УДК 373.3:37.01:37.02
Научный руководитель – Н.С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым учителем, родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время данная проблема стоит особенно остро. В современном мире младший школьник живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
Детство является основой, фундаментом будущего жизненного пути. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности [1]. По мнению В.А. Сухомлинского, воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.
В понятие нравственность вкладываются духовные качества и этические нормы, которыми руководствуется человек. Чуткость, ответственность, честность, вежливость, патриотизм – некоторые из отличительных черт человека нравственного. Эти качества должны закладываться с малых лет.
Отражение вышесказанного мы можем видеть в работах Я.А. Коменского: «Сходство человека с растением. Из сказанного следует, что человек и дерево в этом отношении сходны. Ведь плодоносное дерево (яблоня, груша, смоковница, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как дикое растение принесёт и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, всё же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым. Теперь нужно показать, что такого рода прививка должна иметь место в то время, когда растение ещё молодо» [2]. Нравственных качества, которые стоит сформировать у младшего школьника, очень много. Нравственное начало, по Сухомлинскому, должно пронизывать и цементировать все аспекты воспитательного процесса, все формы деятельности школьника. Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др. Эти нормы усваивались через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию. Для В.А. Сухомлинского воспитание в труде – это, прежде всего, воспитание любви к труду.
Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества множеств отдельных маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и словам других.
Каждое из обозначенных нравственных качеств имеет важное значение в жизни конкретного ребёнка и общества в целом.
Пути духовно-нравственного воспитания младших школьников могут быть разными. Так, В.А. Сухомлинский считал, что нравственность базируется на справедливости, кроме того, указывал на важность формирования в нравственном сознании приоритета национальных ценностей [5].
Методами нравственного воспитания Я.А. Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнении детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек [2].
Система воспитания Джона Локка базируется на том, чтобы формировать определенного человека. Обеспечение счастья индивида. В нравственном воспитании важно формировать волю и дисциплину (с одной стороны нравственное знание, с другой — поведение) [4].
Не стоит забывать, что каждый ребёнок живёт в разных условиях, и каждый имеет право на индивидуальный подход в воспитании духовно-нравственных качеств. Учителю необходимо найти методы, приемы, при помощи которых можно было бы сформировать эти качества у каждого ребенка.
Крайне важным средством воспитания младших школьников является личный пример. Дети, приходя в первый класс, перенимают манеры поведения учителя, что, в свою очередь, возлагает на педагога большую ответственность.
Никто так, как Я.А. Коменский не преподносил высоко профессию учителя. Эту профессию он называет «самой почетной под солнцем». Население, по его мнению, должно с уважением относиться к учителям. Но с другой стороны, сами учителя должны способствовать этому, и предъявляет к ним чрезвычайно высокие требования. Коменский сформулировал новый взгляд на учителя: «А лучшие из-среди людей пусть будут учителями…». Во многих своих трудах Коменский сформулировал ряд требований к учителю. Учитель должен быть честным, упорным, трудолюбивым, религиозным, быть образцом добродетелей. Самая большая забота учителя – захватывать детей своим примером. Он должен любить учеников и относиться к ним по-отечески. Быть для них не только руководителем, но и другом и охранником во всем добром. Коменский ставит высокие требования к образованию учителя. Для учеников он должен быть живой библиотекой. «Малознающий учитель – облако без дождя, лампа без света, источник без воды, тело без души». Коменский ставит перед учителем триединая задача: чтобы он умел, мог и хотел учить, то есть 1) чтобы сам знал, почему он должен учить; 2) чтобы мог обучать других тому, что сам знает (то есть был дидактом и умел быть терпеливым); 3) чтобы он потому, что знает и может также хотел учить других, чтобы мечтал поднять других к свету [3].
В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это – начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся стоит остро перед школой, так как первые ценности закладываются в семье, но мы не можем быть полностью уверены в нравственности тех качеств, которые воспитывает родитель в ребёнке. Главная проблема начальной школы состоит в том, чтобы воспитать в ребёнке богатую духовно-нравственную личность (отличать, что такое «хорошо», что такое «плохо», учить разбирать ситуации, требующие правильного/нравственного решения). Таким образом, можно отметить, что духовно-нравственное воспитание учащихся является важной составляющей педагогического процесса в школе.
Список использованных источников
-
Кларин, В. М. Педагогическое наследие / В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – Москва : Педагогика, 1989. – С. 416.
-
Коменский, Я. А. Материнская школа: Репринт / Пер. с нем. М. Н. Воскресенской. – СПб. : Типография училища глухонемых, 1892. – 64 с.
-
Коменский, А.Я. Избранные педагогические сочинения. Том 1/ А. Я. Коменский – Москва : Педагогика, – с. 656
-
Локк, Дж. Мысли о воспитании/ Дж. Локк. – Т. 3. – М. : Мысль, 1988.– 668 с.
-
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1982. – С. 288.