УДК 373.24
Научный руководитель – П.А. Ковалевский, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль — она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.
Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки, а также для дальнейшего ее развития и влияния на личность.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Существует 2 вида самооценки: адекватная и неадекватная. Неадекватная делится на завышенную и заниженную. Рассмотрим несколько подробно эти виды. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой – либо деятельности.
Неадекватная самооценка – это завышенное или заниженное мнение о себе. Самооценка бывает неадекватной в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека.
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств уровня их развития.
Таким образом, самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно.
Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Социальная среда является источником развития ребёнка. Каждый шаг в развитии детей меняет влияние на них среды: среда становится совершенно иной, когда ребёнок переходит от одной возрастной ситуации к следующей.
Цель нашего исследования заключается в выявлении связи между самооценкой ребенка старшего дошкольного возраста и психологической готовности к обучению.
Исследование проводилось на базе Дошкольного центра развития ребёнка №97 г. Гродно. В проведении в исследования участвовало 11 детей в возрасте 6 лет, посещающих старшую группу (4 мальчика и 7 девочек).
Для определения самооценки детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Лесенка».
Результаты определения самооценки дошкольников показали, что у 27,2% детей отмечается высокий уровень самооценки. Они объяснили свой выбор тем, что «Мама говорит, что я лучший». Больше всего детей с нормальным уровнем самооценки− 54,5 %. Некоторые дети объяснили свой выбор тем, что «я много чего умею». И с низким уровнем самооценки – 18,1% детей. Они объяснили свой выбор тем, что «Никто не берет меня играть».
Для определения уровня готовности старших дошкольников к обучению был использован «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека».
В итоге результаты исследования показали, что высокий уровень готовности к обучению имеют 36,4%, средний – 63,6%, а низкий – отсутствует.
При проведении исследования наблюдались следующие особенности в поведении у некоторых детей: неусидчивость, невнимательность, отсутствие интереса к заданию.
Суммарный итог ориентационного теста:
- От 3 до 6 баллов – 4 ребёнка из 11;
- От 7 до 11 баллов – 7 детей из 11.
Проанализировав результаты эмпирического исследования были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 — Соотношение самооценки и психологической готовности детей шестилетнего возраста.
Имена | № | Самооценка | Уровень психологической готовности |
Маша Н. | 1 | Адекватная | Средний уровень |
Максим А. | 2 | Адекватная | Средний уровень |
Саша С. | 3 | Завышенная | Высокий уровень |
София К. | 4 | Адекватная | Высокий уровень |
Полина Д. | 5 | Адекватная | Средний уровень |
Миша З. | 6 | Завышенная | Средний уровень |
Даша Б. | 7 | Завышенная | Высокий уровень |
Катя С. | 8 | Адекватная | Средний уровень |
Вадим О. | 9 | Заниженная | Средний уровень |
Вика Л. | 10 | Адекватная | Средний уровень |
Алина К. | 11 | Завышенная | Высокий уровень |
В ходе проведения эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь самооценки детей старшего дошкольного возраста и психологической готовности к обучению в школе. Дети, имеющие высокий уровень самооценки в группе сверстников, лучше подготовлены к обучению в школе. Нельзя говорить, что дети, имеющие средний уровень самооценки в группе сверстников, не готовы к обучению в школе, но среди них отмечается меньшая заинтересованность в учебной деятельности, так же это сказывается на поведении ребёнка и его становлении как личности в дальнейшем.
Список использованных источников
-
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. — М., 2007. – 387 с.
-
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. –184 с.
-
Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В Захарова.- Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. – 99 с.
-
Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1999. – 338 с.