УДК 373.2:004–056.264
Научный руководитель – О. И. Урусова, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы
В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации современного отечественного образования выступают инновации. Инновация (англ. innovation – нововведение) – это изменение внутри системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике.
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающий методологией и практикой их разработки и использования, направленный на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания в здоровьесберегающих условиях.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей дошкольного возраста с дизартрией [1, с. 7]. К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относится электронное средство обучения (далее – ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий [1, с. 9]. В настоящее время ЭСО отличаются многообразием форм реализации, так и возможностями современных компьютерных технологий.
Неотъемлемой частью процесса обучения детей дошкольного возраста с дизартрией являются коррекционные занятия, которые должны обеспечить формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие их личности и успешную адаптацию и интеграцию в социум.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является ЭСО [2, с. 96]. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения.
Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
– компьютерных тренажеров;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– электронных учебников;
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий.
Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды ЭСО и формы их реализации.
В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, так и возможностями современных компьютерных технологий [1, с. 13]. Электронные средства обучения, используемые на коррекционных занятиях, должны соответствовать общедидактическим требованиям: доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Анализ литературы показывает, что для учителя-дефектолога ЭСО представляют дополнительный набор возможностей формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией. Как отмечают многие авторы, такие как: А. В. Осин [3], С. В. Абламейко [1], В. В. Казаченок [1], Л. Р. Лизунова [4], О. И. Кукушкина [5] – применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей дошкольного возраста с дизартрией и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу [4, с. 60]. Учителю-дефектологу, применяющему в работе ЭСО, необходимо решить две основные задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умения пользоваться компьютером, применять ЭСО для коррекции речевых нарушений.
По своей сути коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении звукопроизношения. В этом контексте основной целью коррекционной работы является развитие умений и навыков правильного воспроизведения звуков [2, с. 97]. Несмотря на достаточное освещение вопросов, касающихся развития звукопроизношения, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей методику развития этого процесса в условиях трансформации современного образования.
В частности одним из требований современного образования является использование инновационных технологий, в том числе использование ЭСО в коррекционном воздействии.
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией имеют различную степень выраженности и находятся в определенной зависимости от фонетических условий реализации звуков в речи [2, с. 96]. Поэтому при построении содержания ЭСО, направленное на формирование звукопроизношения, речевой материал подбирается с учетом фонетических условий, определяющих уровни сложности в зависимости от типов слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных), позиции закрепляемого звука в словах, сложности слоговой структуры.
ЭСО применяются не только на индивидуальных и групповых занятиях, но и предлагаются родителям для работы с детьми по закреплению речевых навыков в домашних условиях.
При проведении занятий с использованием ЭСО обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (ПК) и видеодисплейным терминалом (ВДТ) на протяжении занятия [5, с. 66]. Продолжительность занятий с использованием ПК и ВДТ зависит от возраста детей дошкольного возраста, технических данных ПК и ВДТ, характера и сложности выполняемой работы.
После использования электронного средства обучения необходимо проводить зрительную гимнастику. Время работы с электронным средствам обучения не должно превышать допустимые установленные санитарные правила и нормы [1, с. 11]. В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать для детей 6 лет – 10 минут (согласно Санитарным правилам и нормам 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
Можно выделить наиболее распространенный тип ЭСО, используемый в обучении детей дошкольного возраста с дизартрией.
Мультимидийные презентации – наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Наиболее эффективной для создания мультимедийных презентаций является программа Microsoft Power Point. Презентация представляет собой набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле. Слайд – логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране монитора [3, с. 320]. Составные части презентации являются: введение, основная и заключительная части.
Для более широкого и доступного содержания презентации направленного на формирование звукопроизношения используются дополнительные элементы:
– иллюстративный ряд (картинки, фотоиллюстрации, схемы, картины, фильмы, видеоролики);
– звуковой ряд (музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты);
– анимационный ряд (картинки с движением, фигурки).
Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.
Электронные средства обучения, способствующие формированию звукопроизношения, предусматривают возможность индивидуальной настройки параметров в зависимости от состояния фонетической стороны речи ребенка и [3 , с. 324]. Имеющийся арсенал игр в ЭСО позволяет выбрать ту, которая соответствует уровню развития ребенка, его речевым возможностям и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей.
Таким образом, в современной логопедической практике ЭСО является эффективным средством формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией. Оно активно применяется как на индивидуальных, так и групповых коррекционных занятиях.
Список использованных источников
-
Абламейко, С. В. Современные информационные технологии в образовании : материалы междунар. науч. конференции / С. В. Абламейко, В. В. Казаченок, П. А. Мандрик. – М. : Астрель, 2014. – С. 7–13.
-
Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – С. 96–99.
-
Осин, А. В. Мультимедиа в образовании : контекст информатизации / А. В. Осин. – М. : Издательский сервис, 2005. – С. 320–324.
-
Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Л. Р. Лизунова. – Пермь : ПКИПКРО, 2007. – С. 60–62.
-
Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Специальное образование : состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3. – С. 67–76.