^ Вверх

УДК 37.015.3

Богдан Е.В.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Кисель Н.П., преподаватель кафедры педагогики и социальной работы, магистр педагогических наук)

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

 

Аннотация. В данной статье раскрыта сущность, методы диагностики, способы коррекции проблем, возникающих у подростков в ситуации развода родителей.

 

Институт семьи – первый институт, в котором оказывается ребёнок сразу после рождения. От того, как выстроены отношения в семье, какие нормы и ценности там приняты, человек взаимодействует и адаптируется в обществе. Поэтому очень важно, чтобы семья являлась примером гармоничных и «здоровых» отношений для ребёнка.

Семья и семейные отношения на протяжении длительного времени являлись объектом исследований различных наук (социология, педагогика, психология и другие). Однако актуальность исследований в данной области в последнее время резко возросла, что связано, в том числе и с увеличением количества разводов.

Согласно данным статистики, в Республике Беларусь в 2016 г. браков было зарегистрировано меньше на 22,7% (64536) по сравнению с 2014 г. (83942), и на 21,3% (82030) по сравнению с 2015 г. уменьшилось количество разводов: в 2016 г. 32628, что на 6,4% меньше, чем в 2014 г. (34864), и на 1% меньше, чем в 2015 г. (32948). Полученные данные свидетельствуют о том, что количество заключаемых браков снижается, а значит процент разводимости так же пропорционален этому стремлению. Однако, несмотря на тенденцию к снижению, процент разведённых семей в Республике Беларусь достаточно велик [1].

В жизненном цикле семьи часто возникают проблемы различного характера, начиная от мелочей и заканчивая различными трудностями. Но не все семьи могут преодолеть эти сложности, повторяющиеся системно. В таком случае брак претерпевает значительные изменения, провоцируя разлады в семьях, которые приводят к разводам. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Н.И. Олиферович и под разводом понимаем «разрыв супружеских отношений в юридическом, экономическом и психологическом аспектах, который влечет за собой реорганизацию семейной системы» [2, с. 100].

В любом возрастном периоде развод родителей негативно сказывается на жизнедеятельности человека, однако его влияние в подростковом возрасте наиболее значимое, т.к. именно в эти годы происходит формирование мировоззрения и личностное развитие.

По мнению Д. Б. Эльконина подростковый возраст (11-15 лет) связан с изменениями ведущего вида деятельности – интимно-личностным общением со сверстниками. Подростковый период отличается стабильностью психологической сущности основных характеристик (развитие, например, самосознания также определяет лицо современного подростка) с одной стороны, и изменениями в социально-экономической жизни, обусловленные личностным становлением растущих людей (сущностью мотивов, стремлений, выработкой черт характера, утверждением своего «Я»), с другой. В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку [3, с. 76].

Одним из самых тяжелых потрясений для подростка является развод родителей. Поэтому родителям очень важно принимать во внимание тот факт, что в этом случае с детьми могут происходить изменения. Одной из важных проблем во время развода является эмоциональное развитие детей, так как оно очень важно в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности [4, с.10]. Исследования Ю. Брагиеля подтверждают, что чувства и отрицательные эмоции детей, доминирующие во время развода родителей, сопровождают их и в зрелости. Респонденты отмечали, что в период развода родителей они испытывали: чувство несчастья (100% участников исследования), страх (96%) и бессилие (94%) Большинство из них чувствовали, что связь с родителями разорвана (76%). Когда семья распадается, в детском восприятии мира наступает хаос, поэтому основными эмоциональными реакциями становятся ужас, страх, ощущение бессилия, опасности и потери. Другие постоянно сопровождающее чувства – стыд, вина [5, с.180-181].

Несмотря на то, что развод родителей оказывает влияние на различные сферы жизни подростка (трудовую, психологическую, социальную, поведенческую и др.), наиболее значимые изменения происходят в эмоциональной сфере подростка.

В ходе эмпирической работе нами было проведено изучение уровня агрессии и тревожности у подростков, воспитывавшихся в полной семье, и подростков, переживших развод родителей. В качестве диагностических средств нами были избраны методики: диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [6, с. 230] и «Исследование школьной тревожности» Б.Н. Филлипса [7]. Для достижения поставленной цели исследования использовался метод описательной статистики (вычисление среднего арифметического показателя). В нашем исследовании принимали участие 30 респондентов (15 подростков из полных семей и 15 подростков, переживших развод родителей, из неполных семей) в возрасте от 14 до 15 лет.

Для исследования показателей агрессии была использована методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. Рассмотрим группу подростков, воспитывавшихся в полной семье, и подростков, переживших развод родителей. В данной группе исследуемых были вычислены средние арифметические показатели выраженности различных форм агрессии (рис.1.1.).

 

 

Рисунок 1.1. – Особенности проявления агрессии подростков из полных семей и семей, в которых родители разведены.

 

В процентном соотношении были получены следующие результаты: у подростков из семей, где родители разведены, уровень различных форм агрессии выше, чем у подростков из полных семей на: физической – 31,1%, вербальной – 0,9%, косвенной – 4,1%, негативизм – 19,6%, раздражительность – 14,8%, подозрительность – 8,7%, обида – 5,5%. Это говорит о том, что различия в уровне агрессии проявляются во всех её формах и отражаются на эмоциональной сфере подростков. Особенно это проявляется по показателям «физическая агрессия» и «негативизм». Подростки, пережившие развод родителей, чаще, чем подростки, воспитывающиеся в полной семье, прибегают к использованию физической силы против других лиц. Это свидетельствует о том, что подростки применяют физическую силу не зависимо от состава семьи, однако именно у детей из семей, прошедших ситуацию развода родителей, этот показатель выше. Возможно, для некоторых подростков из неполных семей это средство самообороны, т.к. они чувствуют беззащитность в некоторых ситуациях, для некоторых – это способ проявить себя и продемонстрировать своё превосходство, т.к. в домашней обстановке они не могут этого сделать.

С целью исследования уровня тревожности у подростков из полных семей и подростков из семей, где родители разведены, мы использовали методику «Исследование школьной тревожности» Б.Н. Филлипса. Вычислены средние арифметические показатели выраженности различных форм тревожности (рис. 1.2.).

 

 

            Рисунок 1.2. – Особенности проявления тревожности подростков из полных семей и семей, в которых родители разведены.

 

В процентном соотношении были получены следующие результаты: у подростков из семей, где родители разведены, уровень различных форм тревожности выше, чем у подростков из полных семей на: общая тревожность – 24,4%, фрустрация – 10,3%, страх проверки знаний– 11,5%, социальный стресс – 25,6%, страх самовыражения – 23,3%, низкое физиологическое сопротивление стрессу – 4,4%. Результаты свидетельствуют о высоком уровне социального стресса и страха самовыражения, а также повышенной общей тревожности у подростков, воспитывающихся в семьях, где родители разведены.

Согласно полученным данным, можно сделать вывод о том, что присутствуют изменения в эмоциональной сфере (высокие показатели агрессии и тревожности) подростков, семьи которых пережили ситуацию развода.  Несмотря на то, что по некоторым шкалам различия неполных семей, в сравнении с полными, несущественны, однако они имеют место. 

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что дети переживают развод как стрессовую (кризисную) ситуацию, что и отражено в результатах исследования.

Подросткам, пережившим развод родителей, сложно самостоятельно справляться с эмоциональным состоянием. Для того, чтобы избежать возникновения эмоционального напряжения, необходимо использовать методы социально-психологической помощи по профилактике эмоциональных нарушений у подростков в ситуации развода родителей, к которым можно отнести: игровую терапию, психологический тренинг, арт-терапию и др..

Игровая терапия. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. У подростков игра проводится без кукол и игрушечного реквизита, в той или иной воображаемой обстановке. Совместно с психологом, социальным педагогом, специалистом по социальной работе существенным является обучение подростка принятию адекватных решений в стрессовых ситуациях общения, т. е. коммуникативный тренинг. Большее значение по сравнению с другим возрастом придается организации обсуждений и дискуссий. Помогают драматизациям сделанные подростком маски людей с различными чертами характера и диалоги в масках с врачом. В целом ролевая психотерапия у подростков более успешна в группе, отражающей их возрастную потребность в общении [8, с. 101].

Л.Ф. Анн социально-психологический тренинг понимает, как практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции. Цели тренинговой работы весьма разнообразны отражают многосторонность происходящих процессов: исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении и др.. Задача группы социально-психологического тренинга – помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя [9, с. 34– 37].

Арт-терапия. М.В. Киселева считает, что сам метод предполагает изображение ребёнком рисунка, с использованием различных цветов и штрихов. Психолог после анализирует рисунок и делает выводы [10, с. 10].

 Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. Предметы внешнего мира наделяются чувствами, существует теснейшая связь телесного и духовного. Используемые арт-терапевтом в ходе его работы приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать: активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и асоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы, а групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их десантирования от семьи и психологического самоопределения. Большое значение для подростков имеет возможность невербального общения в арт-терапевтической группе [11, с. 20–22].

Таким образом, правильно подобранные методы социально-психологической помощи подросткам в ситуации развода помогают преодолеть психологические проблемы и способствуют предотвращению эмоциональных нарушений в кризисных ситуациях.

 

Список литературы

  1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Браки, разводы и общие коэффициенты брачности и разводимости. – Минск, 1998. – Режим доступа : http://www.belstat.gov.by – Дата доступа: 29.04.2017.
  2. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зенкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. – СПб. : Речь, 2006. – 360 с.
  3. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
  4. Фигдор, Г. Дети разведённых родителей: между травмой и надеждой / Г. Фигдорг. – М. : Наука, 1995. – 376 с.
  5. Bragiel, J. Skutki rozwodu rodziców z perspektywy dorosłego życia / J.Bragiel. –  Roczniki Socjologii Rodziny 1999, t. XI.
  6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Гума-нит. изд. центр Владос, 1999. – Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста. – 376 с.
  7. Психодиагностика психолога в школе // Тест школьной тревожности Филлипса [Электронный ресурс] – 2017. – Режим доступа : http://www.vashpsixolog.ru/ – Дата доступа : 23.02.2017.
  8. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. – М. : Медицина, 1982. – 216 с.
  9. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб. : Питер, 2007. – 271 с.
  10. Киселева, М. В. / Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
  11. Копытин, А. И., Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М. : «Когито-Центр», 2014. – 197 с.