Богдан Е.В. ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКОВ

УДК 316.363.5:159.9

Научный руководитель – Н.П. Кисель, магистр педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы.

Родительская семья является для ребёнка первой моделью социальной среды, в рамках которой он усваивает основные нормы и ценности. С рождения в семье его учат любить, понимать, чувствовать, доверять. С ранних лет и до момента создания собственной семьи дети берут пример с родителей, поэтому очень важно, чтобы отношения в семье были «здоровыми» и одобрительными.
На протяжении длительного времени семья и семейные отношения являлись объектом исследований различных наук (социология, педагогика, психология и другие). Однако актуальность исследований в данной области в последнее время резко возросла, что связано, в том числе и с увеличением количества разводов.
Согласно данным статистики, в Республике Беларусь в 2016 г. браков было зарегистрировано меньше на 22,7% (64536) по сравнению с 2014 г. (83942), и на 21,3% (82030) по сравнению с 2015 г. Уменьшилось количество разводов: в 2016 г.  32628, что на 6,4% меньше, чем в 2014 г. (34864), и на 1% меньше, чем в 2015 г. (32948). Полученные данные свидетельствуют о том, что количество заключаемых браков снижается, а значит процент разводимости так же пропорционален этому стремлению. Однако, несмотря на тенденцию снижения, процент разведённых семей в Республике Беларусь остаётся достаточно великим [1].
По мнению Л. Л. Каталымова, «семья – устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью» [2, с. 48].
В жизненном цикле семьи часто возникают проблемы различного характера, но не все семьи могут преодолеть эти сложности, повторяющиеся системно. В таком случае брак претерпевает значительные изменения, провоцируя разлады в семьях, которые приводят к разводам.
В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Н.И. Олиферович и под разводом понимаем «разрыв супружеских отношений в юридическом, экономическом и психологическом аспектах, который влечет за собой реорганизацию семейной системы» [3, с. 100].
В любом возрасте развод родителей влияет на человека, а особенно на подростка, так как именно в этот момент жизни  у ребёнока формируется мнение и система ценностей жизни.
Д.Б. Эльконин считал, что подростковый возраст (11-15 лет) связан с изменениями ведущего вида деятельности. Если в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность, то в подростком – интимно-личностное общение со сверстниками [4, с. 76].
В подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Происходит активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь подростков. Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием самопознания. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» [5, с. 251-252].
Развод родителей несет для подростка негативные последствия, так как меняется климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы о детях после распада семьи. Имеет большое значение переживание родителей, обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке. Подростки, которые пережили развод или повторный брак родителей, в большей степени подвергаются большому риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из полных семей. Так, исследования Г. Фигдора [6] свидетельствуют о том, что подростки, не столкнувшиеся с разводом родителей, оценивают психологический климат в семье: взаимоотношения с родителями, теплоту, форму заботы более позитивно, чем подростки, пережившие развод родителей.
В исследованиях П. М. Якобсона было выявлено, что психологический дискомфорт детей-подростков из неполных семей проявляется: во-первых, в тревожности детей, которая является реакцией на объективные трудности функционирования неполной семьи и, во-вторых, отражается в личных проблемах детей как следствие семейного неблагополучия. У этих подростков отмечается обостренное беспокойство о здоровье близких, которое объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Формирование чувства тревоги происходит у подростков, на первом этапе после развода и самоопределения в жизни. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Разногласия с родителями приводят к детским страхам и отражаются при усвоении школьной программы, достаточно трудной для детей [7, с. 115].
Исследования Ю. Брагиеля подтверждают, что чувства и отрицательные эмоции детей, доминирующие во время развода родителей, сопровождают их и в зрелости. Респонденты отмечали, что в период развода родителей они испытывали: чувство несчастья (100% участников исследования), страх (96%) и бессилие (94%) [8, с. 180-181]. Большинство из них чувствовали, что связь с родителями разорвана (76%) Когда семья распадается, в детском восприятии мира наступает хаос, поэтому основными эмоциональными реакциями становятся ужас, страх, ощущение бессилия, опасности и потери. Другие постоянно сопровождающее чувства – стыд, вина [9, с. 15-17].
Эмоциональная сфера подростка страдает в значительной степени, если развод был резким и длительным из-за неправильного поведения родителей. В любом случае развод – болезненное событие и его влияние может отразиться в любой момент времени, через неделю или несколько лет. Здесь важно, чтобы развод был пережит подростком в максимальной степени и не вызывал тревожности и агрессивных чувств, при возникновении ситуаций, каким-либо образом подобных на расторжение брака родителей.
В ходе эмпирической работе нами было проведено изучение особенностей агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывавшихся в полной семье, и подростков, переживших развод родителей. В качестве диагностического средства нами была избрана методика диагностики показателей и форм агрессии  А.Басса и А.Дарки. Для достижения поставленной цели исследования использовался метод статистической обработки данных критерий U — Манна-Уитни. В нашем исследовании принимали участие ­­30 респондентов (по 15 подростков из полных семей и 15 подростков, переживших развод родителей, из неполных семей) в возрасте от 14 до 15 лет.
Рассмотрим группу подростков, воспитывавшихся в полной семье, и подростков, переживших развод родителей. В данной группе респондентов нами были выявлены различия агрессивных реакций по показателю: «физическая агрессия» (Таблица 1).
 ris10
По данной шкале показатель «физическая агрессия» выше у подростков, переживших развод родителей. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что подростки, пережившие развод родителей чаще, чем подростки, воспитывающиеся в полной семье, прибегают к использованию физической силы против других лиц. Это свидетельствует о том, что подростки применяют физическую силу не зависимо от состава семьи, однако именно у детей из семей, прошедших ситуацию развода родителей, этот показатель выше. Возможно, для некоторых подростков из неполных семей это средство самообороны, т.к. они чувствуют беззащитность в некоторых ситуациях, для некоторых – это способ проявить себя и продемонстрировать своё превосходство, т.к. в домашней обстановке они не могут этого сделать. Результаты исследования подтверждают негативное влияние развода родителей на эмоциональную сферу подростков.

Таким образом, развод является «семейной» проблемой, решение которой зависит от всех членов семьи. Он влияет на все функции семьи, поэтому неправильно принятое решение, либо решение, принятое одним из родителей, может усугубить проблемы и переживания детей, вызванные разводом. Безусловно, влияние развода на родителей очевидно, но влияние его на детей и особенно подростков, ещё интенсивнее, поэтому очень важно, чтобы действия обоих родителей не навредили подростку.

Список использованных источников
  1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Браки, разводы и общие коэффициенты брачности и разводимости. – Минск, 1998. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by – Дата доступа: 8.04.2017.
  2. Каталымов, Л.Л. Словарь по сексологии / Л.Л. Каталымов. – ­Дрофа, 2007. – 61 с.
  3. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зенкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
  4. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детскомвозрасте / Д.Б. Эльконин // Избр.психологические труды. – 1971 – № 4. – С. 75—78.
  5. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В. Ермолаева. – Издание 2-е. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательcтво НПО ‘МОДЭК’, 2003. – 376 с.
  6. Фигдор, Г. Дети разведённых родителей: между травмой и надеждой / Г. Фигдорг. – М.: Наука, 1995. – 376 с.
  7. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М., 2003. – 288 с.
  8. Bragiel, J. Skutki rozwodu rodziców z perspektywy dorosłego życia / J.Bragiel. – Roczniki Socjologii Rodziny, 1999, t. XI.
  9. Петровска, М. Развод родителей и сопровождающие его чувства в рассказах их взрослых детей / М. Петровска // Адукацыя i выхаванне. – 2012. – №3. – С. 14–18.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий