Иодель А.А. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

УДК 373.2:81’233-056.264

Научный руководитель – С. П. Корнейчук, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы

В данной статье рассматривается проблема формирования звукопроизношения у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Описаны   особенности   звукопроизношения   у  детей со стертой дизартрией старшего дошкольного возраста. Указана роль дидактических игр в работе с  детьми по формированию звукопроизношения.
У детей дошкольного возраста наиболее  часто встречаемым  речевым нарушением является дизартрия. Дизартрия — это нарушение   произносительной   стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы [1, с. 73].
У детей с дизартрией первый крик часто короткий, не звонкий. Гуление и лепет появляются у большинства детей своевременно. Однако репертуар звуков и их интонирование ограничены. Развитие речи несколько отстает от нормы. Слова появляются после полутора лет, фраза к трем годам. Несмотря на то, что нет грубых нарушений от нормы в звуковом оформлении речи, тщательный логопедический анализ позволяет установить дизартрический характер этих нарушений и их связь с органическим поражением центральной нервной системы.
По мнению Е.Ф. Архиповой, нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в  искажении, смешении, замене, в  пропусках звуков. При стертой дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и  артикуляционного отделов периферического речевого аппарата) [2, с. 96].
В исследованиях О.Ю. Федосовой были выявлены следующие особенности звукопроизношения у  детей со стертой дизартрией [3, с. 117]: нарушения звукопроизношения проявляются в  зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер, в зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-разному, характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.
Для правильного произношения звуков благоприятной предпосылкой детей является их сильная позиция, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры. Для детей бывают сложными воспринимать и воспроизводить слова со стечением согласных.
Формирование правильного звукопроизношения включает в себя развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. К этим ощущениям необходимо привлекать внимание ребенка, начиная упражнения с обязательным сопровождением зрительного контроля постановки позы [4, с. 272].
Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр.
Дидактические игры, используемые в  коррекции звукопроизношения, решают одну из таких задач, как подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков речи.
Развитие и  коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в  чужую речь, узнавать и  различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к  выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.
Процесс закрепления произношения нового звука в  разговорной речи у  многих детей протекает медленно и  требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в  слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры, которые направлены на коррекцию звукопроизношения (шипящих, свистящих, сонорных).
Дидактические игры учитель-дефектолог используют на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях.
Игровые приемы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывания звука), автоматизации и дифференциации звука [5, с. 145].
На подготовительном этапе формируют артикуляционный аппарат к поставке звуков. Для этого используют дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата и правильного дыхания.
Для развития артикуляционных движений можно использовать игровые упражнения, направленные на развитие статики, динамики, подвижности языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Эффективными являются такие артикуляционные игры: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка» и другие [1, с. 47].
Л.И. Белякова и Н.Н. Гончарова предлагают вырабатывать правильное диафрагмальное дыхание с использованием следующих игр: «Кошка», «Насос», «Большой маятник», «Задуй свечу» и другие [6, с. 5].
Второй, постановочный этап включает как классические способы постановки звуков, так использование игровых заданий. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина предлагают использовать 3 способа постановки звуков [7, с. 21].
Первый способ включает подражание правильному звуку. Ребенок воспринимает артикуляционные фонемы, пользуясь при этом зрением, слухом, мышечными ощущениями, и сознательно пытается воспроизвести правильные движения органов артикуляции. Здесь можно использовать игровые приемы: «Насосом накачиваем колесо (с-с-с)», «Дует холодный ветер», «Сдувается шарик» и другое [1, с. 48].
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи шпателя или зонда. При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе, механическим путем, речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Эффективными играми при этом способе являются «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужалочка», «Моторчик» и другое.
Третий способ – смешанный. На данном этапе для воспроизведения требуемой артикуляции с помощью словесных пояснений и путем подражания механически воздействуем на речевые органы, чтобы помочь более точно и полно воспроизвести требуемую артикуляцию. Здесь можно использовать игровые приемы И.В. Баскакиной, М.И. Лынской: «Шипелочка», «Свистелочка», «Заведем моторчик», «Индюк» и другое [8, с. 4].
На этапе автоматизации вводится включение поставленных звуков в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. Сначала соединяется, изолированно поставленный согласный, с гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] в прямые слоги (са, со, су, сы, сэ), в обратные (ас, ос, ус, ыс, эс) и со стечением согласных (ста, сто, слу, слы). На данном этапе можно применять игровые приемы, представленные Н. В. Нищевой: «Жук-пожарник», «Варежка», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Один-много» и другое [9, с. 3].
На этапе дифференциации последовательно различают смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам в игровых упражнениях: по твердости и мягкости («наоборот», «сигнальщики», «эхо» и др.); по звонкости и глухости («Загрузим в грузовик картинки», «Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак» и др.); ударности и безударности слогов («Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?», «Прочитайте слова с ударением на первом слоге» и другие).
Дополнительно в работе можно использовать игры для развития артикуляции: «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье»; для развития правильного дыхания: «Снежинки летят», «Подул ветерок»; для автоматизации звуков: «Улитка», «Что делает Мила?», «Половинки»; по дифференциации звуков: «Лесные цветы», «На лесной полянке».
Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ [10, с. 177].

Таким образом, игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника. В  организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому коррекционная работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

Список использованных источников

  1. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, – 254 с.
  3. Архипова, Е.Ф. Стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2007. – 343 с.
  4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
  5. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А. Каверова. М. : Специальное образование, – С. 145–148.
  6. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Беляковой. – М. : Книголюб, 2004. – 56 с.
  7. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие / Т. Б. Филичева,                     Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
  8. Баскакина, И.В. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш /  И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 32 с.
  9. Нищева, Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н. В. Нищева. – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 152 с.
  10. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий