Научный руководитель – Н. В. Крюковская, доцент кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук
Процесс обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью имеет коррекционно-практическую направленность. Важнейшими задачами данного процесса является социализация детей с интеллектуальной недостаточностью, расширение их представлений об окружающем мире, формирование целостных представлений о событиях и явлениях жизни. Как составляющая процесса социализации выделяется проблема формирования ориентировки во времени и, в частности, усвоение детьми представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.
Знакомство со сменой времен года как явлением природы – сложный и длительный процесс. Это связано с тем, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью возникают трудности при узнавании и ориентировке во временах года. Они затрудняются в определении времен года по внешним признакам, в соотнесении времен года с определенными видами деятельности, выполняемыми в определенный сезон. Учащиеся с трудом актуализируют время года на текущий момент. Данные трудности обусловлены нарушением познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, а именно нарушением процессов восприятия, мышления и памяти. В работах исследователей (М.И. Васильева [5], Н. Е. Веракса [8], В. В. Давыдов [12], A. M. Леушина [17], А. А. Люблинская [21], Т. А. Мусейибова [25], Т. Д. Рихтерман [29], Т.С. Шевченко [43], Е. В. Щербакова [47], и др.) отмечается, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается смешение временных рамок, временных понятий, отсутствует точное речевое обозначение категории времени.
Развитие представлений о временах года и временных представлений в общем тесно связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В школе основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности [1].
Если не проводить специальную работу по формированию временных и пространственных представлений, то это приведет к тому, что получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания. Учащиеся не могут соотнести месяцы с временами года и датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времен года. Временные представления формируются, прежде всего, в процессе практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты, домашней и классной работы [2].
Таким образом, уроки во вспомогательной школе, а именно урок по предмету «Человек и мир», должен носить коррекционно-практическую направленность. Это необходимо для успешного овладения учащимися представлениями о временах года. На данном уроке педагогу необходимо вовлекать в деятельность информационные технологии, такие как: мультимедийные презентации, компьютерные программы, аудиозаиси и др. Информационные технологии как средство достижения поставленной задачи могут быть использованы на любом этапе урока и в процессе любого типа урока. Проблема использования информационных технологий на уроках «Человек и мир» очень актуальна, так как отсутствуют методические разработки, которые педагог мог бы применять на уроках при формировании временных представлений.
Нами была разработана компьютерная игра «Времена года». Для разработки структуры и содержания игры нами было проведено исследование уровня сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе. Результаты данного исследования представлены на рисунке.
Рисунок – Уровень сформированности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Нами были выявленные следующие показатели представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе:
- трудности установление последовательности времен года с текущего времени года;
- путают время года «весна» и «осень» при установлении последовательности времен года;
- не дифференцируют признаки, относящиеся к времени года «весна», «осень»;
- самостоятельно вербально не перечисляют характерные признаки времени года, только показывают картинку названного признака;
- трудности в назывании признака времени года, изображенного на картинке;
- трудности узнавания времени года по перечисленным признакам без опоры на сюжетную картинку;
- дифференцируют зиму и лето после обозначения температурных условий.
Полученные результаты позволяют говорить о несформированности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью представлений о временах года, что требует соблюдения принципа коррекционной направленности построения уроков по предмету «Человек и мир» во вспомогательной школе.
Для того, что бы организовать и обеспечить коррекционную направленность учебного процесса, учителю необходимо соблюдать принципы, которыми он будет руководствоваться при формировании представлений о временах года на уроках по предмету «Человек и мир». К подобным принципам мы отнесли принципы индивидуального подхода, наглядности, опоры на опыт учащегося, активности, опоры на потенциальные возможности учащихся.
