Меньковская Дарья Валерьевна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» И ЕЁ СТРУКТУРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Впервые в педагогике понятие «технология» упоминается на рубеже 1940–50-х годов. Это было связано с внедрением технических средств и программных инструкций в педагогический процесс.
В современной образовательной практике используется термин «педагогическая технология». По мнению Г. К. Селевко [5], он используется в трех ракурсах (подходах):
1) общепедагогический (общеобразовательный): педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в образовательном учреждении и отождествляется с понятием педагогической системы; это совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частный методологический (предметный): педагогическая технология используется в значении определенного метода; это сочетание методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного школьного предмета или класса, а также описание деятельности учителя;
3) локальный (модульный): педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей образовательного процесса, предполагает решение частных образовательных задач.
По мнению В. П. Беспалько, педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
- набор (комбинация) любых компонентов;
- логика, последовательность компонентов;
- методы, приемы, действия, операции;
- гарантия результата [1, с. 59-64].
Педагогическая технология отвечает на вопрос «как учить?», и это более узкое понятие, чем методика, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью дидактики [3].
В. П. Беспалько предлагает следующую последовательность разработки технологии обучения [2]:
1) анализ будущей деятельности учащегося;
2) определение содержания обучения на каждом уровне;
3) проверка степени загруженности учащихся и расчет необходимого времени для обучения в соответствии с заданным методом построения дидактического процесса;
4) выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса;
5) подготовка материалов для реализации мотивационной составляющей дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям; включение их в ранее сформированное содержание школьных предметов;
6) разработка системы учебных упражнений и включение их в контекст содержания учебников;
7) разработка материалов для объективного контроля качества усвоения учащимися знаний и действий соответственно в соответствии с целями обучения и критериями оценки степени обучения;
8) разработка структуры и содержания исследований, направленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач; планирование урока и домашнее задание;
9) апробация проекта на практике и проверка полноты образовательного процесса; корректировка проекта.
Таким образом, педагогическая технология призвана улучшить образовательный процесс и ориентирована на получение максимальных образовательных результатов. Её задача – минимизировать педагогический экспромт, достичь гарантированного и воспроизводимого итога.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям, так называемым критериям технологичности [4]:
1). Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2). Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
3). Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции полученных результатов.
4). Эффективность. Современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенных целей обучения.
5). Воспроизводимость. Она подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части [2]:
- концептуальная основа;
- cодержательный компонент обучения;
- процессуальная часть – технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии – это научная база технологии, то есть психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов [2]:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- методы и формы работы преподавателя;
- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Таким образом, как и любая технология, педагогическая технология представляет собой именно сам процесс организации учебной деятельности, предусматривающий определённую систему действий, при которых происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Изучение мнения будущих педагогов о применении в учебном процессе современных педагогических технологий на основе анкетирования студентов 2–4 курса педагогического факультета специальности «Начальное образоание» Гродненского государственного университета имени Янки Купалы показало, что преобладающее большинство опрашиваемых (90 %) понимают, что технологии связаны с процессуальной стороной обучения и определяют технологию как методы, способы, формы, средства и приемы обучения; модель педагогической деятельности в учебном процессе; алгоритм действий. Вместе с тем, 10 % студентов не смогли сформулировать свою точку зрения.
Библиографический список
- Беспалько,В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
- Беспалько,В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
- Гузеев,В. В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
- Педагогические системы и технологии : лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие для студ. вузов / И.И. Цыркун [и др.]; Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 224 с.
- Селевко,Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.