УДК 376:004
Научный руководитель – Н.Л. Будишко, преподаватель спецдисциплин.
Признание необходимости формирования гендерной культуры было продиктовано рядом моментов, из которых наиболее важными являются: ускорение темпов физического развития, возросшие интеллектуальные требования научно-технического прогресса к личности, особенности демографической ситуации.
Чтобы вырастить из ребенка хорошего гражданина большое значение следует придавать его нравственному воспитанию, составной частью которого является формирование гендерной культуры. Пренебрежение этой проблемой может привести к фактам половой распущенности или, наоборот, к недостаточной осведомленности в вопросах пола.
Целью исследования стало раскрытие роли урочной деятельности в формировании гендерной культуры. Задачами исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Выявить роль учебного процесса как средства формирования гендерной культуры младших школьников.
- Изучить особенности формирования гендерной культуры детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Объект исследования – гендерное воспитание, а предмет – формирование гендерной культуры в урочной деятельности.
Выделена гипотеза исследования: формирование гендерной культуры у младших школьников будет зависеть от содержания уроков различных циклов.
Правительством Республики Беларусь в стране проводится активная гендерная политика. Ратифицированы международные документы, приняты Национальные планы по достижению гендерного равенства, внесены изменения в законодательные акты и пр.
Для реализации гендерной политики в стране активно привлекается система образования.
«Гендерное воспитание» определяется как: «создание условий, которые будут способствовать идентификации человека как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, формированию гендерной культуры личности» [2, с. 6].
Гендерное воспитание в белорусской школе направлено на закрепление традиционных мужских и женских ролей. Основная цель воспитания представляет собой создание условий для развития «правильной» идентичности и целостного представления о своей принадлежности к определенному полу.
Наравне с термином «гендерное воспитание», также часто используется и понятие «формирование гендерной культуры».
«Гендерная культура – это составляющая часть общей культуры человека. Обобщенно данный вид культуры предполагает: идентификацию личности как представителя определенного пола, знания о роли и жизненном предназначении мужчины и женщины; ценностное отношение к своей половой принадлежности, браку, материнству и отцовству; отсутствие дискриминационного отношения к представителям другого пола и др.» [2, с. 4].
Важным является то, что термины «гендерная культура» и «гендерное воспитание» связаны воедино с такими понятиями, как «гендер».
С точки зрения социологов гендер представляет собой социальное деление, основанное на анатомическом спектре, но не всегда совпадающее с ним.
Что касается государственных документов, то в них особое внимание уделяется созданию общих условий для воспитания гендерной культуры личности:
- интеграция усилий семьи, педагогов, работников системы здравоохранения и других, заинтересованных в формировании гендерной культуры обучающихся;
- повышение гендерной культуры педагогов и родителей, ориентация их на гендерно-демократичные и гуманистические методы взаимодействия с воспитанниками;
- создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни обучающихся, особенно из неполных семей, детям-сиротам.
В каждой из возрастных групп детей данные условия трансформируются с учетом их особенностей, возможностей. Так, на первой ступени общего среднего образования дети лишь начинают осознавать базовые признаки и социальные нормы мужественности и женственности, осваивают ролевые модели того или иного пола.
Гендерный подход в начальной школе изучали Андропова Н.П., Каменская Е.Н., Тарасенко Л.В. и другие. По мнению педагогов исследователей Бендас Т.О.А., Коваленко О.В., Мухиной В.С. и др. настоящими мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся в процессе социализации. Специфические особенности закладываются в ребенке посредством гендерного воспитания, причем немаловажную роль в этом играет и работа коры головного мозга. Так, ученые (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман и др.) выделяют такие основные типы функциональной асимметрии полушарий головного мозга: доминирование левого полушария определяет словесно-логический характер познания, склонность к абстрагированию и обобщению (преобладает у девочек). Преобладание правого полушария определяет склонность к конкретно-образному мышлению, творчеству, развитию воображения (преобладает у мальчиков).
Также, имеются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.
Другой аспект деятельности педагога начальных классов в решение задач полоролевого воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу.
В младшем школьном возрасте, когда ребенок ищет возможности приложения своих сил в полезных делах, надо использовать это в воспитании у него положительных нравственных качеств личности.
Успехи в учебе младших школьников также могут зависеть от пола ребенка.
Задача учителя в начальной школе правильно подбирать художественные произведения (литература, живопись, музыка) на тему формирования мужественности и женственности, умение с их помощью решать педагогические задачи, умелое проведение этических бесед.
На уроках литературного чтения можно давать для чтения такие рассказы:
- К.Д. Ушинский «Сила не право», Сказка «Два брата», Е. Пермяк «Для чего нужны руки»;
- В.Осеева «Сыновья», В.Бороздин «Тренировки», Н.Найдёнова «Мама», С.Маршак «Усатый — полосатый», С. Михалков «Важные дела».
- Также формировать представления о мужчине и женщине можно с помощью фольклорного материала:
- Урок, построенный на загадках, пословицах, поговорках: «Кладезь народной мудрости»;
- «Свет мой зеркальце, скажи . . .» (народная этика и эстетика). Внешность, костюмы мужские и женские (по сказкам).
Значит, одним из источников формирования гендерной идентичности является детская литература. Читая детскую литературу, школьники усваивают лучше то, что неоднократно повторяется. Возможно, что гендерные стереотипы, существующие в детской литературе, не закреплялись бы за определенным полом, если бы дети читали то, что им не навязывают, а то, что они хотели бы, так как у девочек свои предпочтения, а у мальчиков – свои.
На предмете «Человек и мир» возможно проведение уроков на тему: «Особенности развития мальчика и девочки»; «Рождение ребенка» и т.д.
Таким образом, гендерная компетенция педагога предполагает не только наличие знаний о гендере, или использование гендерного подхода в обучении, а ещё и единство навыков, целенаправленных действий, формирование менталитета, который обеспечивает поведение, на базе принципов равных прав и возможностей для учащихся обоих полов. Необходимо учить через понимание объективно существующих различий, организуя учебный процесс таким образом, чтобы позволить ученикам независимо от пола осознать свои возможности и средства их реализации.
Для подтверждения вышеизложенного теоретического материала было проведено исследование с целью изучения особенностей формирования гендерной культуры детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. Базой исследования стал 4 «В» класс ГУО «Средняя школа №6 г. Лида».
В 4 «В» классе 16 человек, из них 8 мальчиков, 8 девочек. Уровень воспитанности данного класса хороший: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: проективные методики, гендерная экспертиза урока.
В данном исследовании были использованы 2 проективные методики.
- «Рисунок мужчины и женщины» (Н. М. Романова)
Процедура обследования предполагает изображение обследуемым фигур мужского и женского пола.
По результатам проведения данной методики можно сказать, что среди детей данного класса преобладают такие гендерные установки как: опора, независимость, индифферентность.
Можно сделать вывод, о том, что в основном у детей данного класса благополучные семьи, конфликты отсутствуют или маловероятны. Ребята дружелюбны, сдержанны, у них отсутствует агрессивность, некоторым свойственна робость и неуверенность в себе. Гендерная социализация испытуемых находится на высоком уровне, т. е. хорошо усвоены социально принятые модели поведения, которые в обществе рассматриваются как мужские и женские.
- «Сборный портрет»
В данной методике испытуемым необходимо выбрать из списка личностные качества, которые характеризуют идеального мальчика (девочку). Она позволяет определить уровень осознания детьми типично женских и мужских качеств.
В результате проведения данной методики выяснилось, что полоролевая дифференциация у детей на достаточно высоком уровне, т. е., хорошее постижение типично мужского и типично женского.
Гендерная экспертиза урока — это выявление влияния урока как основной единицы обучения на гендерную социализацию детей, выявление гендерных стереотипов и сексистских установок в содержании урока и поведении учителя.
В рамках данной методики были проведены наблюдения трех фрагментов уроков: трудовое обучение, математика, русский язык. В результате выяснилось, что содержание уроков учителя гендерно-нейтрально. Он одинаково относится к детям обоих полов, не отдавая кому-то видимых предпочтений.
Таким образом, при помощи данных методик удалось выяснить, что у испытуемых данного класса высокий уровень сформированности гендерной культуры. Учитель одинаково относится к детям разных полов, в результате чего они в равной степени уважают друг друга и чувствуют уважение по отношению к себе.
Подводя итог, необходимо сказать, что гендерная тематика – новая для школы. Формирование гендерной культуры – актуальная проблема современности.
Школа – это та социальная среда, где дети активно начинают действовать в роли субъектов общественных отношений. Именно в школе закрепляется в сознании ребёнка практическое значение гендерных стереотипов, отрабатываются модели взаимоотношений и поведения, которые определяют удачи и неудачи в общении с противоположным полом.
Успех в воспитании и обучении в значительной степени определяется педагогическим взаимодействием, разнообразием его функций. Вступая в педагогическое взаимодействие, учитель выступает и как носитель значимой для ученика информации, и как человек, познающий других людей, оказывающий воспитательное воздействие на учеников, и как организатор, руководитель детской деятельности, и как образ женского (если учитель мужчина – мужского) поведения.
Учитель должен быть инициатором позитивного общения мальчиков и девочек. Безусловно, качество воспитания ребёнка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры.
Из всего вышесказанного можно заключить следующее: перед школой встает сложная задача – найти такие приемы и методы воспитания, которые позволили бы удачно и целенаправленно использовать разнообразную деятельность учащихся как средство всестороннего развития, в том числе и усвоения гендерной культуры подрастающим поколением.
Список использованных источников
-
Хризман, Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира / Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева.- СПб. : Тускарора, 2001. – с. 138
-
Богданович, О.Н. Формирование гендерной культуры учащихся. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009.
-
http://www.owl.ru/gender/ — Денисова, А. А. Словарь гендерных терминов [08.11.2016]