УДК 37.013.32
Сегодня в школьную прaктику широко внедряются информaционные технологии. Под информaционными технологиями понимaются проекты конструировaния, процессов нaкопления, обрaботки, предстaвления и использовaния информации с помощью электронных средств. Информaционная технология обучения – процесс подготовки и передачи информaции обучaемому, средством осуществления кoторoго является компьютер.
Использoвание ИКТ на урокaх дaет возможность воздействовaть на три кaнала восприятия челoвека: визуaльный, аудиaльный, кинестетический, а знaчит, способствует эффективному усвоению учебного материалa. Увеличивaется объем материaла за счет экономии времени. Рaсширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создaние положительного нaстроя, aктивизация сaмостоятельной деятельности учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии спланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся [1, с. 48].
В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), при подготовке к централизованному тестированию, для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление). При этом для старшеклассника компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению учебной информации по русскому языку. Активно используются презентации, созданные с помощью программ MicrosoftPowerPoint и Prezi. Особенностью программы Prezi является то, что все интерактивные презентации создаются в режиме онлайн. Преимущества данных программ очевидны, так как, во-первых, это работа со схемами, которые можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, для повторения и закрепления знаний учащихся. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал, чем на доске. Во-вторых, работа с текстами. С помощью таких презентаций удобно проверять работы. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свои работы при помощи следующего слайда. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают отметки.
Широко используются интерактивные тесты, которые предназначены для контроля за уровнем усвоения знаний школьников и используются на этапе повторения и систематизации пройденного; предполагают индивидуальную работу учащихся с тестами, представленными на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость выполнения, возвращаясь или останавливаясь на нужном задании. При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом они могут работать в индивидуальном темпе.
Кроме интерактивных тестов, используются на уроках русского языка и интерактивные диктанты. На занятии включается запись диктанта. Звучит образцовая дикторская речь с соблюдением правил методики. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали. Данный вид диктанта можно использовать как вариант. Интерактивные карточки, таблицы позволяют заниматься самообразованием, можно работать в группах, осуществлять самостоятельную деятельность, закреплять изученный материал. Флеш-анимации, интерактивные тренажёры позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков старшеклассников [2, с. 65].
Для проведения уроков русского языка активно используются такие компьютерные программы, как электронные учебники по русскому языку, автоматизированные обучающие системы, электронные справочники и словари по русскому языку, Интернет-сайты.
Cовременное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет имеет громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые универсальны для использования как на уроке, так и во внеурочное время.
Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс значительно больший, чем содержание школьного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый и требующий проверки его достоверности.
Варианты работы с использованием Интернета:
- Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя).
- Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.
- Огромная помощь учителю и ученику – справочно-информационный портал Грамота.ру [3], который содержит необходимую филологическую информацию и обширный список словарей с удобной поисковой системой. Этот портал снабжен гиперссылками, связывающими его с другими порталами и сайтами.
- Особый интерес представляет сайт «Учим русский»[4], который является своего рода экспериментальной площадкой, где создаются и апробируются различные технологии обучения русскому языку с использованием компьютера. Данный ЭОР будет интересен и полезен любому пользователю, изучающему русский язык, в том числе и как иностранный. Особенность проекта заключается в том, что основными его разработчиками являются студенты-филологи старших курсов Белорусского государственного университета, которые не являются профессионалами в области информационных технологий, а владеют предметом изучения — русским языком.
При входе на сайт «Учим русский» не требуется авторизация, т. е. доступ ко всем разделам данного ресурса абсолютно свободный. Простой дизайн без какой-либо рекламы и удобная навигация сайта с возможностью поиска любого слова позволяют быстро найти нужную информацию, осуществить быстрый переход от одного раздела к другому.
Сайт состоит из следующих разделов: Словарь, Диалоги, Тексты, Упражнения, Дополнительно, Справка, О проекте. В разделе «Словарь» представлено огромное количество категорий слов: Человек, Семья, Этикет, Измерение времени, Числа, Цвета, Растения, Приготовление еды, Жильё, Животные, География, Мебель, Магазин, Профессии, Образование, Наука, Кино, Театр, Транспорт, Музыка. Это далеко не весь перечень категорий слов, представленных в данном разделе. Периодически словарь пополняется новыми словами.
На сайте также размещается достаточно большое количество диалогов на абсолютно разные темы: «Мой город», «В аэропорту», «Разговор по телефону», «В театре» и т.д. Некоторые из диалогов даже озвучены. После их прослушивания можно выполнить ряд заданий: разгадать кроссворд, установить соответствия, пройти викторину, восстановить последовательность, заполнить пропуски. В разделе «Дополнительно» любой пользователь может получить сведения о грамматике русского языка, узнать значения многих фразеологизмов.
Вместе с тем компьютерная поддержка учебного процесса должна одним из компонентов учебного процесса применяться только там, где это целесообразно.
Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в частности по русскому языку в старших классах, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей учеников, их уровня обученности.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература
- Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: изд-во РАО, 1994. – 228 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: изд-во института профессионального образования, 1995. – 87 с.
- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата доступа: 19.04.2017.
- Проект «Учим русский» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.lang-study.com. – Дата доступа: 20.04.2017.