УДК 159.99
Научный руководитель – Т.А. Тюфанова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, магистр психологии ГрГУ имени Янки Купалы.
В последнее время одним из наиболее серьёзных и опасных последствий процесса компьютеризации является возникновение компьютерной зависимости у младших школьников [1]. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, большое количество игровых компьютерных клубов.
Компьютерная игра – это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, для связи между партнерами по игре или сама выступающая в качестве партнера. К компьютерным играм также относят видеоигры и мобильные игры.
Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни [3].
Выделяют основные признаки компьютерной зависимости:
– родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест, раздражается при вынужденном отвлечении;
– ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
– ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
– ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
– у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
– прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
– ограничение общения с постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
– нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру;
– ребенок начал проводить ночи за компьютером;
– как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
– ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
– ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере [1; 2; 4].
Правильное взаимоотношение взрослых с детьми – не только условие успешного воспитания, но и серьёзный воспитательный фактор, позволяющий формировать гуманное отношение к людям. В развитии взаимоотношений родителей и детей можно выделить четыре этапа:
- Восприятие образа поведения отца и матери в процессе общения с детьми.
- Собственный поступок ребёнка, требующий оценки, поощрения и разъяснения.
- Переживание результатов своего поступка – оценка его, создание условий для хороших поступков.
- Создание субъективной модели отношений, модели поведения школьника.
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы позитивного и ложного родительского авторитета, типы (стили) семейного воспитания [2]. Таким образом, говоря о типах семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие синонимично понятию родительское отношение к ребенку, более широкому по своему содержанию. Так, родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник).
Для изучения уровня и проявлений игровой компьютерной зависимости младших школьников было проведено тестирование как самих обучающихся, так и их родителей. В исследовании приняли участие учащиеся 2-х классов средней школы № 32 города Гродно. Для исследования типа семейного воспитания была использована методика родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина, целью которой является выявление определенного типа родительского отношения к ребенку. Нами также была использована методика «Шкала Интернет-зависимости» А. Е. Жичкиной, для выявления уровней компьютерной зависимости (рисунок 1).
В результате проведенной диагностики компьютерной зависимости выявлены следующие результаты: 34% учащихся – независимы, характеризуются средним показателем эмоционального самовыражения ребёнка. Компьютерная игра носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность, способны спланировать окончание сеанса игры за компьютером, редко играют и думают об игре. Склонны к зависимости – 12 человек (57%), игра является важной частью в жизни ребёнка. Его внимание сфокусировано на определённых видах компьютерных игр, но при этом они не теряют контроль над частотой игровых сеансов. Склонны к зависимости строгого типа 9% учащихся, компьютерная игра занимает всё свободное время. Ребёнок думает о компьютерной игре, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов. Можно предположить наличие проблем в связи с патологическим пристрастием к компьютерным играм, разрешение которых возможно с помощью специалиста.
В ходе исследования родительских отношений по методике А. Я. Варга и В. В. Столина мы получили следующие результаты (рисунок 2):
По шкале «Принятие – отвержение» средний показатель – 19% родителей. Средний показатель означает, что с одной стороны родители проводят много времени со своими детьми, а с другой стороны – воспринимают ребёнка плохим. Высокий показатель – 14% родителей отвергают своего ребёнка и считают его неприспособленным, неудачливым, им кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, они испытывают к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяют и не уважают его. Низкий показатель – 67% родителей нравится ребёнок таким, какой он есть, они уважают индивидуальность ребёнка, стремятся проводить много времени вместе с ним, одобряют его интересы и планы.
Шкала «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Низкий показатель – 52%, означает, что родители заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь ребёнку, сочувствуют ему, испытывают за него чувство гордости. Средний показатель – 48%, родители положительно оценивают интеллектуальные и творческие способности ребёнка, порой не доверяют ему, в спорных вопросах не всегда родители согласны с точкой зрения ребёнка.
По шкале «Симбиоз» отражается межличностная дистанция общения с ребёнком. Высокий показатель – 81% родителей утверждает, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с детьми, то есть родители ощущают себя с ребёнком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, ощущают тревогу за своего ребёнка. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребёнку самостоятельность. Низкий показатель – 19% родителей, означает, что родитель вроде ощущает тревогу за ребёнка, и порой ему кажется, что ребёнок взрослый и сам способен справляться с трудностями в жизни.
В шкале «Авторитарная гиперсоциализация» отражается форма направления контроля за поведением ребёнка. При высоких показателях – 57% родителей – отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины, за проявление своеволия ребёнка сурово наказывают. При средних показателях ( 24%) родитель требует от ребёнка дисциплины, он старается не навязывать ему во всём свою точку зрения. При низких показателях (19%) родители за проявление своеволия ребёнка не наказывают, не следят за социальными достижениями ребёнка, его привычками, мыслями, чувствами.
В шкале «Маленький неудачник» отражаются особенности восприятия и понимания ребёнка родителями. При высоких показателях по этой шкале (71%), в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными, ребёнок считается неуспешным, открытым для дурных влияний. Низкий показатель (29%) родители доверяют своему ребёнку, считают его умным, успешным. В связи с этим родители стараются оградить его от трудностей жизни. Родители считают, что мысли, интересы, увлечения совпадают с возрастом ребёнка и контролировать его действия незачем.
Сравнение типа семейного воспитания и тематики компьютерных игр показало, что при «Симбиотическом» типе родительского отношения дети предпочитают агрессивные игры. Стремление к первенству и насилию объясняется как протест против тотального контроля со стороны родителя. Этот тип семейного воспитания оказался наиболее благоприятен для возникновения компьютерной зависимости, так как в силу возрастающей потребности ребенка в самостоятельности и отделению от родителя младший школьник ищет возможность создания своего личного пространства, и виртуальный мир в этом случае очень подходящий вариант.
Таким образом, при деструктивных типах родительского отношения наблюдается нарушение процесса адаптации у детей, который в свою очередь может принять форму зависимого поведения. Таким типам родительского отношения, как «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» соответствует высокий уровень увлеченности компьютером и уровень риска возникновения компьютерной зависимости у младших школьников. Ввиду особенностей «симбиотического типа» родительского отношения, где ребенок лишен самостоятельности и личного пространства, младший школьник посредством виртуального мира находит возможность обособиться от взрослых. Для детей младшего школьного возраста наиболее характерна зависимость от компьютерных игр, где ребенок может реализовать себя доступным и желаемым для него образом, не допуская взрослых в свой мир.
Проанализировав причины возникновения компьютерной зависимости, выделив психологические особенности детей младшего школьного возраста, мы увидели, что главными мерами профилактики данной проблемы являются гармонизация взаимоотношений в семье. Результаты данного исследования могут помочь в установлении причин формирования компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста и разработке программ коррекции и профилактики данного вида зависимости.
Список использованных источников
- Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости / А. Е Айвазова. – СПб. : Речь, 2003. – 120 с.
- Чаус, И. Н. Тип семейного воспитания и формирование компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста / И. Н. Чаус // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Информатика и информатизация образования. – 2006. – № 6. – С. 203-206.
- Жукова, М. В. Увлечение компьютерными играми как фактор формирования зависимого поведения в дошкольном возрасте / М. В. Жукова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 10. – С. 32-36.
- Богданова, О. Н. Психологические особенности компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста / О. Н. Богданова // Социосфера. – 2014. – № 21. – С. 66-67.
- Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В. Н. Столетова. – М. : Педагогика, 1985. – 623 с.