Липницкая А.С. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 373.31

Научный руководитель – Н.Л. Будишко, преподаватель спецдисциплин.

Среди самых интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее развития волновали педагогов, родителей на протяжении столетий.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Будущее любой страны зависит не столько от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Объективно необходимо целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников, так как оно способствует формированию будущего нации.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач Республики Беларусь.
Целью исследования стало изучение особенностей организации педагогической деятельности с одарёнными детьми. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
  2. Выявить особенности выбора методов и форм в работе с одарёнными детьми.
  3. Обозначить систему работы с одарёнными детьми в классе по белорусскому языку и математике.
Объектом исследования стала детская одарённость, предметом — методы и формы работы с одарёнными детьми. Гипотеза исследования: педагогическая деятельность по развитию одарённости детей младшего школьного возраста будет эффективной, если в её организации будет подобрана система необходимых методов и форм.
Методами исследования стали теоретический анализ психолого-педагогической литературы; беседы с педагогом; наблюдение педагогической деятельности.
В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них крайне противоречивы. Поэтому приходится довольствовать «усредненным» понятием, по которому одаренность — «это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1, с. 5]. В таком случае «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1, с. 5].
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей. Их называют признаками одаренности. «Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий» [2, с. 36].
Признаками одарённости в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребёнка, его бесконечные вопросы. Большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одарённости считаются потребность ребёнка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, способность четким образом планировать предстоящую деятельность, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении (нонконформизм).
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
  1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
  2. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
  3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
  4. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда- постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
  5. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
  6. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений. [1]
Таким образом, одарённость зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности, а общими предпосылками одарённости являются повышенная активность и особенности саморегуляции.
Все особенности развития одарённости в младшем школьном возрасте необходимо учитывать и при организации учебного процесса.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребёнка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одарённых дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одарённых детей по специально разработанным программам.
Существуют различные стратегии обучения одарённых детей, которые могут быть воплощены в различные формы. Для этого могут разрабатыватся специальные учебные программы.
Перед учителем начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
  1. выявление одаренных детей;
  2. развитие творческих способностей на уроках;
  3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.
При организации учебного процесса предпочтение следует отдавать таким формам: классно-урочная (работа в парах, в малых группах); разноуровневые задания; творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Ещё одной формой работы с одарёнными детьми является их участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
  • Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
  • Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
  • Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
  • Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
  • Игра «Да — нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию.
Все вышесказанное — это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.
Как уже отмечалось ранее, одним из компонентов систематической работы с одарёнными детьми является их выявление. С этой целью было проведено педагогическое исследование на базе 3 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды». В исследовании приняло участие 6 человек. Из них 3 мальчика и 3 девочки. У всех выбранных учеников уровень успеваемости выше среднего.
Для подтверждения гипотезы были выбраны такие методы, как: анкетирование учеников с целью определения способностей; анкетирование родителей —  для более точного выявления склонностей ребенка к какому-либо виду деятельности; беседа с учителем начальных классов с целью оценки качества работы с одарёнными детьми.

Для определения способностей школьников была проведена соответствующая методика, результаты которой представим в виде таблицы (таблица 2.1.).

Таблица 1. Результаты методики по определению способностей
Ф. И. ученика Наиболее развитые способности
А. Мирра Филологические способности
С. Вера Коммуникативные способности
Г. Ксения Художественные способности
Я. Кирилл Организаторские способности
М. Владислав Физические способности
П. Кирилл Физические и художественные способности
Для более точного выявления склонностей ребёнка к определённому виду деятельности проводилось анкетирование родителей.
По его результатам 2 учащихся имеют склонности к художественной деятельности, 2 отдают предпочтение физкультуре и спорту, 1 проявляет интерес к природе и естествознанию.

 Проиллюстрируем ответы родителей с помощью диаграммы, где отразим процентное соотношение склонностей детей данного класса (рис. 1).

ris6

Рисунок 1. Диаграмма интересов и склонностей детей

Для оценки качества работы с одарёнными детьми в начальной школе проводилась беседа с учителем, в ходе которой необходимо было ответить на 9 вопросов, касающихся непосредственно организации работы.
В ходе беседы выяснилось следующее. По словам учителя, детей с яркими, очевидными достижениями в данном классе нет. Есть несколько человек с неплохо развитыми способностями.
Для детей с высоким и средним уровнем развития способностей проводятся стимулирующие занятия. Однако не всегда хватает времени проработать материал повышенной сложности за 45 минут.
В работе учитель старается использовать коллективные формы организации обучения, чтобы задействовать учащихся с различным уровнем успеваемости. Привлекает детей к совместной деятельности вне уроков. Например, при организации концертов, выставок и т.д. В качестве особенностей организации работы выделяет необходимость уделять внимание таким детям не только на стимулирующем занятии, но и на уроках – давать дополнительные задания, задания со звёздочкой, привлекать детей к контролю своей деятельности и деятельности одноклассников. Отмечает, что после проведения стимулирующих занятий заметно повышается уровень успеваемости учащихся, появляется стремление узнать что-то новое, пополнить свой «багаж» знаний.
Выполнив анализ данных исследования можно отметить, что для повышения уровня успеваемости детей, а также формирования у них положительного отношения к учению, работа с одарёнными детьми должна вестись по следующим направлениям:
  1. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала.
  • Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию;
  • Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам;
  • Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся.
  1. Развитие творческих и познавательных способностей.
  2. Стимулирование-поощрение дальнейшей творческой деятельности:
  • Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления);
  • Отправление благодарственных писем родителям по месту работы;
  • Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одарённых детей.
Результатами работы будет формирование интеллектуально-развитой и творчески реализовавшейся личности.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Говоря о способностях и их развитии, следует помнить, что именно они выступают проявлениями личности. Если ребенок свободен в самореализации, в творчестве, то мы видим раскрытие способностей. При этом одаренность может органично вписаться в школьный коллектив, определяя его образ жизни, стиль поведения и взаимодействия с внешним миром. Но встречается одаренность как проблема. На помощь в этом случае могут и должны прийти школьный психолог, знания и опыт педагога, труды отечественных и зарубежных ученых по работе с одаренными детьми.

Список использованных источников
  1. Семененя, И. И. Психологические основы взаимодействия учителя с одарёнными детьми / авт. Сост. И. И. Семененя. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 72 с.
  2. Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников: Уч. пособие для студентов высш. пед. уч. завед. – М. изд. Центр Академия, 2001 – 320 с.
  3. Малахова, И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одарённость, талант / И. А. Малахова. Мн., 2002. 157 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий