождения изучаемой темы.

 

Библиографический список

  1. Дмитренко, Т.С. Технология «лэпбукинг» и ее примение в педагогическиой практике / Т.С. Дмитренко – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-tehnologiya-lepbuking-i-ee-primenie-v-pedagogicheskioy-praktike-3716583.html.
  2. Дорошенко, Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н.С. Дорошенко // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 937-943.
  3. Кубарова, А.М. Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста / А.М. Кубарова, Л.В. Николаева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4. – С. 91-94.
  4. Свиридова, И. «Лэпбук» как современное средство обучения дошкольного возраста» / И. Свиридова – Режим доступа: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/ljepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-obuchenija-doshkolnogo-vozrasta.

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *