^ Вверх

УДК 37.013.2

Шумель О.К.

 

студентка 5 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)

 

Аннотация. В данной статье представлена методика использования компьютерных игр при формировании временных представлений у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения психического развития (трудности в обучении).

 

Компьютерная игра в учебном процессе обеспечивает эффективное получение информации, а также закрепление данной информации. Сочетание занимательности, эмоциональности с активным применением знаний, зависимость успешности в игровой ситуации от умения их применять должны способствовать более глубокому усвоению временных представлений [1, с. 17].

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны его удерживать достаточно длительное время, быстро переключать при смене деятельности. У них отмечается повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель; деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа [2, с. 289].

Из этого следует то, что при работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) необходима частая смена видов деятельности, которая достигается благодаря использованию компьютерной игры. Игра поддерживает интерес данных детей, создаёт мотивацию для учебной работы, создаёт условия для возникновения интереса к познанию окружающего мира.

Это обусловливает целесообразность включения компьютерных игр в процесс обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в дошкольном возрасте.

Дидактические возможности применения компьютерных игр на коррекционном занятии достаточно велики. Они могут использоваться для формирования познавательных процессов, закрепления усвоенных знаний, тренировки навыков в разных ситуациях. Компьютерные игры в соответствии с этим используются на формирующем этапе коррекционного занятия, на этапе самостоятельной работы детей, как элемент занятия, построенный в игровой форме.

Использование данных игр дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, еще раз вернуться к нему, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также в ходе игры можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к занятиям по формированию временных представлений [1, с. 1].

Цель статьи – охарактеризовать компьютерную игру, направленную на формирование временных представлений у детей 6–7 лет с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Степень сложности компьютерных игр, используемых в процессе обучения и воспитания, зависит от уровня развития детей, поставленных задач и этапа занятия. Работу с компьютерными играми можно организовывать как с группой детей, так и с каждым ребенком в отдельности с учетом его индивидуальных особенностей (возраст, развитие мыслительных способностей, концентрация внимания). Ребенок выполняет задание самостоятельно в привычном для него темпе, но обязательно под руководством педагога.

По сравнению с традиционной формой проведения занятия использование компьютерных игр позволяет эстетично и компактно использовать наглядность, повышает активность детей на занятии, реализует коррекцию познавательных процессов. Использование игры с применением компьютера в формировании временных понятий у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) позволяет развить не только данные представления, но и воспитывает волевые качества детей, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость.

Поведенный нами констатирующий эксперимент позволил выделить характеристику временных представлений у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) 6–7 лет:

  • низкий уровень использования в собственной речи понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • трудности определения времен года;
  • невозможность назвать месяцы по порядку;
  • трудности называния дней недели в определенной последовательности;
  • сниженный интерес к выполнению предлагаемых заданий;
  • малый запас представлений о временах года;
  • преобладание пассивного словарного запаса по отношению к временным представлениям.

На основании полученных результатов нами была разработана компьютерная игра «Времечко», направленная на формирование таких умений, как: умение определять характерные признаки зимы, весны, лета, осени; умение определять поры года по их характерным признакам; умение определять и называть дни недели и их последовательность; умение определять части суток по изображениям природы и по разнообразной деятельности человека. Основное содержание игры состоит, прежде всего, из аудиовизуального ряда, серии предметных картинок, что в наилучшей степени отвечает наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Компьютерная игра «Название» разработана для решения на коррекционных занятиях следующих задач по формированию временных представлений у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

  • формировать умение определять время года в соответствии с конкретными признаками;
  • формировать умение определять последовательность частей суток;
  • формировать умение определять части суток по разнообразной деятельности человека;
  • формировать умение определять дни недели, их последовательность;
  • формировать умение различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Данная игра предназначена для использования на коррекционных занятиях и включает в себя блоки и по формированию временных представлений (месяцы, времена года, дни недели, части суток):

  • «Месяцы»;
  • «Когда это бывает?»;
  • «Веселый паровозик»;
  • «Части суток»;
  • «Когда мы это делаем?».

Блок «Месяцы» использовался на четырех занятиях в зависимости от того, какая пора года изучается: «Формирование умения определять характерные признаки зимы», «Формирование умения определять характерные признаки весны», «Формирование умения определять характерные признаки лета», «Формирование умения определять характерные признаки осени». Так как формирование месяцев затруднено у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), то необходимо уделять значительное внимание использованию игр данного блока. Одним из заданий блока является установление последовательности смены месяцев в течение года. В заданиях блока используется своеобразная форма контроля: при нажатии на верный ответ, выскакивает звуковое поощрение («Молодец» / «Умница»), при выборе неправильного варианта ответа – характерный щелчок (взрыв, шум и т.д.), свидетельствующий о неверном выборе.

Блок «Когда это бывает?» направлен на развитие умения определять поры года по их характерным признакам. Используется на коррекционном занятии по теме «Выделение характерных признаков времен года» на формирующем этапе. Детям предлагается отгадать загадки, которые зачитывает педагог. При правильном ответе выскакивает соответствующее изображение времени года.

Блок «Веселый паровозик» направлен на формирование и закрепление умения называть дни недели, их последовательность. Используется на занятиях «Формирование умения определять дни недели, их последовательность», «Закрепление умения определять последовательность дней недели». Детям предлагается по инструкции педагога назвать день недели, спрятанный под каждым мячиком на экране. На мячиках есть подсказка – цифра, которая обозначает порядковый номер дня недели. При этом задания направлены также на развитие умения осуществлять счет от 1 до 7 и на развитие умения закреплять основные цвета (вагончики паровоза имеют свой цвет).

Блок «Части суток» направлен на формирование умения определять части суток по картинкам с изображением природы. Задания данного блока используются на занятии по теме «Закрепление умения определять части суток» на этапе самостоятельной деятельности детей. Педагог зачитывает загадку, детям предлагается выбрать правильный ответ в виде изображений природы в разное время суток.

Блок «Когда мы это делаем?» используется на занятии по теме «Формирование умения определять части суток». Задания данного блока направлены на формирование умения определять части суток по разнообразной деятельности человека (девочка спит, дети играют в парке, мама укладывает мальчика спать, девочка проснулась). При выборе ответа необходимо нажать соответствующую кнопку (осуществлял либо сам педагог, либо ребенок под руководством педагога).

Представленные в блоках задания направлены не только на формирование временных представлений у детей 6–7 лет с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), но и на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), развитие умения считать от 1 до 7.

Использование компьютерной игры «Времечко» в образовательном процессе предоставляет педагогам дополнительные дидактические возможности, а именно:

  • компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию коррекционных возможностей;
  • закреплению приобретенных знаний по изучаемой теме;
  • автоматизацию процессов организованного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала.

 

Список литературы

  1. Брыксина, О. Ф. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога / О. Ф. Брыксина, О. А. Овчинникова. – Самара : СИПКРО, 2004. – 202 с.
  2. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 480 с.