Карпович Д.Д., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

УДК 37.016:811.111

Карпович Дарья Дмитриевна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Ж. А. Короткевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

 

Современная система образования нацелена на многоуровневое развитие школьников с раннего возраста. В области иностранных языков целью образовательного процесса является развитие многоязычной, или плюралингвистической, личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно развиваться в овладеваемой ею иноязычной речевой деятельности.

В современной педагогической практике актуализируется задача поиска оптимальных методических приемов для совершенствования процесса развития умений говорения, а также восприятия и понимания иноязычной речи на слух в условиях цифровизации всех сторон жизнедеятельности индивида и общества в целом и относительно легкой доступности аутентичного аудиоконтента на иностранном языке. Использовавшиеся ранее приемы обучения утрачивают свою образовательную эффективность в связи с непрерывным развитием, как социальной сферы общества, так и педагогических технологий обучения. Для того чтобы правильно организовать обучение школьников в русле коммуникативно-направленной методики, необходимо прибегнуть к определенным методическим приемам работы, которые смогли бы обеспечить благоприятные условия для активизации речемыслительной и речевой деятельности обучающихся в говорении на изучаемом иностранном языке на всех стадиях непосредственно в процессе реализации учебного иноязычного общения.

На данном этапе развития образовательной системы учителя осуществляют поиск наиболее эффективных приемов развития умений говорения на английском языке. Одним из таких приемов является, на наш взгляд, ролевая игра.

Исследованием вопросов внедрения игры в образовательный процесс занимались многие лингвисты, психологи и социологи. Например, Э. Берн, Л.С. Выготский, М.Ф. Стронин, Т.Г. Любимова и А.А. Деркач уделяли большое внимание применению различных игр и разработке новых игровых технологий в методике обучения иностранным языкам (в нашем случае, английскому языку). Это обусловливается широкими возможностями игры для активизации образовательного процесса. «Исследователи отмечают ценность игры, ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения, что может быть отнесено и к ролевой игре, как к методу обучения иностранному языку» [1, c. 188].

В своей работе «Люди, которые играют в игры» Э.Берн назвал игрой комплекс скрытых трансакций, повторяющихся и характеризующихся четко выраженным психологическим выигрышем. Игра представляет собой инструмент преподавания, который позволяет стимулировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет создать благоприятную атмосферу на уроке и сделать учебный процесс более увлекательным и интересным. В ходе игры школьники переживают волнение, что в свою очередь является мощным стимулом к овладению иностранным языком. В ролевой игре всегда предусматривается принятие участниками решения относительно того, как поступить, что сказать, как исполнить речевую роль. Стремление решить данные вопросы ускоряет мыслительную деятельность участников игры. Применение игрового обучения на уроке английского языка содействует овладению общением на этом языке в занимательной форме, позволяет развивать механизмы вероятностного прогнозирования и памяти, а также внимание, сообразительность и командный дух учащихся.

Все игры принято делить на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые. Пиком развития игрового обучения является ролевая, или сюжетная, игра, которая по терминологии Л.С. Выготского представляет собой «мнимую ситуацию». Он утверждал, что между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – под влиянием развития речи развивается непосредственно игра. В рамках образовательного процесса по английскому языку данная связь может проецироваться и на прием ролевой игры.

«Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения» [1, c. 188].

Наиболее простым примером использования ролевой игры является та игра, для участия в которой обучающиеся получают в качестве опоры определенные реплики. Задача участников заключается в том, чтобы связать данные реплики в контекст ролевого общения, внимательно слушая при этом друг друга. В более сложной ролевой игре участникам предоставляется общее описание сюжета и описание закрепленных за ними ролей. Сложность подобных ролевых игр заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальные участники должны догадаться, какой линии поведения придерживается их партнер, а также принять решение о своей собственной вербальной реакции.

«Отличительной чертой коммуникативных, в том числе ролевых, игр и их преимуществом перед другими видами работ, направленных на развитие устного общения, является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и т.д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни» [2, c. 216–217].

С помощью ролевой игры можно удовлетворить множество языковых и коммуникативных требований, выдвигаемых образовательной системой. Во-первых, ролевые игры улучшают отношения между участниками и учителями. Роль учителя в данном процессе очень велика, так как он выступает в игре как партнер по общению. Во-вторых, в обстановке искусственно созданной жизненной ситуации можно создать творческую обстановку и поддерживать у участников живой интерес к изучению иностранного языка. Проблема, обозначенная учителем в начале занятия, решается коллективными усилиями учащихся, что позволяет приобрести опыт творческой и практической деятельности. Кроме того, у участников общения развивается скорость реакции и механизм прогнозирования, что позволит им в будущем стать полноценными членами общества.

Анкетирование, нацеленное на выявление отношения молодых преподавателей к ролевым играм в процессе обучения иностранным языкам, свидетельствует о том, что применение данной технологии обучения является эффективным способом развития навыков говорения и слушания, а также положительно влияет на психологическое состояние детей. Около 50% опрошенных считают, что использование ролевых игры при развитии всех четырех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо) не является эффективным. Однако, несмотря на это, превалирующее большинство опрошенных планируют применять ролевые игры в процессе обучения, так как они помогают сплотить детей для работы в коллективе.

Необходимо помнить, что ролевые игры используются не для развлечения, а для обучения через действие. «Для успешного проведения ролевых игр детям необходимо овладеть хотя бы минимумом диалогических единств на английском языке, которые развиваются в процессе выполнения упражнений» [3, c. 35]. Учителю, в свою очередь, необходимо провести тщательный отбор материала и провести методическую подготовку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ролевая игра является своеобразным «мостиком», дающим возможность переходить от «выдуманных» ситуаций к действительности, осваивая и закрепляя языковые умения и коммуникативные навыки, отталкиваясь от реальной жизни. Современному преподавателю необходимо внедрять обучение посредством ролевых игр для более качественного и систематизированного обучения не только младших школьников, но и учащихся старшей школы.

 

Библиографический список

 

  1. Жук, Н.В. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе / Н.В.Жук, М.К.Тузова, Л.В.Ермакова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 187-191.
  2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
  3. Антонова, Е.А. Ролевая игра в преподавании иностранного языка // Молодой ученый. – – №7.5.– С. 35–36.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *