УДК: 373.3.016:51
Научный руководитель – С. В. Гадзаова, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания
Познавательная активность является социально – значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности. Активизация познавательной деятельности обучающихся невозможна без развития их познавательного интереса. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как средство повышения его качества обучения.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание, выраженная в той или иной предметной области знаний. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. По мнению И. В. Метельского: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [1, с. 21].
В психолого-педагогических исследованиях представлены разные аспекты проблемы развития познавательного интереса школьников: роль познавательного интереса в формировании общей направленности личности учащегося (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); условия его становления (Б. Г. Ананьев, А. К. Дусавицкий и др.); периоды интенсивного развития (Ю. К. Бабанский, В. А. Крутецкий, Л. С. Рубинштейн и др.); предметная направленность (А. К. Маркова, Г. И. Щукина и др.). Особенно актуальна проблема развития интереса к учению у младших школьников.
Формирование познавательных интересов учащихся может происходить по двум основным направлениям: путём использования потенциала содержания учебного предмета, а также путём определенной организации познавательной деятельности учащихся. «Содержание уроков и определенная организация познавательной деятельности являются источниками формирования познавательного интереса» [2, с. 45]. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, а успешно осуществлять данную цель можно через игру.
Дидактическая игра является одним из средств развития познавательного интереса, она позволяет сделать работу младших школьников увлекательной как на творческо-поисковом уровне, так и в процессе закрепления материала. Занимательность игры делает познавательную деятельность эмоционально окрашенной, активизирует все психологические процессы и функции ребёнка. Дидактическая игра способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит интерес и разнообразие в учебно-воспитательный процесс.
Существенными признаками дидактической игры являются, во-первых, устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности, во-вторых, наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [3, с. 8].
Основные структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Классификация дидактических игр может быть различной. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию и используемому материалу, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, способу организационной деятельности, по роли педагога. Так, например, по характеру познавательной деятельности Т. К. Жикалкина выделяет следующие группы [4, с. 7]:
— игры, требующие от детей исполнительской деятельности, с помощью которых дети выполняют действия по образцу;
— игры, требующие воспроизведения действий, к которым относятся, например, игры на формирование вычислительных навыков;
— игры, с помощью которых дети изменяют пример и задачи в другие, логически связанные с ними;
— игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
По характеру используемого материала выделяют:
— предметные, с дидактическими играми и материалами;
— настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей;
— словесные.
По способу организационной деятельности можно представить следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы, сюжетно-ролевые игры.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, отражая реальные факты или события и раскрывая обычное действие через необычное.
В основе игр-поручений игровая задача основана на предложении что-то сделать: «Помоги герою выполнить задание».
Основным признаком игры-загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать, решить логическую задачу.
В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми и детей друг с другом, в процессе которого раскрывается познавательное содержание игры, которое не лежит «на поверхности».
Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют определённые роли [5, с. 27].
По числу участников в игре дидактические игры делятся на коллективные, групповые и индивидуальные.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов [6, с. 50].
Дидактическая игра сочетает наглядность, слово учителя и действия самих детей с игровыми пособиями, предметами и т.д. Поскольку в дидактических играх действующими лицами являются и педагог и дети, игра открывает большие возможности для повышения инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений [7, с. 4].
При организации дидактических игр на I ступени общего среднего образования необходимо придерживаться следующих правил:
— Правила игры должны быть простыми, доступными для понимания младших школьников.
— Если материал понимают только отдельные учащиеся, то она не интересна детям и будет проводиться только формально.
— Если игра вызывает бурную реакцию у детей, но не развивает, то такая игра не достигнет педагогических целей.
— Не будет эффекта в проведении такой игры, которая сопровождается применением слишком сложного или громоздкого материала.
— В командных соревнованиях нужно продумать, как сделать контроль справедливым и открытым. Игра для детей будет интересна в том случае, если каждый из них примет активное участие.
Конкретизируем рекомендации к применению дидактических игр на уроках математики:
1) Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед учащимися познавательную задачу, сделать нужные записи на доске.
2) В игре в той или иной роли должен участвовать каждый учащийся класса. Если у доски работает небольшое число детей, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителя.
3) Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
4) Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов, рисунками и чертежами.
5) На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий и вычислительных приёмов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма.
6) В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
7) В игре следует продумывать характер деятельности детей, организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи: сигнальные карточки или разрезные цифры. Работающие у доски дети решают в ходе игры примеры или задачи, а остальные учащиеся показывают либо разные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленый цвет – с ответом согласны, красный – нет).
8) В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения математике. В этом случае учитель в таблице на доске отмечает звездочками работу команд в течение урока. В конце урока он вместе с детьми подводит итоги соревнования. При подведении итогов соревнования следует отметить дружную работу участников команд. Учитель должен отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Чтобы не нарушать впечатления от игры, ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце.
Познавательный интерес стимулируют элементы занимательности и соревнования. В дидактических играх, предназначенных для парной работы, выигрывать может тот, кто сделает меньше ошибок. Например, в игре «Заполни квадрат» [8], целью которой является упорядочивание предметов по различным признакам, первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат (рисунок 1). Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме
Рисунок 1. Игра «Заполни квадрат»
Развитию познавательного интереса, на наш взгляд, в большей степени способствуют игры с творческо-поисковым компонентом. Содержание может предполагать выполнение вычислений или конструктивные операции с геометрическими фигурами, но игровые действия направлены на получение результата, обозначающего тему урока или математическое понятие. Например, в игре «Составь слово» детям предлагается решить примеры. В результате установления соответствия между ответами и буквами составляется слово, которое и является итогом игры. При этом ответы либо располагаются в определённом порядке, либо вписываются в таблицу. Рассмотрим вариант, когда после заполнения таблицы получается слово «гектар» [9, с. 19].
Р: 37+ 74 Т: 120 ∙ 7 Г: 96 : 8
Е: 78 : 13 А: 85 – 48 К: 700 – 560
Конструктивная игра «Танграм» позволяет не только организовать работу на разных уровнях: сложить фигуру по расчленённому образцу, по нерасчленённому образцу (без выделения составных частей), по представлению и по собственному замыслу. Например, предлагается сложить фигуры птиц (рисунок 2) по нерасчленённому образцу.Не меньший интерес вызывает игра «Математический фокус». Например, предлагается выполнить вычисления по алгоритму: запишите размер своей обуви, умножьте это число на 2, к произведению прибавьте 5, сумму умножьте на 100, полученный результат разделите на 2, прибавьте количество своих лет, полученный результат уменьшите на 250. По итогам надо объяснить, как по результату вычислений можно определить размер обуви и возраст. В других вариантах подобных игр также получается не случайный результат. В некоторых случаях можно раскрыть «секрет» фокуса на основе анализа тождественных преобразований математического выражения.
Рисунок 2. Игра «Танграм»
Дидактическая игра позволяет организовать изучение учебного материала в интересной форме, с использованием элементов занимательности или соревнования. Ребёнок учится открывать новое или использовать полученные знания в новых условиях, которые максимально его активизируют. Эта форма работы поддерживает интерес детей к математике и к учению в целом.
Список использованных источников
- Метельский, Н. В. Дидактика математики : общая методика и ее проблемы / Н. В. Метельский. – Минск : БГУ, 1982. – 309 с.
- Камбылова, Е. В. Игровые технологии обучения в начальной школе / Е. В. Камбылова // Начальная школа. – 2007. – С. 43–45.
- Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М. : Просвещение, 1990. – 96 с.
- Жикалкина, Т. К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах четырехлетней начальной школы : Пособие для учителя. – М : Новая школа, 1997. – 173 с.
- Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М., 1987. – 144 с.
- Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 49–52.
- Пономарева, Н. В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н. В. Пономарева // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 3–7.
- Пагуляем у матэматыку / А. А. Столяр [и др.]; под общ. ред. А. А. Столяра. – Минск : Народная асвета, 1990. – 83 с.
- Гадзаова, С. В. Устные и практические упражнения к урокам математики в IV классе (УМК авторов Г. Л. Муравьевой и др.) / С. В. Гадзаова // Пачатковае навучанне. – 2014 – № 11. – С. 19–21.