УДК 37. 018. 11: 373. 2
Научный руководитель – Т.А. Тюфанова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Роль семьи в жизни ребёнка, является неотъемлемой частью его воспитания и становления как личности. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Для эмоционального благополучия ребёнка обязательным принципом остаётся необходимость максимального удовлетворения психических потребностей ребёнка с помощью благоприятной семейной обстановки.
Е. И. Артамонова считала, что родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку [1].
Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями) [1].
В нашей работе мы придерживаемся выделенными стилями родительского воспитания Р. В. Овчаровой:
Либеральный стиль – родители склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит.
Авторитарный стиль – родители не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их.
Оптимальный стиль или демократический – высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора – выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка [2].
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности». Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства [3].
Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
А. И. Захаров считает, что страх – одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Детские страхи свойственны определённому возрасту, уровню психического развития, они чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы [4].
Целью нашего исследования являлось изучить влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное состояние ребёнка. В нашем исследовании мы использовали методику выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой) [5] и тест для родителей «Какой у вас стиль общения?» Р. В. Овчаровой [6], направленного на определение стратегии семейного общения и воспитания. Исследование было проведено на базе учреждения «Ясли-сад №86 г. Гродно». В исследовании приняли участие 20 дошкольников и их родители (34 человека).
В результате опроса родителей выявлено, что демократический стиль воспитания свойственен 71% семьям. Такие родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Для 29% семей характерен авторитарный стиль воспитания детей. Общение между детьми и родителями в таких семьях не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Семьи с либерально-попустительским стилем воспитания не выявлены.
Рисунок 1 – Результаты диагностики страхов у детей дошкольного возраста в семьях с демократическим стилем воспитания (данные в %)
На основании анализа данных, представленных на рисунке 1, было отмечено следующее: у детей с демократическим стилем родительского воспитания преобладают страх смерти родителей (85%), физического ущерба (62%) и боязнь животных (54%). В меньшей степени у детей дошкольного возраста представлены пространственные страхи (23%), страх темноты (23%), медицинские страхи (15%), социальные страхи (15%) и боязнь сказочных персонажей (7%).
Рисунок 2 – Результаты диагностики страхов у детей дошкольного возраста в семьях с авторитарным стилем воспитания (данные в %)
На основании анализа данных, представленных на рисунке 2, были получены следующие результаты: у детей, родителям которых свойственен авторитарный стиль воспитания, доминирующими являются страх смерти родителей (71%) и медицинские страхи (71%). Так же преобладают страхи физического ущерба (43%) и боязнь животных (43%). В меньшей степени представлены пространственные (14%) и социальные страхи (14%).
Таким образом, проведённое нами исследование показало, что при демократическом стиле семейного воспитания дети бояться потери своих родителей, так как родители дают ребёнку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребёнка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу и боится оказаться в одиночестве.
При авторитарном стиле семейного воспитания выявлено, что дети в большей степени бояться потери родителей, медицинских страхов и физического ущерба. Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится, считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей.
Список использованных источников
-
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
-
Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 169 с.
-
Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 304 с.
-
Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986. –110 с.
-
Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов-психологов / Н. А. Унжакова [и др.] – Томск, 2006. – 100 с.
-
Ольшевская, Н. Психологические тесты. – М.: Аст, Сова, 2010. – 289 с.