Принцип индивидуального подхода подразумевает организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого учащегося, его познавательной и эмоционально-волевой сфер, состояния здоровья, с опорой на интересы учащегося, условия окружающей среды. Например, при решении одной и той же задачи на уроке предлагаемые задания дифференцируют с учетом уровня знаний и возможностей учащихся. Более успевающему учащемуся дается задание соотнести время года с соответствующим цветом и расположить их последовательно, начиная с времени года «Весна». Более отстающим учащимся предлагается раскрасить листья на картинке цветом, которого осенью больше всего т.е. красным цветом. Остальным учащимся класса дается задание просто соотнести время года с цветом, соответствующим ему. Перед выполнением каждого задания с учащимися ведется предварительная беседа, направленная на актуализацию знаний, которые помогут им выполнить задания.
Принцип наглядности приобретает ведущее значение с связи с преобладанием у учащихся с интеллектуальной недостаточностью образных видов мышления. Поэтому любое слово учителя необходимо подкреплять визуально. Посредством рассматривания картинок у учащихся будут формироваться представления о признаках времени года, расширяться образная сфера мышления. Например, изучение темы «Весна» подразумевает изучение признаков времени года и связанных с данным временем года событий. Учитель при рассказе о времени года «Весна» использует сюжетную картинку, на которой изображен сюжет, связанный с данным временем года. При перечислении признаков времени года учитель обязательно должен подобрать сюжет, реально отражающий признаки рассматриваемого времени года. Дополнительно могут быть предложены предметные картинки с изображением отдельных признаков времени года. Учащимся предлагается выбрать те, которые соответствуют предложенному времени года.
Перед изучением времени года «Зима» и «Весна» может быть проведена предварительная работа, которая включает в себя просмотр мультфильма «12 месяцев» и его последующий анализ. Данный мультфильм отражает последовательность смены времен года, в нем оговариваются и визуально представлены признаки времен года. На уроке учащимся предлагается составить небольшой описательный рассказ с использованием предметных и сюжетных картинок, выступающих в виде подсказки.
Принцип опоры на опыт учащегося предполагает, что работу с учащимися необходимо строить с опорой на имеющиеся у них знания о временах года. Например, изучение времени года «Зима» учитель начинает с вопроса к учащимся: «В какой одежде вы сегодня пришли в школу?», «Почему вы в школу пришли в теплой одежде, а не в шортах и майке?». Учащиеся актуализируют знания, о температурных условиях данного времени года. Затем можно начать рассказа о том, что зима самое холодное время года и т.д.
Принцип активности подразумевает то, что во время урока учащиеся выступают в качестве активных участников, а не пассивных слушателей. Например, при изучении признаков времени года «Осень» учитель организует наблюдение за таким явлением природы как листопад. Учащимся дается карта по заполнению данных, где прописаны осенние месяцы, недели, дни недели и даты. Они ведут наблюдения и фиксируют в карте, как и когда происходит изменение цвета листьев, когда они впервые начинают опадать. В данном процессе учащийся будет активным участником, так как под руководством учителя он будет фиксировать все, что увидит.
Так же на уроке при изучении темы «Осень» учащиеся делают зарисовки признаков времени года, раскрашивают сюжетные картинки. Для актуализации знаний и привлечения учащихся к уроку используют приемы: отгадывание загадок, анализирующее чтение текстов по теме.
Принцип опоры на потенциальные возможности учащихся реализуется с опорой на сильные стороны ребенка и построение урока с учетом имеющихся у них сохранных возможностей. Формирование представлений о временах года осуществляется с опорой на более сохранные функции и посредством развития менее сформированных высших психических функций. Например, учитель дает учащимся задание изобразить на листе бумаги время года «Осень». Перед процессом рисования актуализируются знания о природных явлениях осенью и о том, какие цвета преобладают в данное время года.
Таким образом, реализация данных принципов позволяет обеспечить коррекционно-педагогическую направленность уроков при формировании представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во вспомогательной школе, что будет способствовать более продуктивному усвоению материала на уроках по предмету «Человек и мир».
Список использованных источников
- Баряева, Л. Б. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с.
- Давыдов,В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.