Отцовство – это социальный институт, регулирующий функции, права и обязанности отца. Понимание роли отца полярно менялось в разные исторические эпохи. Так, в Древнем мире и Средневековье отец был главой семьи, в его власти находились дети, жена и другие родственники. Изменение социокультурной ситуации в ХХ веке способствовало трансформации позиции отца в семье, чтo принесло новые проблемы, требующие осмысления.
По мнению W. Colmana, на сегодняшний день в общественном сознании отцы стали восприниматься как некомпетентные и неэффективные, практически не влияющие на детское развитие [1]. При этом Е.В. Антипова доказала, что дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показывают более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития. Дети же, выросшие без отцов, часто имеют более низкий уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на способностях ребёнка, его отношении к учению и образованию [2].
Первые наблюдения и теоретические обобщения, касающиеся значимости отца, были сделаны в рамках психоанализа еще в начале ХХ века Ф. Тайсоном и Р. Тайсоном. Отец рассматривался ими как центральная фигура для психического структурирования и идентификации в процессе прохождения ребенком эдипальной стадии развития [3]. Американский учёный М. Боуэн одним из первых указал на значение отца в развитии у ребенка автономии и собственного целостного Эго. Его теорию далее развили венгерские ученые И. Раншбург, П. Поппер (1983). Параллельно исследование проблем, связанных с личностными характеристиками отцов и их притязаниями к сыновьям и дочерям, проводились российским психологом Т.В. Сенько (1999). Он констатировал, что основной функцией отца является передача детям социального опыта. Вместе с тем отец является носителем социального образца мужского поведения, и в этом заключается психологическая функция отца в семье [2]. В это же время руководитель многочисленных сравнительных исследований отцовства, американский психолог Майкл Лэм делает следующие выводы в отношении отцовского воспитания: 1) важен не столько гендер родителя, сколько стиль его поведения; 2) индивидуальные свойства отцов, такие, как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональной теплоты и отзывчивости, влияют на развитие ребенка меньше, чем характер взаимоотношений, которые эти отцы установили со своими детьми; 3) индивидуальные взаимоотношения между отцом и ребенком выглядят менее существенными, чем общий семейный контекст, включая взаимоотношения между всеми членами семьи; 4) отец играет в семье не одну, а множество разных ролей, и отцовский успех зависит от меры его успешности в каждой из них; и 5) природа отцовского влияния зависит от индивидуальных и культурных ценностей [4].
Особую роль отцов в воспитании детей зарубежные педагоги и психологи связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. На это указывал еще З. Фрейд описывая Эдипов комплекс. Данный комплекс играет ключевое, первостепенное значение в формировании личности ребенка. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей, и в формировании сыновей. Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек З. Фрейд назвал либидонозную привязанность к родителям противоположного пола, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. Вместе с тем немецкий учёный З. Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности [1].
С целью выявления особенностей детско-отцовских отношений нами на базе СШ № 37 г. Гродно в 2010–2011 учебном году было проведено исследование. В качестве метода использовалась специально разработанная анкета. Респондентами выступили 24 ребёнка 10-11 лет. Результаты анкетирования представлены в таблице.
Таблица – Особенности воспитания отцами детей разного пола (по результатам эмпирического исследования)
Согласно представленным в таблице данным, у детей разного пола, принимавших участие в исследовании, в отношениях с отцами не обнаружено значимых различий выраженности таких воспитательных особенностей, как позитивный интерес (под позитивным интересом мы понимаем внимание со стороны отца), враждебность (такой неблагоприятный тип отцовского отношения, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и, соответственно, слишком жесткой зависимости), автономность (автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения; автономный отец, по мнению его дочери, существует отдельно от остальных членов семьи), непоследовательность (под непоследовательностью мы понимаем непредсказуемость реакций отца на поведение ребёнка, проявление совершенно противоречащих друг другу психологических тенденций). Значимые различия в отношениях с отцом девочек и мальчиков обнаружены по шкале «директивность» (под директивностью мы понимаем власть со стороны отца, что выражается в управлении и коррекции поведения ребенка). При этом девочки отмечают большую степень директивности со стороны отцов, чем мальчики. Девочки ощущают большее давление со стороны отцов, чем мальчики. Отцы в большей степени заставляют девочек выполнять нормы и правила поведения, принятые в обществе, чем мальчиков.
Таким образом, результаты анализа анкет дают возможность представления общей картины взаимоотношений отцов с детьми, степени выраженности определённых воспитательных особенностей.
Список литературы
1. Хусанова, Н.Ю. Влияние отца на формирование «Я-концепции» ребёнка / Н.Ю. Хусанова // Психотерапия. – 2006. – № 5. – С. 64–70.
2. Антипова, Е.В. / О роли отца в воспитании ребёнка / Е.В. Антипова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага універсітэта імя А.А. Куляшова. – 2004. – № 2. – С. 139–143.
3. Тайсон, Ф. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайсон, Р. Тайсон. – М.: «Деловая книга», 1998. – С. 45–54.
4. Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт / И.С. Кон // Веснік адукацыі. – 2006. – № 11. – С. 53–62.