УДК 373.3:81’233–056.313
Научный руководитель – М. В. Пивоварчик, доцент кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы
Эмоционально-оценочная лексика это – средство выражения личного субъективного отношения к той или иной ситуации, она может быть средством выражения личных чувств ребенка, эмоциональных переживаний (например: доброта, печаль, злость, радоваться, выигрывать, смелый, добрый, умный, хитрый). Нужно отметить, что называние эмоций заключается в эмоциональном осознании ребенком себя. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между детьми, выражением их симпатий или антипатий [1, с. 20].
Эмоционально-оценочная лексика направленна на обогащение словарного запаса у детей, где подчеркивается важность работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете или явлении.
Эмоционально-оценочная лексика детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется: бедностью словаря, неточностью определения слов, преобладаниеv пассивного словаря над активным, затруднениями актуализации словаря. В словаре детей преобладают слова с конкретным значением, так как усвоение эмоционально-оценочных значений слов вызывает большие трудности. У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения. Таким образом, развитие эмоционально-оценочной лексики учащихся с интеллектуальной недостаточностью является важным и актуальным аспектом всестороннего их развития.
Целью данного исследования явилось изучение уровня сформированности активного словаря эмоционально-оценочной лексики у учащихся III класса с интеллектуальной недостаточностью. Нами была организовано экспериментальное исследование на базе ГУО «Вспомогательной школы № 1 г. Гродно». Всего было обследовано 10 учащихся III класса первого отделения.
В исследовании применялась методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Эмоциональные лица» [2, с. 59]. Первая серия заданий методики направлена на выявление особенностей понимания детьми эмоциональных состояний другого человека по экспрессии лица. Детям предъявлялись картинки с изображением лица человека, который выражает определенную эмоцию (радость, горе, печаль, злость, удивление, страх) им предлагалось определить и назвать эмоцию.
Во второй серии эксперимента изучалась способность детей понимать эмоционального состояния по мимике персонажей сюжетных картинок. Для этого мы использовали картинки с простым сюжетом и небольшим количеством персонажей (модификация методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). Картинки были подобраны соответственно указанным выше шести эмоциональным состояниям.
Качественный анализ полученных результатов позволил выделить особенности эмоционально-оценочной лексики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в III классе.
При выполнении первой серии заданий методики (понимания эмоций по экспрессии лица) все учащихся с интеллектуальной недостаточностью назвали следующие эмоциональные состояния: злости(гнев), радость. При описании других эмоциональных состояний: страха, печали, грусти, удивления, 70% учащихся испытывали затруднения, использовали однообразные слова эмоционально-оценочной лексики для всех предлагаемых изображений, 30% учащихся понимали основные эмоциональные состояния. При описании эмоций по экспрессии лица собственные эмоции детей были однообразны. Наибольшее число правильных ответов было получено при определении состояния радости и злости (гнев), наименьшее – при оценке состояния страха, печали, грусти, удивления.
При выполнении второй серии заданий методики (понимания эмоций по сюжетным картинкам) учащимися с интеллектуальной недостаточностью не смогли правильно, самостоятельно определить эмоции. Испытуемым было сложно определить эмоцию «удивление», «грусть», «страх», «печаль», так как они не понимали сюжет показанного или понимали сюжет, но затруднялись описать состояние людей в различных ситуациях предлагаемых изображений. Как и в первой серии, в определении эмоции «радость» и «злость» у всех учащихся значительных затруднений не было. У всех учащихся наблюдались затруднения при употреблении слов эмоционально-оценочной лексики, использовались, примитивные, однообразные слова эмоционально-оценочной лексики. Часть учащихся 30% понимали основные эмоциональные состояния, но и у них возникли трудности при дифференциации сходных ситуаций, были использованы однообразные слова эмоционально-оценочной лексики для схожих по эмоциональному состоянию и ситуации изображений.
На основании анализа полученных результатов были выделены характеристики эмоционально-оценочной лексики учащихся с интеллектуальной недостаточностью в III классе:
− ошибки описания эмоциональных состояний по экспрессии лица;
− ошибки описания эмоциональных состояний сюжетных картинок;
− трудности при описании сходных ситуаций по эмоциональному состоянию и ситуации изображений;
− трудности отмечаются при составлении самохарактеристик;
− использовались, повторялись, примитивные и однообразные слова эмоционально-оценочной лексики.
По полученным результатам экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью использование слов эмоционально-оценочной лексики при описании эмоциональных состояний другого человека по экспрессии лица и понимания эмоций персонажей сюжетных картинок находится на низком уровне. Таким образом, уровень развития эмоционально-оценочной лексики учащихся является недостаточным, что свидетельствует о необходимости проведения последовательной коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
Эмоционально-оценочная лексика направленна на обогащение словарного запаса у детей, где подчеркивается важность работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете или явлении.
Эмоционально-оценочная лексика детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется: бедностью словаря, неточностью определения слов, преобладаниеv пассивного словаря над активным, затруднениями актуализации словаря. В словаре детей преобладают слова с конкретным значением, так как усвоение эмоционально-оценочных значений слов вызывает большие трудности. У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения. Таким образом, развитие эмоционально-оценочной лексики учащихся с интеллектуальной недостаточностью является важным и актуальным аспектом всестороннего их развития.
Целью данного исследования явилось изучение уровня сформированности активного словаря эмоционально-оценочной лексики у учащихся III класса с интеллектуальной недостаточностью. Нами была организовано экспериментальное исследование на базе ГУО «Вспомогательной школы № 1 г. Гродно». Всего было обследовано 10 учащихся III класса первого отделения.
В исследовании применялась методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Эмоциональные лица» [2, с. 59]. Первая серия заданий методики направлена на выявление особенностей понимания детьми эмоциональных состояний другого человека по экспрессии лица. Детям предъявлялись картинки с изображением лица человека, который выражает определенную эмоцию (радость, горе, печаль, злость, удивление, страх) им предлагалось определить и назвать эмоцию.
Во второй серии эксперимента изучалась способность детей понимать эмоционального состояния по мимике персонажей сюжетных картинок. Для этого мы использовали картинки с простым сюжетом и небольшим количеством персонажей (модификация методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). Картинки были подобраны соответственно указанным выше шести эмоциональным состояниям.
Качественный анализ полученных результатов позволил выделить особенности эмоционально-оценочной лексики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в III классе.
При выполнении первой серии заданий методики (понимания эмоций по экспрессии лица) все учащихся с интеллектуальной недостаточностью назвали следующие эмоциональные состояния: злости(гнев), радость. При описании других эмоциональных состояний: страха, печали, грусти, удивления, 70% учащихся испытывали затруднения, использовали однообразные слова эмоционально-оценочной лексики для всех предлагаемых изображений, 30% учащихся понимали основные эмоциональные состояния. При описании эмоций по экспрессии лица собственные эмоции детей были однообразны. Наибольшее число правильных ответов было получено при определении состояния радости и злости (гнев), наименьшее – при оценке состояния страха, печали, грусти, удивления.
При выполнении второй серии заданий методики (понимания эмоций по сюжетным картинкам) учащимися с интеллектуальной недостаточностью не смогли правильно, самостоятельно определить эмоции. Испытуемым было сложно определить эмоцию «удивление», «грусть», «страх», «печаль», так как они не понимали сюжет показанного или понимали сюжет, но затруднялись описать состояние людей в различных ситуациях предлагаемых изображений. Как и в первой серии, в определении эмоции «радость» и «злость» у всех учащихся значительных затруднений не было. У всех учащихся наблюдались затруднения при употреблении слов эмоционально-оценочной лексики, использовались, примитивные, однообразные слова эмоционально-оценочной лексики. Часть учащихся 30% понимали основные эмоциональные состояния, но и у них возникли трудности при дифференциации сходных ситуаций, были использованы однообразные слова эмоционально-оценочной лексики для схожих по эмоциональному состоянию и ситуации изображений.
На основании анализа полученных результатов были выделены характеристики эмоционально-оценочной лексики учащихся с интеллектуальной недостаточностью в III классе:
− ошибки описания эмоциональных состояний по экспрессии лица;
− ошибки описания эмоциональных состояний сюжетных картинок;
− трудности при описании сходных ситуаций по эмоциональному состоянию и ситуации изображений;
− трудности отмечаются при составлении самохарактеристик;
− использовались, повторялись, примитивные и однообразные слова эмоционально-оценочной лексики.
По полученным результатам экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью использование слов эмоционально-оценочной лексики при описании эмоциональных состояний другого человека по экспрессии лица и понимания эмоций персонажей сюжетных картинок находится на низком уровне. Таким образом, уровень развития эмоционально-оценочной лексики учащихся является недостаточным, что свидетельствует о необходимости проведения последовательной коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
Список литературы:
1. Белобрыкина, О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина. – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.
2. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 136 с.
2. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 136 с.