УДК 373.31
Научный руководитель – Н.Л. Будишко, преподаватель спецдисциплин.
Среди самых интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее развития волновали педагогов, родителей на протяжении столетий.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Будущее любой страны зависит не столько от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Объективно необходимо целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников, так как оно способствует формированию будущего нации.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач Республики Беларусь.
Целью исследования стало изучение особенностей организации педагогической деятельности с одарёнными детьми. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Выявить особенности выбора методов и форм в работе с одарёнными детьми.
- Обозначить систему работы с одарёнными детьми в классе по белорусскому языку и математике.
Объектом исследования стала детская одарённость, предметом — методы и формы работы с одарёнными детьми. Гипотеза исследования: педагогическая деятельность по развитию одарённости детей младшего школьного возраста будет эффективной, если в её организации будет подобрана система необходимых методов и форм.
Методами исследования стали теоретический анализ психолого-педагогической литературы; беседы с педагогом; наблюдение педагогической деятельности.
В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них крайне противоречивы. Поэтому приходится довольствовать «усредненным» понятием, по которому одаренность — «это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1, с. 5]. В таком случае «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1, с. 5].
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей. Их называют признаками одаренности. «Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий» [2, с. 36].
Признаками одарённости в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребёнка, его бесконечные вопросы. Большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одарённости считаются потребность ребёнка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, способность четким образом планировать предстоящую деятельность, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении (нонконформизм).
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
- Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
- Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
- Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
- Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда- постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
- Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
- Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений. [1]
Таким образом, одарённость зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности, а общими предпосылками одарённости являются повышенная активность и особенности саморегуляции.
Все особенности развития одарённости в младшем школьном возрасте необходимо учитывать и при организации учебного процесса.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребёнка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одарённых дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одарённых детей по специально разработанным программам.
Существуют различные стратегии обучения одарённых детей, которые могут быть воплощены в различные формы. Для этого могут разрабатыватся специальные учебные программы.
Перед учителем начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.
При организации учебного процесса предпочтение следует отдавать таким формам: классно-урочная (работа в парах, в малых группах); разноуровневые задания; творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Ещё одной формой работы с одарёнными детьми является их участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
- Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
- Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
- Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
- Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
- Игра «Да — нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию.
Все вышесказанное — это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.
Как уже отмечалось ранее, одним из компонентов систематической работы с одарёнными детьми является их выявление. С этой целью было проведено педагогическое исследование на базе 3 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды». В исследовании приняло участие 6 человек. Из них 3 мальчика и 3 девочки. У всех выбранных учеников уровень успеваемости выше среднего.
Для подтверждения гипотезы были выбраны такие методы, как: анкетирование учеников с целью определения способностей; анкетирование родителей — для более точного выявления склонностей ребенка к какому-либо виду деятельности; беседа с учителем начальных классов с целью оценки качества работы с одарёнными детьми.
Для определения способностей школьников была проведена соответствующая методика, результаты которой представим в виде таблицы (таблица 2.1.).
Таблица 1. Результаты методики по определению способностей
Ф. И. ученика |
Наиболее развитые способности |
А. Мирра |
Филологические способности |
С. Вера |
Коммуникативные способности |
Г. Ксения |
Художественные способности |
Я. Кирилл |
Организаторские способности |
М. Владислав |
Физические способности |
П. Кирилл |
Физические и художественные способности |
Для более точного выявления склонностей ребёнка к определённому виду деятельности проводилось анкетирование родителей.
По его результатам 2 учащихся имеют склонности к художественной деятельности, 2 отдают предпочтение физкультуре и спорту, 1 проявляет интерес к природе и естествознанию.
Проиллюстрируем ответы родителей с помощью диаграммы, где отразим процентное соотношение склонностей детей данного класса (рис. 1).
Рисунок 1. Диаграмма интересов и склонностей детей
Для оценки качества работы с одарёнными детьми в начальной школе проводилась беседа с учителем, в ходе которой необходимо было ответить на 9 вопросов, касающихся непосредственно организации работы.
В ходе беседы выяснилось следующее. По словам учителя, детей с яркими, очевидными достижениями в данном классе нет. Есть несколько человек с неплохо развитыми способностями.
Для детей с высоким и средним уровнем развития способностей проводятся стимулирующие занятия. Однако не всегда хватает времени проработать материал повышенной сложности за 45 минут.
В работе учитель старается использовать коллективные формы организации обучения, чтобы задействовать учащихся с различным уровнем успеваемости. Привлекает детей к совместной деятельности вне уроков. Например, при организации концертов, выставок и т.д. В качестве особенностей организации работы выделяет необходимость уделять внимание таким детям не только на стимулирующем занятии, но и на уроках – давать дополнительные задания, задания со звёздочкой, привлекать детей к контролю своей деятельности и деятельности одноклассников. Отмечает, что после проведения стимулирующих занятий заметно повышается уровень успеваемости учащихся, появляется стремление узнать что-то новое, пополнить свой «багаж» знаний.
Выполнив анализ данных исследования можно отметить, что для повышения уровня успеваемости детей, а также формирования у них положительного отношения к учению, работа с одарёнными детьми должна вестись по следующим направлениям:
- Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала.
- Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию;
- Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам;
- Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся.
- Развитие творческих и познавательных способностей.
- Стимулирование-поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления);
- Отправление благодарственных писем родителям по месту работы;
- Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одарённых детей.
Результатами работы будет формирование интеллектуально-развитой и творчески реализовавшейся личности.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Говоря о способностях и их развитии, следует помнить, что именно они выступают проявлениями личности. Если ребенок свободен в самореализации, в творчестве, то мы видим раскрытие способностей. При этом одаренность может органично вписаться в школьный коллектив, определяя его образ жизни, стиль поведения и взаимодействия с внешним миром. Но встречается одаренность как проблема. На помощь в этом случае могут и должны прийти школьный психолог, знания и опыт педагога, труды отечественных и зарубежных ученых по работе с одаренными детьми.
Список использованных источников
-
Семененя, И. И. Психологические основы взаимодействия учителя с одарёнными детьми / авт. Сост. И. И. Семененя. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 72 с.
-
Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников: Уч. пособие для студентов высш. пед. уч. завед. – М. изд. Центр Академия, 2001 – 320 с.
-
Малахова, И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одарённость, талант / И. А. Малахова. Мн., 2002. 157 с.