Малинина Е.Г. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО И АЛГОРИТМИЧЕ-СКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИ-КИ

УДК 373.5
Научный руководитель – В. М. Котов, преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики БГПУ им. М. Танка, доктор физико-математических наук, профессор

В современном обществе человеку приходится сталкиваться в жизни с условиями, когда необходимо анализировать,  сравнивать, выдвигать гипотезы, составлять планы или выполнять инструкции, находить необходимые аргументы в дискуссиях или логически грамотно опровергать ложные суждения.[1] Найти правильное решение для сложившихся ситуаций помогает логическое и алгоритмическое мышления. Именно поэтому одной из главных целей и направлений в обучении, в том числе и по учебному предмету «Информатика», является развитие данных умений у учащихся.

Развитие алгоритмического и логического мышления на уроках информатики происходит при изучении содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования», при этом у ребят формируются умения составлять и реализовать алгоритмы (линейные, с ветвлением и повторением) с использованием числовых, строковых и символьных величин, элементов одномерных массивов.[2]

Однако, при обучении учащихся логическим принципам и алгоритмам, учитель часто обнаруживает недостатки практического владения мыслительными операциями и логическими приемами мышления. Ребята не могут находить общее в суждениях,  делать выводы из полученных результатов, определять истинность суждений, находить логические ошибки. Они просто стараются заучить учебный материал, при этом не понимают сущность процессов и явлений, не могут провести аналогию с реальными объектами в жизни. Рассмотрев работы исследователей (Г. Л. Абдулгалимов, И. В. Баженова, С. И. Гильманшина, Н. С. Моторыгина, Л. А. Кугель и А. Н. Стась) в данной области можно выделить следующие причины возникшей проблемы:

  1. Несоответствие методики обучения современным требованиям;
  2. Недостаток учебных часов на изучение данной темы (23 % от учебной программы);
  3. Отсутствие соответствующей математической подготовки учащихся, необходимой при решении задач;
  4. Некачественная работа преподавателя по формированию логического и алгоритмического мышления.

На мой взгляд, учитывая вышесказанное, данная проблема является актуальной. На это указывают ученные-методисты, преподаватели вышей школы и учителя, работающие в средних учреждениях образования. Основная задача состоит в том, чтобы совершенствовать методику преподавания информатики по теме «Основы алгоритмизации и программирования» в средней школе.

Изучив психолого-педагогическую литературу исследователей ( Е. Н. Кузнецовой,  Н. М. Востриковой, Т. Н. Лебедевой, В. Н. Исаковой, Л. И. Попова и И. Н. Кудряшова) можно сделать выводы о том, что формирование логического и алгоритмического мышления начинается примерно в возрасте 5-11 лет и сформировывается окончательно к 20-25 годам. Это становится возможным благодаря овладению человеком мыслительными операциями. Наиболее удачным является подростковый возраст. Исходя из этой особенности развития учащихся на второй ступени обучения, можно сделать заключение о возможности усовершенствования образовательного процесса на данном этапе по учебному предмету «Информатика». Способствование такому развитию позволяет избежать становления ложных логических структур  и ускоряет процесс развития при специальных условиях [3].

Учитывая возрастные и психолого-педагогические рекомендации, представляется возможным удачное развитие логического и алгоритмического мышления, если использовать при изучении информатики на второй ступени обучения задачи по комбинаторике. Как показывает опыт отечественных и зарубежных практик, данный раздел дискретной математики, совершенствует приемам мыслительной деятельности, способствует повышению математической и алгоритмической культуры, формирует умение мыслить индуктивно при формулировании гипотез и дедуктивно при  их доказательстве [4].

Таким образом, цель нашего исследования заключается в разработке эффективной методики обучения информатике, основанной на использовании системы комбинаторных задач как способа развития логического и алгоритмического мышления.

Список использованных источников

  1. Абдулгалимов, Г. Л. О роли развития логического мышления в информационном обществе / Г. Л. Абдулгалимов, Л. А. Кугель, С. В. Васекин //Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 33–36.
  2. Национальный образовательный портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/. – Дата доступа: 29.03.2017.
  3. Кузнецова, Е. А. Как формировать и развивать мышление учащихся в средней школе средствами математики / Е. А. Кузнецова // Вестник Северного (Арктического) фед. унив. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 5. – С. 136–140.
  4. Стась, А. Н. Формирование алгоритмического мышления в процессе обучения теории графов / А. Н. Стась, О. И. Прусских // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 2. – С. 166–169.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий