Шевчук Ю.С. Влияние мультфильмов на детей

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей одним из средств воспитания являются мультфильмы.

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного и школьного возраста. С одной стороны, как утверждает В.С. Архипцева [1, с. 55], мультфильмы – это яркие, зрелищные, простые, ненавязчивые образы, доступные детям. Они формируют у них первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира: зло не вечно, а вечно – добро. В отечественных мультфильмах существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. По мнению Х. Домозетова, в зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежат во зле. И зло, как правило, уничтожается физически [2, с. 35].
С целью рассмотрения ценности мультфильма для детей нами в 2010-2011 годах на базе ряда школ г. Гродно было проведено комплексное исследование. Респондентами выступали учащиеся 1 и 2 классов и их родители. В опросе приняли участие 193 человека (103 подростка и 90 родителей). Исследование проводилось с помощью анкетирования, беседы, опроса, экспертной оценки.
Учащиеся начальных классов, так же как и их родители, смотрят телевизор ежедневно. На это указали 82 % опрошенных детей. Предпочтение отдают преимущественно развлекательным передачам типа шоу – 29,81 % или мультфильмам –53,33 %. Полученные данные говорят о том, что взрослые и дети в своем большинстве включены в информационную среду телевещания.
Анкетирование среди школьников младших классов показало, что большинство учащихся младшего школьного возраста смотрят мультипликационные фильмы. 86 % учеников очень часто смотрят мультфильмы, лишь 2 % учащихся не смотрят и не любят мультфильмы, при этом только 2 % детей предпочитают читать книги. 64 % школьников смотрят мультипликационные фильмы зарубежного производства и 57 % – отечественного. В числе самых любимых зарубежных мультфильмов дети назвали такие, как: «Том и Джери», «Симпсоны», «Скуби-ду» и др. На вопрос «Почему ты смотришь зарубежные мультфильмы?» школьники отвечали следующее: «так как они яркие», «красочные», «несут заряд бодрости», «нравятся сюжеты с драками», «крутые слова».
Специально-проведенный контент-анализ программ телевещания показывает, что более половины мультфильмов, транслируемых по каналам, приходится на американские ленты. Отечественные мультфильмы составляют около 20 %. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что телевизионная политика проката особым образом ориентирует ценностные представления современного школьника на «американизацию» субкультуры младшего школьника.
На вопрос «Нравятся ли вам герои, которые умеют драться?» утвердительно ответили 70 % детей. Причины любви к таким героям называли следующие: «они другим помогают», «сильные», «просто нравится смотреть как дерутся», «люблю драки», «люблю войну», и др. То есть герой, который умеет драться, воспринимается детьми как положительный герой, и ценностные характеристики относительно таких героев в детском сознании смещены. В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии.
Такие прекрасные американские анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев» несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры – лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору [3, с. 78].
Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится для них полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть – родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества, родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Необходимо регулировать частоту просмотра детьми различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны.

Список литература

1.    Aрхипцева, В.С. Телевидение и дети / В.С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007. – № 8 – С. 54–56.
2.    Домозетов, Х. СМИ как фактор трансформации ценностных ориентиров/ Х. Домозетов // Философия и социологическая мысль. – 2000. – № 4 – С. 120–125.
3.     Змановский, Ю. Психофизические и психологические особенности / Ю. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 78–89.

Запись опубликована в рубрике Проблемы социализации личности. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>