Войтехович Д.И. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

УДК 374:378

Научный руководитель − Н.С. Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы.
Обучение и воспитание детей всегда имело в обществе первостепенное значение. В настоящее время неоспоримым признается факт, что результативность педагогической деятельности во многом определяется личностью педагога, который должен не только владеть знаниями во многих областях, но и обладать всеми теми качествами, которые он хочет видеть в своих учащихся.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Происходящие в современном обществе изменения актуализируют такие качества личности как эффективность, целеустремлённость, ответственность, мобильность, способность к самообразованию и саморазвитию. Современное образование ставит перед нами задачи развития личности, формирования механизмов развития и саморазвития системы образования, превращение образования в действенный фактор развития общества.
Педагог развивается в двух направлениях – это профессиональное развитие и личностное развитие. Как мы знаем, ученик всегда следует примеру своего учителя и если сам учитель не хочет развиваться в том или ином направлении, не ищет новых источников знаний, пассивен в своей же работе, то и его ученики не будут находить смысла в дальнейшем самосовершенствовании. Для успешного образовательного процесса необходимо пробудить интерес учеников к обучению и прежде всего сам педагог должен быть заинтересован в своём развитии. Эти слова подтверждает Ш. А. Амонашвили, он отмечал важность возбуждения интереса в своих учениках: «Но как я могу сделать это наиболее успешно, если меня самого не будет направлять интерес – познать свои педагогические способности, определить их, восторжествовать над самим собой?» [1, с. 315]. В современной дидактике исследованию познавательного интереса придается большое значение, поскольку наличие интереса создает большие возможности для обучения, развития и формирования личности в целом, то есть саморазвитие невозможно без заинтересованности личности в самосовершенствовании.
В. А. Сластёнин в своих работах уделяет особое внимание самовоспитанию учителя. Он отмечает, что в реальной практической деятельности и при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно [4, с. 46-47]. Он либо развивается в сжатых каждодневных условиях, либо останавливается в тех рамках, которых уже достиг, но нельзя забывать, что остановка самосовершенствования иногда хуже деградации, так как подсознательно учитель уверен в том, что у него есть определённый багаж для своей деятельности. Самоуверенный педагог, который думает, что ему уже нечему поучиться, вредит и своему профессиональному росту, и своим ученикам. В доказательство важности самосовершенствования педагога приведём в пример высказывание Ш. А. Амонашвили: «Я должен двигать вперёд не только моих учеников, но и сам хочу тоже идти вперёд. Сохранить оправдавшиеся принципы, методы, приёмы, конечно, необходимо, но необходимо также шлифовать их новым опытом, новыми замыслами. Моё движение вперёд нужно детям, и мне» [1, с. 315].
Как же учитель должен прийти к осознанию того, что развитие его профессиональной и личностной сферы необходимо в педагогической деятельности? Как педагог сможет определить, что в его работе требуется совершенствовать? На этот вопрос есть простой ответ – постоянно прибегать к рефлексии, а по выражению С. Л. Рубинштейна, мировоззренческому чувству, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии [4, с. 46].
Анализ научной литературы позволил нам представить следующий непрерывный процесс профессионально-личностного развития учителя:
  1. Рефлексия умений и знаний учителя на данном этапе;
  2. Проявление интереса к какой-либо области самосовершенствования и анализ направлений, нуждающихся в совершенствовании личности учителя;
  3. Постановка целей развития личности педагога;
  4. Нахождение путей, форм и методов достижения целей, их реализация;
  5. Рефлексия полученного результата.
Эта схема является непрерывной. Последний этап является заключительным для одного направления саморазвития и отправной точкой для следующего.
Опыт работы составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптация своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Но прежде всего каждый педагог сам для себя должен обозначить, хотя бы схематично, к какому идеалу нужно стремится и к чему он хочет прийти.
Педагог должен сочетать в себе профессиональные знания, умения, личностные и нравственные качества в той степени, в которой они будут приносить положительный эффект, как для него самого, так и для его учеников. Как правило, стиль преподавания и общения учителя с учащимися определяются не столько его профессиональными знаниями и умениями, сколько личностными. Учителям средней школы №1 города Скиделя было предложено оценить профессионально-личностные качества, которые необходим сочетать в себе современный учитель. Результаты анкетирования учителей, где в коллективе 13,79% – это учителя со стажем менее года, 31,03% – стаж до 20 лет, 34,5% – стаж составляет от 20 до 30 лет, 20,68% – учителя стажем от 30 до 45 лет, при этом 51% учителей первой категории, 6% имеют вторую категорию и 24% высшую категорию, можно представить в виде таблицы:
Результаты анкетирования учителей СШ №1 г. Скиделя
Ранг Качества
1 Знающий свой предмет
2 Справедливый
3 Адекватный, уравновешенный
4 Образованный, начитанный
5 Объективный. Профессионал, высококвалифицированный
6 Умный
7 Доброжелательный. Стрессоустойчивый, эмоционально стабильный
8 Любящий детей
9 Честный, порядочный
10 Внимательный
11 Вежливый, тактичный. Трудолюбивый
12 Гуманный
13 Уверенный в себе, независимый. Человечный, чуткий. Эрудированный
14 Умеющий вдохновить
15 Любящий своё дело. Организованный пунктуальный
