Будилович Д.М. СТРАХИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2:159.99

Научный руководитель – П.А. Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Страх – это чувство, которое мы испытываем по несколько раз в день. В детстве испытав реакцию страха, мы будем испытывать её постоянно в похожих ситуациях. Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительносьти, ведущее к более кретичному и избирательному отношению к ней [1, с. 28]. В страхе нет ничего ужастного, пока он не выходит за пределы разумного. Страх заставляет учитывать возможный риск, а также она защищает нас от опастности [2, с. 321].
Изучением страха в психологической и педагогической науке занимались как зарубежные (Д. Боубли, Рэчмен, Томкинс, Кёлер), так и отечественные ученые ( А.И. Захаров и М.А. Панфилова).
Первым исследователем  выделивший  понятие «страх» был Кьеркегор. Он считал, что страх возникает из осознания невозможность преодоления собственной смерти и риска неправильного расположения собственной свободы [3].
В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх». А.И. Захаров, рассматривает содержания страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений. Боулби рассматривает развитие страха как функцию качества привязанности ребенка к матери. Томкинс в качестве причин страха определяет эмоции, драйвы и когнитивные процессы [2].
Карвасарский различал восемь основных фабул страха. К  первой из них относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах (клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства, агорафобия боязнь открытого пространства). К этой же группе относится страх высоты и глубины. Ко второй группе, отосится так называемая социофобии, связанные с общественной жизнью. К третьей группе относятся нозофобии – страхи заболеть каким-либо заболеванием. К четвертой группе страхов относится танатофобия – страх смерти, к пятой – различные сексуальные срахи, к шестой группе — страхи нанести вред себе или близким, к седьмой – контрастные фобии  (страх совершить что-то непристойное). И, наконец, восьмая группа страхов –это страх боятся чего-либо [5, с. 11 — 20].
А.И. Захаров предлагает следующие классификации страха:
  1. ситуативно и личностно обусловленный;
  2. острый и хронический;
  3. инстинктивный и социально опосредованный;
  4. реальный и воображаемый;
  5. по степени выраженности: ужас, испуг, тревога, опасение, беспокойство, волнение;
  6. возрастные и клинические [1].
Целью исследования являлось определить содержание страхов у детей старшего дошкольного возраста. Исследование страха  детей старшего дошкольного возраста проводились на базе ГУО «Ясли-сад № 106 г.Гродно». Выборку составили 24 дошкольника в возрасте от 5 до 6 лет.
В нашем исследовании мы использовали методику «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой [4]. Каждому ребенку предлагалось два дома – красный и черный. В эти дома предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ –выбросить или потерять.
Таблица 1.1­­­­­­­­­­­ – Соотношение качества страхов у девочек и у мальчиков

п/п

 

Выраженные страхи

 

 

У девочек, в %

 

У мальчиков, в %

1. Когда остаёшься один 16,7 8,3
2. Нападения 58,4 41,6
3. Заболеть, заразиться 25 58,3
4. Умереть 91,7 83,3
5. Того, что умрут твои родители 100 83,3
6. Каких-то детей 0 8,3
7. Каких-то людей 33,3 16,7
8. Мамы или папы 0 25
9. Наказания 50 33,3
10. Сказочных героев 91,7 58,3
11. Перед тем как заснуть 8,3 0
12. Страшных снов 66,7 41,7
13. Темноты 41,7 25
14. Животных 16,7 33,3
15. Транспорт 66,7 50
16. Стихии 58,3 58,3
17. Высоты 58,3 41,7
18. Глубины 50 50
19. Замкнутого пространства 58,3 25
20. Воды 8,3 0
21. Огня 66,7 66,7
22. Пожара 75 66,7
23. Войны 75 33,3
24. Больших улиц 58,3 33,3
25. Врачей 0 8,3
26. Крови 50 16,7
27. Уколов 58,3 66,7
28. Боли 50 25
29. Резких звуков 41,7 25
30. Сделать что-либо не так, не правильно 8,3 25
31. Опоздать в детский сад 25 25
В ходе эксперимента было выявлено, что на первом месте стоит страх того, что умрут родители  (91,7%). Также наиболее часто встречаются страхи смерти и сказочных героев, пожара, огня; реже встречаются страхи воды, врачей и перед тем как заснуть. (Таблица 1.1­­­­­­­­­­­ – Соотношение качества страхов у девочек и у мальчиков).

В ходе исследования было установлено, что девочки чаще всего боятся того, что умрут  родители, умереть, сказочных героев, огня, транспорта; реже  воды, сделать, что-либо не так, перед тем как заснуть, одиночества; и при этом не боятся совсем родителей , врачей, детей. Мальчики так же как и девочки боятся смерти родителей , умереть, огня, пожара, уколов.

Список использованных источников
  1. Захаров,  А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – М.: Медицина, 1998. – 144 с.
  2. Изард, Д. Э. Страх и тревога / К.Э. Изард  // Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб ., 1999, – Гл. 13. – С. 288 – 323 с.
    Кьеркегор, С. Понятие страха / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993 – 248 с.
  3. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 448с.
  4. Щербатых, Ю.Б. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий