Меньковская Дарья Валерьевна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Современное общество невозможно представить без развивающейся системы образования. Идея технологий интерактивного обучения возникла в середине 1990–х годов. Это явление связанно с появлением первого веб–браузера и началом стремительного развития сети Интернет, поэтому некоторые специалисты трактуют интерактивную технологию как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета [5, с. 121].
Рассмотрим понятие «интерактивный» и связанные с ним термины.
Термин «интерактивность» заимствован из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие, то есть «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» [9, с. 85].
В современных источниках встречаются следующие трактовки. «Интерактивный» означает содержащий момент взаимодействия или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) [6]. Интерактивный (англ. interactive – взаимодействующий) – диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации (интерактивное телевидение, интерактивный опрос) [8, с. 69].
«Интерактивное обучение» – это специальная форма организации познавательной деятельности обучающегося, при которой учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [2, с. 14].
По мнению И. Ю. Устинова, любое обучение ставит дидактическую задачу, которая может быть эффективно решена с помощью интерактивного обучения, реализуемого квалифицированным педагогом-профессионалом [10].
По мнению А. П. Панфиловой, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, поэтому оно должно проходить в разных формах [7, с. 97].
Выделяют следующие интерактивные формы обучения:
- Индивидуальная. Это взаимодействие педагога с одним обучающимся, который самостоятельно принимает решение поставленной перед ним задачи.
- Парная. Используется для решения заданий в паре. Обучающиеся не только учатся, но и осуществляют взаимообучение и взаимоконтроль.
- Групповая. Используется тогда, когда обучающиеся делятся на подгруппы и осуществляют решение проблемы сообща.
- Фронтальная. Предполагает, что педагог работает со всеми обучающимися, задание выполняют все участники одновременно, в едином темпе и с общими задачами.
- Коллективная. Используется тогда, когда обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, но со своими лидерами и особыми формами взаимодействия.
- Форма взаимодействия со сменным составом обучающихся. Используется для реализации коллективной или фронтальной работы, но с постоянной сменой участников, что значительно расширяет изучаемую проблему и способствует интеллектуальному обогащению за счет познания индивидов.
Таким образом, интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, построить субъект-субъектные взаимоотношения не только между педагогами и их воспитанниками, но и между педагогами и родителями воспитанников.
Проблема интерактивных методов обучения исследуется в работах С. С. Кашлева, А. П. Панфиловой, Б. Ц. Бадмаева и других.
По мнению С. С. Кашлева, интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучающихся по созданию оптимальных условий своего развития [3, с. 5].
Он классифицирует интерактивные методы обучения так [3, с. 10]:
- Метод создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации. Метод организуется педагогом для оперативного включения в работу каждого обучающегося, что способствует самоактуализации каждого из учащихся.
- Метод организации смыслотворчества. Метод способствует созданию нового содержания процесса обучения, на основе которого учащимися создаются индивидуальные смыслы о изучаемых явлениях и процессах, затем идет активный обмен смыслами обучающихся.
- Метод организации обмена деятельностями. Этот метод способствует объединению обучающихся в творческие группы для совместной деятельности и принятия коллективного решения.
- Метод организации мыследеятельности. Метод способствует мобилизации творческих способностей обучающихся, формированию положительной мотивации к учению и развивает активную мыслительную деятельность.
- Метод организации рефлексивной деятельности. Метод направлен на развитие самоанализа и самооценку ученика, что позволяет оценить полученные результаты деятельности и определить состояние своего развития и установить причину этого процесса.
- Интегративный метод (интерактивные игры). Метод используется для интеграции всех ведущих функций интерактивных методов с целью комплексного развития обучающихся.
Для эффективного внедрения интерактивных методов обучения используются различные средства обучения.
Интерактивные средства обучения – это компьютерные и мультимедийные средства, позволяющие осуществить интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.
Широкое применение интерактивных средств в современном образовательном процессе позволило классифицировать их по-разному.
Приведем пример классификации интерактивных средств обучения по их функциональному назначению [1].
- I. Обучающие. Они представляют собою учебную информацию, которая направляет обучение на основе имеющихся знаний, индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.
ІІ. Диагностические. Используются для определения уровня подготовки и интеллекта обучающегося.
III. Инструментальные. Предназначены для конструирования программных средств, подготовки или генерирования учебно-методических материалов, создания сервисной надстройки.
- IV. Предметно-ориентированные. Используются для имитационного моделирования исторического процесса и математического моделирования.
- V. Управляющие. Предназначены для управления деятельностью обучаемых при выполнении заданной работы.
- VI. Административные. Применяются для автоматизации делопроизводства, для автоматизированного процесса организации обучения.
VII. Игровые. Обеспечивают различные виды игровой и учебно-игровой деятельности.
На основе изученных трудов И. П. Раченко, Н. Е. Щурковой, Г. Н. Вальковой, В. П. Беспалько и других можно утверждать, что интерактивные технологии:
- Повышают эффективность труда педагога, как следствие обучающиеся легче и качественно усваивают знания.
- Организуют систему обратной связи и контроль над результатами обучения персонально каждого обучающегося, дают возможность педагогу обучать в соответствии с их индивидуальными возможностями.
- Позволяют педагогу переложить основную функцию обучения на средства обучения, что весомо разгружает занятость учителя, следовательно, больше внимания он может уделить аспектам индивидуального и личностного развития обучающихся, развития их творческих способностей.
- Требуют ставить всегда точно и конкретно цель, а это значит, что использование объективных методов контроля позволяет уменьшить роль субъективного фактора при проведении контроля.
- Уменьшают зависимость результатов обучения от уровня квалификации педагога. Поэтому, в некоторой степени, происходит выравнивание качества и уровня освоения того или иного предмета обучающимися в разных образовательных учреждениях.
Как и в любой системе, в интерактивных технологиях выделяют определенные уровни: организационный; методический; формообразующий; творческий.
Первый уровень (организационный) является основным рабочим уровнем организации деятельности и реализации деятельности.
Второй уровень (методический) состоит из отдельных разрозненных методов, а приёмы и способы влияния на личность являются элементом технологии.
Третий уровень (формообразующий) связан с выбором целесообразных форм обучения и организации деятельности.
Четвертый уровень (творческий) основан на организационно-деятельностном подходе. Он позволяет каждому педагогу конструировать и проектировать свою педагогическую технологию, которая отвечает современным требованиям общества и науки, учитывая педагогические условия, в которых осуществляется процесс обучения [7, с. 87].
Интерактивные технологии выполняют определенные функции:
- Организационно-деятельностная – организует деятельность участников педагогического процесса.
- Проектировочно-прогностическая – подразумевает предвидение участниками педагогического процесса его конечных реальных результатов, а также прогноз развития участников педагогического процесса в течение реализации образовательной технологии.
- Коммуникативная – предполагает взаимодействие педагога и обучаемых в процессе обмена информацией между ними и создание условий взаимопонимания.
- Рефлексивная – подразумевает оценку объективности конечных реальных результатов педагогического взаимодействия в соответствии с ожидаемыми результатами и осмысление опыта взаимодействия.
- Развивающая – направлена на создание условий развития и саморазвития участников педагогического процесса [7, с. 122].
Интерактивные технологии ориентированы на специфические методы организации учебного процесса. К ним относят [4]:
- «Мозговой штурм». Его цель – сбор наибольшего количества идей. Главная задача – освободить учащихся от инерционного мышления и активизировать творческое мышление. Основной принцип данного метода – абсолютное отсутствие критики предложенных участниками «мозгового штурма» идей и поощрение разнообразных реплик, в том числе шуток.
- Дидактическая игра. Играет немаловажную роль среди педагогических средств активизации процесса обучения. Главные задачи – осуществить накапливание, актуализацию и трансформацию в знаниях, умениях и навыках; накопление личного опыта и творческое развитие личности. Основной принцип – соблюдение структуры и правил игры.
- Имитационный тренинг. Цель метода – отработка определенных навыков и умений по работе со всевозможными техническими средствами и устройствами. Главная задача – имитация определенной ситуации, в которой в качестве «модели» выступает техническое средство. Основной принцип – сочетание индивидуальной и совместной работы учащихся.
- Эвристическая беседа. Цель метода – путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждать учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. Главная задача – создать ситуацию коллективного поиска, в которой происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений. Учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Основной принцип – правильные формулировка и постановка вопросов.
Для успешной реализации интерактивных методов обучения требуются определенные изменения в деятельности детского коллектива. При интерактивных методах обучения кардинально изменяются роли участников педагогического процесса. Педагог вместо роли информатора становится консультантом, а обучаемые вместо объекта воздействия приобретают статус субъекта взаимодействия. Информация становится не целью, а средством для формирования умений и навыков [3, с. 89].
Мы провели опрос студентов специальности «Начальное образование» (2-4 курсы) Гродненского государственного университета имени Янки Купалы с целью изучения их мнения о том, какие современные педагогические технологии они уже применяли или собираются применять в образовательном процессе на І ступени общего среднего образования.
Результаты в процентном выражении оказались следующими: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) отметили 75 % опрашиваемых; игровые технологии – 75 %; здоровьесберегающие технологии – 55 %; технологии развивающего обучения – 55 %; технологию проектного обучения – 50 %; технологию проблемного обучения – 40 %; технологию обучения в сотрудничестве (групповая работа) – 40 %; технологию развития критического мышления учащихся – 20 %; технологию продуктивного чтения – 15 %; проблемно-диалогическую технологию – 15 %; технологию интегрированного обучения – 5 %.
Следует отметить, что студенты назвали широкий спектр технологий, но при этом многие под здоровьесберегающими технологиями понимают проведение физминуток, проветривание класса, участие в массовых оздоровительных мероприятиях школы; под ИКТ – применение презентаций и интерактивной доски в учебном процессе; под игровыми технологиями – только проведение дидактических игр на уроках. Такое понимание применения образовательных технологий не в полной мере соответствует самой сути технологий. Обращает на себя внимание тот факт, что никто из опрашиваемых не назвал отдельно интерактивные технологии, но, как видно из приведенных результатов, интерактивные формы и методы обучения могут с успехом применяться в рамках других названных технологий.
Библиографический список
- Вергелес, Г. И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов / Г. И. Вергелес, Л. Ю. Савинова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 63–67.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество : учебное пособие / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 2001. – 382 с.
- Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод, пособие / С. С. Кашлев. – Минск : ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
- Корнетов, Г. Б. Феномен педагогической технологии / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. – 2016. – № 4. – С. 31–36.
- Коул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования : что следует делать? / М. Д. Коул. – М. : Педагогика, 2004. – 179 с.
- Новые педагогические технологии в учебном процессе / М. В. Пестис [и др.] // Перспективы развития высшей школы : материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. – Гродно : ГГАУ, 2015. – С. 309–311.
- Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
- Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. – М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. – 184 с.
- Снопкова,Е. И. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студ. вузов / Е. И. Снопкова. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2010. – 414 с.
- Факторович,А. А. Сущность педагогической технологии / А. А. Факторович // Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 19–27.