^ Вверх

УДК: 74.202.66

Ильютчик Т.В.

 

студентка 5 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания)

 

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

Аннотация. В статье раскрываются методические условия, повышающие эффективность обучения младших школьников решению текстовых задач геометрического содержания; приводятся результаты эксперимента.

 

Изучение математики нельзя представить без обучения решению текстовых задач. С первых дней и до конца школьного обучения математическая задача неизменно помогает учащемуся правильно усваивать математические понятия, исследовать математические законы, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающем мире, дает возможность применять изучаемые теоретические положения в повседневной жизни. Решение задач способствует развитию младших школьников. Задачи выступают и целью обучения и его способом, так как, решая задачи, учащиеся приобретают новые или закрепляют, углубляют и систематизируют уже имеющиеся математические знания. К решению разноплановых жизненных задач учеников начинают готовить уже в младшем школьном возрасте в процессе обучения математике [1].

Существуют различные классификации текстовых задач, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации. С точки зрения текстовых задач геометрического содержания выделяют задачи на измерение, на вычисление, на построение. Они направлены на формирование у учащихся измерительных умений и навыков, а также применение имеющихся вычислительных умений к заданиям практического характера. К примеру, «Саша начертил отрезок длиной 6 см. Аня продолжила этот отрезок на 1 см. Какой длины получился отрезок? Начерти его», или «Измерь сторону квадрата, и найди его периметр» и другие. Такие задачи составляют важную часть системы формирования геометрических знаний и умений младшего школьника. Они создают базу для развития пространственного воображения ученика, его умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и абстрагировать. Общеизвестно, что решение текстовых задач вызывает у младших школьников трудности.

В сборнике контрольных работ по математике за период обучения на первой ступени общего среднего образования практически во всех вариантах предлагаются текстовые задачи с геометрическим содержанием. В учебниках же такие задачи встречаются редко, поэтому большое количество ошибок, допускаемых учащимися при выполнении этих контрольных работ, связано именно с неумением решать такие задачи. Усложняется ситуация еще и тем, что изучение геометрического материала, как правило, не выделяется в отдельные темы и ему отводится недостаточно времени, что и вызывает трудности в его усвоении учащимися.

Анализируя контрольные работы по математике за период обучения на первой ступени общего среднего образования, можно сказать, что текстовые задачи геометрического содержания разбиваются на 2 группы: задачи, связанные с понятием периметр, (изучаются во 2–4 классах) и задачи, связанные с понятием площадь, (изучаются в 3–4 классах). Все они относятся к составным задачам. Этапы, методы их решения в основном совпадают с этапами и методами решения составных текстовых задач.

Существенной особенностью рассматриваемых задач является возможность построения необходимой фигуры, ее измерения и получения ответа на основе практических действий. Вместе с тем, далеко не все выпускники школы осваивают методы решения текстовых задач геометрического содержания даже на базовом уровне. Причин тому много. Одни из них носят общий характер: отсутствие общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах, неумение устанавливать, что дано в задаче, что надо найти, выявлять по тексту взаимосвязи рассматриваемых в задаче величин и т.п. Другие свидетельствуют о несформированности определенных умений и навыков: незнание этапов решения задачи, непонимание содержания и цели собственной деятельности на каждом из них и т.д. Недостатки в овладении необходимыми приемами рассуждений, неумение составить модель задачи, проанализировать условие задачи, незнание общих методов решения задач не дают возможности многим школьникам успешно работать над конкретной задачей.

На наш взгляд, формированию умений учащихся решать текстовые задачи геометрического содержания способствует соблюдение определенных методических условий

  1. Обязательное использование наглядности.

А. Энштейн считал, что чувства и действительность могут дать много больше знания, чем любая стройная теория. Он утверждал, что слова и теории для него в познании – ничто, а вот образы и практика – все. Поэтому при обучении такой абстрактной и формальной науке, как математика, особенно важно больше внимания уделять использованию образов, наглядности [2, с. 230–232].

Невозможно изучать математику без опоры на наглядность. Проанализировав методическую, педагогическую и психологическую литературу, можно сделать вывод о том, что наглядный материал достаточно разнообразен и имеет огромное значение при формировании у младшего школьника интереса к предмету, так как все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений вызывает сильные чувства, легко и надолго запоминается. Использование на учебном занятии различных видов наглядных средств значительно снижает утомляемость учащихся, делает урок разнообразнее, способствует поддержанию непроизвольного внимания. Таким образом, использование наглядности стимулирует деятельность учащихся. Также это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне, так как именно в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и именно с помощью наглядности можно вызвать у учащегося интерес к определенному предмету, материалу. К примеру, чтобы определить, какая из фигур имеет большую площадь, учащиеся используют геометрические фигуры – демонстрационный материал, и получают ответ способом наложения фигур.

  1. Использование моделирования.

Моделирование в современных условиях работы учителя на первой ступени общего среднего образования является наиболее эффективным и развивающим способом обучения. Моделирование в обучении математике формирует и развивает научно-теоретический тип мышления. Необходимость формирования именно такого типа мышления обусловлена сменой этапа научно-технической революции, информационным пространством, теми задачами, которые в настоящее время решает современная система образования.

Умение моделировать задачу выражается в умении составить чертеж, модель, рисунок, краткую запись условия и т.п. В методике обучения математике изображение моделей используется как внешняя опора организации мыслительной деятельности. К примеру: «Квадрат, периметр которого 640 мм, разделили на две равные части – прямоугольники. Найдите площадь одного из полученных прямоугольников». Что бы решить данную задачу, учащиеся изначально должны смоделировать ее, то есть начертить нужный рисунок.

  1. Использование информационных компьютерных технологий.

Применение информационных компьютерных технологий в учебном процессе необходимо уже потому, что при этом облегчается и ускоряется передача знаний учащимся, активизируется процесс усвоения этих знаний, происходит обучение приемам самостоятельной работы с материалом, повышается производительность учебного труда ученика и труда педагога. Кроме того, математика является тем самым предметом, который, с точки зрения использования наглядности, позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами электронного оформления.

Комплексное использование современных информационных технологий ориентированно на индивидуализацию и активизацию обучения в условиях коллективной деятельности в рамках единого образовательного процесса, позволяет проводить обучение с учетом степени подготовленности учащихся к усвоению нового материала, индивидуального темпа восприятия, интересов и мотиваций [3].

На наших учебных занятиях, при проведении которых использовались информационные средства обучения, заинтересованность учащихся в учебной деятельности заметно возросла, усилилась мотивация школьников и, как следствие, улучшилась успеваемость.

  1. Решение задач разными способами.

На уроках математики на первой ступени общего среднего образования работа по обучению школьников решению задач должна вестись различными способами, так как только в этом случае она будет эффективным средством повышения общего уровня умений решать текстовые задачи. Решение задач различными способами позволяет убедиться в правильности решения задачи, даёт возможность глубже раскрыть зависимости между величинами, рассмотренными в ней. Возможность решения некоторых задач разными способами основана на различных свойствах действий или вытекающих из них правилах. При решении задач различными способами ученик привлекает дополнительную информацию, поскольку он непроизвольно выполняет в большем числе выборы суждений, хода мысли из нескольких возможных; один и тот же вопрос рассматривается с разных точек зрения. При этом повышается активность учащихся, прочнее и сознательнее запоминается материал [4]. К примеру, для нахождения площади фигуры учащиеся могут использовать два способа: арифметический – по формуле, и с помощью палетки.

  1. Использование разнообразных дополнительных заданий и другие.

К примеру, если в задаче требуется найти площадь фигуры, можно предложить учащимся найти и периметр. Так учащиеся будут устанавливать и отслеживать связь между величинами (площадь и периметр), определять зависимость одной величины от другой.

Выявленные методические условия мы объединили в разработанной нами серии тренажеров, направленных на формирование у учащихся умений решать текстовые задачи с геометрическими величинами. С целью экспериментальной проверки их эффективности, нами было проведено исследование в четвертом классе ГУО «Гимназия № 9 имени Ф. П. Кириченко г. Гродно». Основная задача констатирующего этапа состояла в проверке уровня сформированности знаний учащихся по темам «Периметр» и «Площадь». Для этого в выбранном классе была проведена самостоятельная работа, состоящая из двух текстовых задач с геометрическими величинами. По результатам была отобрана группа учеников, которые не справились с данным заданием. В нее вошли 30 % учащихся. Дальше работа проводилась с учетом допущенных учащимися ошибок. В компьютерном классе ГУО «Гимназия № 9 имени Ф. П. Кириченко г. Гродно» было проведено одно вводное (обучающее) занятие, на котором учащиеся ознакомились с принципом работы тренажера и получили его на дом. Далее, на заключительном этапе, учащимся было предложена самостоятельная работа, аналогичная по структуре предыдущей. Результаты улучшились: 95 % учащихся выбрали арифметические действия правильно, 15 % из них допустили лишь вычислительные ошибки.

Таким образом, проведенный нам эксперимент подтвердил значимость выявленных методических условий, способствующих формированию умений решать текстовые задачи геометрического содержания, и успешность использования созданного тренажера в образовательном процессе

 

Список литературы

  1. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Н. Б. Истомина. – М. : Академия, 2001. – 288 с.
  2. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1984. – 322 с.
  3. Белая, Н. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе [Текст] / Н. В. Белая, А. В. Топор // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф., Казань, май 2015 г. – Казань : Бук, 2015. – С. 94–98.
  4. Матвеева, Н.А. Различные арифметические способы решения задач / Н. А. Матвеева // Начальная школа. – 2001. – №  – С. 29.