УДК 374:378
Научный руководитель − Н.С. Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы.
Обучение и воспитание детей всегда имело в обществе первостепенное значение. В настоящее время неоспоримым признается факт, что результативность педагогической деятельности во многом определяется личностью педагога, который должен не только владеть знаниями во многих областях, но и обладать всеми теми качествами, которые он хочет видеть в своих учащихся.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Происходящие в современном обществе изменения актуализируют такие качества личности как эффективность, целеустремлённость, ответственность, мобильность, способность к самообразованию и саморазвитию. Современное образование ставит перед нами задачи развития личности, формирования механизмов развития и саморазвития системы образования, превращение образования в действенный фактор развития общества.
Педагог развивается в двух направлениях – это профессиональное развитие и личностное развитие. Как мы знаем, ученик всегда следует примеру своего учителя и если сам учитель не хочет развиваться в том или ином направлении, не ищет новых источников знаний, пассивен в своей же работе, то и его ученики не будут находить смысла в дальнейшем самосовершенствовании. Для успешного образовательного процесса необходимо пробудить интерес учеников к обучению и прежде всего сам педагог должен быть заинтересован в своём развитии. Эти слова подтверждает Ш. А. Амонашвили, он отмечал важность возбуждения интереса в своих учениках: «Но как я могу сделать это наиболее успешно, если меня самого не будет направлять интерес – познать свои педагогические способности, определить их, восторжествовать над самим собой?» [1, с. 315]. В современной дидактике исследованию познавательного интереса придается большое значение, поскольку наличие интереса создает большие возможности для обучения, развития и формирования личности в целом, то есть саморазвитие невозможно без заинтересованности личности в самосовершенствовании.
В. А. Сластёнин в своих работах уделяет особое внимание самовоспитанию учителя. Он отмечает, что в реальной практической деятельности и при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно [4, с. 46-47]. Он либо развивается в сжатых каждодневных условиях, либо останавливается в тех рамках, которых уже достиг, но нельзя забывать, что остановка самосовершенствования иногда хуже деградации, так как подсознательно учитель уверен в том, что у него есть определённый багаж для своей деятельности. Самоуверенный педагог, который думает, что ему уже нечему поучиться, вредит и своему профессиональному росту, и своим ученикам. В доказательство важности самосовершенствования педагога приведём в пример высказывание Ш. А. Амонашвили: «Я должен двигать вперёд не только моих учеников, но и сам хочу тоже идти вперёд. Сохранить оправдавшиеся принципы, методы, приёмы, конечно, необходимо, но необходимо также шлифовать их новым опытом, новыми замыслами. Моё движение вперёд нужно детям, и мне» [1, с. 315].
Как же учитель должен прийти к осознанию того, что развитие его профессиональной и личностной сферы необходимо в педагогической деятельности? Как педагог сможет определить, что в его работе требуется совершенствовать? На этот вопрос есть простой ответ – постоянно прибегать к рефлексии, а по выражению С. Л. Рубинштейна, мировоззренческому чувству, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии [4, с. 46].
Анализ научной литературы позволил нам представить следующий непрерывный процесс профессионально-личностного развития учителя:
- Рефлексия умений и знаний учителя на данном этапе;
- Проявление интереса к какой-либо области самосовершенствования и анализ направлений, нуждающихся в совершенствовании личности учителя;
- Постановка целей развития личности педагога;
- Нахождение путей, форм и методов достижения целей, их реализация;
- Рефлексия полученного результата.
Эта схема является непрерывной. Последний этап является заключительным для одного направления саморазвития и отправной точкой для следующего.
Опыт работы составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптация своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Но прежде всего каждый педагог сам для себя должен обозначить, хотя бы схематично, к какому идеалу нужно стремится и к чему он хочет прийти.
Педагог должен сочетать в себе профессиональные знания, умения, личностные и нравственные качества в той степени, в которой они будут приносить положительный эффект, как для него самого, так и для его учеников. Как правило, стиль преподавания и общения учителя с учащимися определяются не столько его профессиональными знаниями и умениями, сколько личностными. Учителям средней школы №1 города Скиделя было предложено оценить профессионально-личностные качества, которые необходим сочетать в себе современный учитель. Результаты анкетирования учителей, где в коллективе 13,79% – это учителя со стажем менее года, 31,03% – стаж до 20 лет, 34,5% – стаж составляет от 20 до 30 лет, 20,68% – учителя стажем от 30 до 45 лет, при этом 51% учителей первой категории, 6% имеют вторую категорию и 24% высшую категорию, можно представить в виде таблицы:
Результаты анкетирования учителей СШ №1 г. Скиделя |
Ранг |
Качества |
1 |
Знающий свой предмет |
2 |
Справедливый |
3 |
Адекватный, уравновешенный |
4 |
Образованный, начитанный |
5 |
Объективный. Профессионал, высококвалифицированный |
6 |
Умный |
7 |
Доброжелательный. Стрессоустойчивый, эмоционально стабильный |
8 |
Любящий детей |
9 |
Честный, порядочный |
10 |
Внимательный |
11 |
Вежливый, тактичный. Трудолюбивый |
12 |
Гуманный |
13 |
Уверенный в себе, независимый. Человечный, чуткий. Эрудированный |
14 |
Умеющий вдохновить |
15 |
Любящий своё дело. Организованный пунктуальный |
16 |
Опрятный, аккуратный |
17 |
Понимающий, способный сопереживать |
18 |
Заботливый, способный сопереживать. Целеустремлённый, настойчивый |
19 |
Мудрый. Отзывчивый. |
20 |
Активный, инициативный. Коммуникабельный, общительный, открытый |
21 |
Добрый. Толерантный |
22 |
Креативный, творческий, нестандартный. Современный, мобильный |
23 |
Терпеливый |
24 |
Интересный, харизматичный |
25 |
Требовательный, в меру строгий |
26 |
С чувством юмора, находчивый. Энергичный |
27 |
Весёлый, позитивный |
28 |
Остроумный |
29 |
Спокойный |
Проанализировав результаты анкетирования можно сказать, что для учителей очень важна профессиональная компетентность, такие качества как «знание своего предмета, образованность, начитанность, ум, профессионализм» стоят почти в первой пятёрке рейтинга, при этом стоит заметить, что высокое место занимают личностные качества «справедливость, адекватность поведения, объективность, доброжелательность, стрессоустойчивость, любовь к детям и честность», они входят в первую десятку списка. По мнению учителей именно они важны на протяжении всей работы педагога. Но удивителен тот факт, что те качества, которые необходимы учителю в современном мире были определены учителями почти в конец рейтинга «инициативный, толерантный, креативный, творческий, нестандартный, современный, мобильный, интересный, харизматичный». Так же нужно заметить, что остальную часть списка занимают нравственные качества педагога, вытесняя профессиональные.
В. В. Сериков в профессиограмме педагога помимо профессиональных качеств отдельно выделил и этические, включив в них следующие качества:
- мотивация к педагогической деятельности;
- отношение к ребёнку – уважение, гуманность;
- целесообразность своих действий, поведения (педагогический такт);
- способность завоёвывать авторитет [3].
Профессиональные качества В.В. Сериковым обозначены такими характеристиками, как:
- умение изучать ребёнка, знать о чём он думает;
- умение превращать любую жизненную ситуацию в педагогическую;
- уметь отбирать содержание учебного процесса (составление плана-конспекта урока, содержание урока);
- умение подбирать методы для усвоения содержания учебного процесса;
- навык адекватной оценки учащихся (своя политика оценки);
- погруженность в педагогическую деятельность [3].
В. Сухомлинский в своих трудах говорит, что учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – без этих качеств труд педагога превращается в муку [5, c. 209]. Недостаточно лишь профессиональных качеств учителя, они должны быть дополнены ещё и нравственными качествами. Нравственность педагога – это его постоянная работа над самим собой. Чем нравственно богаче педагог, тем он более интересен детям. В. Сухомлинский писал: «…Познание ребёнком мира начинается с познания человека, а человек открывается перед ребёнком в облике матери, отца и учителя. Выражая в самом себе гармоническое единство нашего Я, мы тем самым нравственно воспитываем маленького человека, учим его по-человечески относиться к тем, кто отдаёт силы своей души для блага других людей» [5, c. 210].
Стоит отметить, что первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, – личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу, опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Поэтому развитие непосредственно связано со знаниями о самом себе, своих способностях, умениях и возможностях педагогического таланта. Ш. А. Амонашвили говорил: «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и, кстати сказать, именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу. И чтобы жить своей профессией так, нужно стать мастером своего дела» [1, с. 315]. Для того что бы стать мастером педагогического труда нужно: «иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности», «владеть методикой, технологией реализации исходной позиции в педагогическом процессе», «постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблем обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью», «уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их уметь незамедлительно и правильно решать сложные педагогические ситуации, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм» [1, с. 315-316].
Усиление гуманистических тенденций в образовании способствует формированию новых подходов и взглядов на место и роль человека в образовательном процессе, в том числе педагог, выступает не только потребителем, но и активным творцом культуры [2]. В деятельности педагога большое значение имеют адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения. В направленности личности педагога интегрируются основные профессионально-личностные ориентиры развития, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессиональной компетентности. Личность педагога является воспитательным инструментом и мотивом развития для ребёнка. Чем больше педагог совершенствует себя, тем больше он сможет дать своим ученикам. Таким образом, в педагогической профессии именно профессионально-личностное саморазвитие – непременное условие достижения профессионализма.
Список использованных источников
-
Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш. А. Амонашвили. – Минск.: Университетское, 1990. – С. 560.
-
Разина, Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / Н. А. Разина // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=23058 – Дата доступа : 18.03.2017.
-
Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. / В. В. Сериков. – Москва 1998. – С. 182.
-
Сластёнин, В. А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластёнина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – С. 576.
-
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. (Советы воспитателям.) / В. А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета,, 1978. – С. 288.