16 Опрятный, аккуратный
17 Понимающий, способный сопереживать
18 Заботливый, способный сопереживать. Целеустремлённый, настойчивый
19 Мудрый. Отзывчивый.
20 Активный, инициативный. Коммуникабельный, общительный, открытый
21 Добрый. Толерантный
22 Креативный, творческий, нестандартный. Современный, мобильный
23 Терпеливый
24 Интересный, харизматичный
25 Требовательный, в меру строгий
26 С чувством юмора, находчивый. Энергичный
27 Весёлый, позитивный
28 Остроумный
29 Спокойный
Проанализировав результаты анкетирования можно сказать, что для учителей очень важна профессиональная компетентность, такие качества как «знание своего предмета, образованность, начитанность, ум, профессионализм» стоят почти в первой пятёрке рейтинга, при этом стоит заметить, что высокое место занимают личностные качества «справедливость, адекватность поведения, объективность, доброжелательность, стрессоустойчивость, любовь к детям и честность», они входят в первую десятку списка. По мнению учителей именно они важны на протяжении всей работы педагога. Но удивителен тот факт, что те качества, которые необходимы учителю в современном мире были определены учителями почти в конец рейтинга «инициативный, толерантный, креативный, творческий, нестандартный, современный, мобильный, интересный, харизматичный». Так же нужно заметить, что остальную часть списка занимают нравственные качества педагога, вытесняя профессиональные.
В. В. Сериков в профессиограмме педагога помимо профессиональных качеств отдельно выделил и этические, включив в них следующие качества:
  • мотивация к педагогической деятельности;
  • отношение к ребёнку – уважение, гуманность;
  • целесообразность своих действий, поведения (педагогический такт);
  • способность завоёвывать авторитет [3].
Профессиональные качества В.В. Сериковым обозначены такими характеристиками, как:
  • умение изучать ребёнка, знать о чём он думает;
  • умение превращать любую жизненную ситуацию в педагогическую;
  • уметь отбирать содержание учебного процесса (составление плана-конспекта урока, содержание урока);
  • умение подбирать методы для усвоения содержания учебного процесса;
  • навык адекватной оценки учащихся (своя политика оценки);
  • погруженность в педагогическую деятельность [3].
В. Сухомлинский в своих трудах говорит, что учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – без этих качеств труд педагога превращается в муку [5, c. 209]. Недостаточно лишь профессиональных качеств учителя, они должны быть дополнены ещё и нравственными качествами. Нравственность педагога – это его постоянная работа над самим собой. Чем нравственно богаче педагог, тем он более интересен детям. В. Сухомлинский писал: «…Познание ребёнком мира начинается с познания человека, а человек открывается перед ребёнком в облике матери, отца и учителя. Выражая в самом себе гармоническое единство нашего Я, мы тем самым нравственно воспитываем маленького человека, учим его по-человечески относиться к тем, кто отдаёт силы своей души для блага других людей» [5, c.  210].
Стоит отметить, что первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, – личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу, опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Поэтому развитие непосредственно связано со знаниями о самом себе, своих способностях, умениях и возможностях педагогического таланта. Ш. А. Амонашвили говорил: «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и, кстати сказать, именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу. И чтобы жить своей профессией так, нужно стать мастером своего дела» [1, с. 315]. Для того что бы стать мастером педагогического труда нужно: «иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности», «владеть методикой, технологией реализации исходной позиции в педагогическом процессе», «постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблем обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью», «уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их уметь незамедлительно и правильно решать сложные педагогические ситуации, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм» [1, с. 315-316].

Усиление гуманистических тенденций в образовании способствует формированию новых подходов и взглядов на место и роль человека в образовательном процессе, в том числе педагог, выступает не только потребителем, но и активным творцом культуры [2]. В деятельности педагога большое значение имеют адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения. В направленности личности педагога интегрируются основные профессионально-личностные ориентиры развития, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессиональной компетентности. Личность педагога является воспитательным инструментом и мотивом развития для ребёнка. Чем больше педагог совершенствует себя, тем больше он сможет дать своим ученикам. Таким образом, в педагогической профессии именно профессионально-личностное саморазвитие – непременное условие достижения профессионализма.

Список использованных источников
  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш. А. Амонашвили. – Минск.: Университетское, 1990. – С. 560.
  2. Разина, Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / Н. А. Разина // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=23058 – Дата доступа : 18.03.2017.
  3. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. / В. В. Сериков. – Москва 1998. – С. 182.
  4. Сластёнин, В. А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластёнина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – С. 576.
  5. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. (Советы воспитателям.) / В. А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета,, 1978. – С. 288.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий