УДК 376:004
Научный руководитель – М. Е. Скивицкая, доцент кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук
Неотъемлемой частью процесса обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи являются коррекционные занятия, проведение которых способствует преодолению недостатков речевого развития учащихся, развитию личности и успешной адаптации и интеграции в социум.
Одним из резервов коррекционной работы с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи является применение электронных средств обучения, которые все более широко находят свое место в процессе коррекционно-педагогической работы.
Использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения информации учащимися с тяжёлыми нарушениями речи позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а также стимулирует познавательную активность и самостоятельность учеников [1, с. 69].
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности слогового анализа и синтеза у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи I класса позволили выявить основные особенности, которые присущи учащимся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи при выполнении слогового анализа и синтеза слов, и обусловили необходимость разработки электронного средства обучения.
Для развития слогового анализа и синтеза у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи нами была подготовлена компьютерная развивающая игра «Волшебные слоги». Данная игра разработана с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Компьютерная развивающая игра «Волшебные слоги» построена на основе классификации продуктивных классов, разработанной А. К. Марковой, и состоит из 15 уровней:
1 уровень: двусложные слова из открытых слогов;
2 уровень: трёхсложные слова из открытых слогов;
3 уровень: односложные слова;
4 уровень: двусложные слова с одним закрытым слогом;
5 уровень: двусложные слова со стечением согласных в середине слова;
6 уровень: двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных;
7 уровень: трехсложные слова с закрытым слогом;
8 уровень: трехсложные слова со стечением согласных;
9 уровень: трехсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных;
10 уровень: трехсложные слова с двумя стечениями согласных;
11 уровень: односложные слова со стечением согласных в начале слова;
12 уровень: односложные слова со стечением согласных в конце слова;
13 уровень: двухсложные слова с двумя стечениями согласных;
14 уровень: четырехсложные слова из открытых слогов;
15 уровень: слова сложной слоговой структуры [2, с. 6].
Разработанная компьютерная игра направлена на достижение определенной цели и задач. Цель использования игры в процессе обучения – формирование и закрепление умений выполнять слоговой анализ и синтез слов у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на учебном занятии по предмету «Обучение грамоте (чтение)» в I классе.
Использование игры в процессе обучения грамоте (чтения) способствует решению следующих задач:
– формировать умения выполнять слоговой анализ слов различной звуко-слоговой структуры;
– формировать умения формирование умения определять ударный слог слова различной звуко-слоговой структуры;
– формировать умения определять порядковый номер ударного слога в словах различной звуко-слоговой структуры;
– формировать умения выполнять слоговой синтез слов различной звуко-слоговой структуры;
– формировать самостоятельность и навык самоконтроля;
– развивать зрительную память;
– развивать произвольное внимание;
– расширять словарный запас;
– развивать мелкую моторику, формировать умения осуществлять зрительно-моторную координацию;
– воспитывать целеустремленность и сосредоточенность.
Содержание компьютерной развивающей игры включает 4 игровых упражнения:
Упражнение 1 – «Раздели слова на слоги».
Задача данного упражнения: формировать умение подбирать слоговую схему к изображению предмета в соответствии с количеством слогов в слове.
К данному заданию подобрано 10 слов. Учащемуся предъявляется изображение предмета, которое необходимо назвать и выбрать соответствующую схему из трех предложенных, которые находятся сбоку от изображения. Если учащийся осуществляет выбор правильно, то схема помещается под изображение, а если неправильно, то схема остаётся на месте.
Упражнение 2 – «Расставь ударение в словах».
Задача данного упражнения: формировать умение определять ударный слог в слове.
В данном задании предлагается 10 слов, которые сопровождаются изображениями. На слайде представлено изображение, под изображением написано слово, а под словом находится схема слова. Учащемуся необходимо поставить ударение в схеме слова. Если учащийся осуществляет выбор правильно, то появляется ударный значок, если неверно, то учащемуся предлагается подумать еще и найти правильный ответ.
Упражнение 3 – «Определи порядковый номер ударного слова».
Задача данного упражнения: формировать умение определять порядковый номер ударного слога в словах.
В данном задании предлагается 10 слов, сопровождающихся изображениями. На слайде помещено изображение предмета, под изображением написано слово, а под словом находятся цифры. Учащемуся необходимо поставить ударение в слове устно и выбрать соответствующий номер ударного слога. Если учащийся выбирает правильный ответ, то появляется ответ в виде схемы, в которой поставлено ударение, если дан неверный ответ, то учащемуся предлагается подумать еще и найти правильный ответ.
Упражнение 4 – «Собери слово».
Задача данного упражнения: формировать умение осуществлять слоговой синтез слов.
К данному заданию подобрано 10 слов. Учащемуся предъявляется изображение предмета, под которым находятся написанные слоги в разбросанном порядке, а под слогами – схема. Учащемуся необходимо нажать на слог, и слог автоматически расположится в рамку на своё место.
К каждому упражнению дается инструкция, которая представлена в виде аудио-озвучки. Данная компьютерная игра позволяет закреплять знания учащихся, полученные на уроке. Использование компьютерной развивающей игры обеспечивает формирование всех компонентов деятельности: мотивационного, операционального и контрольного.
На уроках по предмету «Обучение грамоте (чтение)» данное электронное средство обучения можно использовать в индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы. Учащийся выполняет задание самостоятельно в привычном для него темпе. В процессе организации групповой и фронтальной работы на уроке включены все ученики.
Электронное средство обучения может использоваться на различных этапах урока: сообщения, закрепления, систематизации и обобщения знаний, проверки и оценки знаний, умений. После использования электронного средства обучения необходимо проводить зрительную гимнастику. Время работы с электронным средством обучения не должно превышать допустимые установленные санитарные правила и нормы.
Разработанное электронное средство обучения учитывает принципы:
- принцип наглядности;
- принцип повышения мотивации учащихся;
- принцип повышения эффективности решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Таким образом, по сравнению с традиционной формой ведения урока использование данного электронного средства обучения позволяет эстетично и компактно использовать наглядность, повышает активность учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроке, позволяет проводить работу по коррекции познавательных процессов.
Использование данного электронного средства обучения направлено на повышение эффективности решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Список использованных источников
- Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Специальное образование : состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3. – С. 67–76.
- Маркова, А. И. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А. И. Маркова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвящение, 1961. – С. 59 – 70.