УДК 373.2:159.99
Научный руководитель – П.А. Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Страх – это чувство, которое мы испытываем по несколько раз в день. В детстве испытав реакцию страха, мы будем испытывать её постоянно в похожих ситуациях. Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительносьти, ведущее к более кретичному и избирательному отношению к ней [1, с. 28]. В страхе нет ничего ужастного, пока он не выходит за пределы разумного. Страх заставляет учитывать возможный риск, а также она защищает нас от опастности [2, с. 321].
Изучением страха в психологической и педагогической науке занимались как зарубежные (Д. Боубли, Рэчмен, Томкинс, Кёлер), так и отечественные ученые ( А.И. Захаров и М.А. Панфилова).
Первым исследователем выделивший понятие «страх» был Кьеркегор. Он считал, что страх возникает из осознания невозможность преодоления собственной смерти и риска неправильного расположения собственной свободы [3].
В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх». А.И. Захаров, рассматривает содержания страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений. Боулби рассматривает развитие страха как функцию качества привязанности ребенка к матери. Томкинс в качестве причин страха определяет эмоции, драйвы и когнитивные процессы [2].
Карвасарский различал восемь основных фабул страха. К первой из них относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах (клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства, агорафобия боязнь открытого пространства). К этой же группе относится страх высоты и глубины. Ко второй группе, отосится так называемая социофобии, связанные с общественной жизнью. К третьей группе относятся нозофобии – страхи заболеть каким-либо заболеванием. К четвертой группе страхов относится танатофобия – страх смерти, к пятой – различные сексуальные срахи, к шестой группе — страхи нанести вред себе или близким, к седьмой – контрастные фобии (страх совершить что-то непристойное). И, наконец, восьмая группа страхов –это страх боятся чего-либо [5, с. 11 — 20].
А.И. Захаров предлагает следующие классификации страха:
- ситуативно и личностно обусловленный;
- острый и хронический;
- инстинктивный и социально опосредованный;
- реальный и воображаемый;
- по степени выраженности: ужас, испуг, тревога, опасение, беспокойство, волнение;
- возрастные и клинические [1].
Целью исследования являлось определить содержание страхов у детей старшего дошкольного возраста. Исследование страха детей старшего дошкольного возраста проводились на базе ГУО «Ясли-сад № 106 г.Гродно». Выборку составили 24 дошкольника в возрасте от 5 до 6 лет.
В нашем исследовании мы использовали методику «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой [4]. Каждому ребенку предлагалось два дома – красный и черный. В эти дома предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ –выбросить или потерять.
Таблица 1.1 – Соотношение качества страхов у девочек и у мальчиков
№
п/п |
Выраженные страхи
|
У девочек, в % |
У мальчиков, в % |
1. | Когда остаёшься один | 16,7 | 8,3 |
2. | Нападения | 58,4 | 41,6 |
3. | Заболеть, заразиться | 25 | 58,3 |
4. | Умереть | 91,7 | 83,3 |
5. | Того, что умрут твои родители | 100 | 83,3 |
6. | Каких-то детей | 0 | 8,3 |
7. | Каких-то людей | 33,3 | 16,7 |
8. | Мамы или папы | 0 | 25 |
9. | Наказания | 50 | 33,3 |
10. | Сказочных героев | 91,7 | 58,3 |
11. | Перед тем как заснуть | 8,3 | 0 |
12. | Страшных снов | 66,7 | 41,7 |
13. | Темноты | 41,7 | 25 |
14. | Животных | 16,7 | 33,3 |
15. | Транспорт | 66,7 | 50 |
16. | Стихии | 58,3 | 58,3 |
17. | Высоты | 58,3 | 41,7 |
18. | Глубины | 50 | 50 |
19. | Замкнутого пространства | 58,3 | 25 |
20. | Воды | 8,3 | 0 |
21. | Огня | 66,7 | 66,7 |
22. | Пожара | 75 | 66,7 |
23. | Войны | 75 | 33,3 |
24. | Больших улиц | 58,3 | 33,3 |
25. | Врачей | 0 | 8,3 |
26. | Крови | 50 | 16,7 |
27. | Уколов | 58,3 | 66,7 |
28. | Боли | 50 | 25 |
29. | Резких звуков | 41,7 | 25 |
30. | Сделать что-либо не так, не правильно | 8,3 | 25 |
31. | Опоздать в детский сад | 25 | 25 |
В ходе эксперимента было выявлено, что на первом месте стоит страх того, что умрут родители (91,7%). Также наиболее часто встречаются страхи смерти и сказочных героев, пожара, огня; реже встречаются страхи воды, врачей и перед тем как заснуть. (Таблица 1.1 – Соотношение качества страхов у девочек и у мальчиков).
В ходе исследования было установлено, что девочки чаще всего боятся того, что умрут родители, умереть, сказочных героев, огня, транспорта; реже воды, сделать, что-либо не так, перед тем как заснуть, одиночества; и при этом не боятся совсем родителей , врачей, детей. Мальчики так же как и девочки боятся смерти родителей , умереть, огня, пожара, уколов.
Список использованных источников
- Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – М.: Медицина, 1998. – 144 с.
- Изард, Д. Э. Страх и тревога / К.Э. Изард // Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб ., 1999, – Гл. 13. – С. 288 – 323 с.
Кьеркегор, С. Понятие страха / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993 – 248 с. - Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 448с.
- Щербатых, Ю.Б. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.