УДК 373.2:37.04
Научный руководитель – Т.А. Тюфанова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
На сегодняшний день общество вынуждено жить в ситуации постоянно изменяющейся социоэкономической и социокультурной реальности. В то время как темп изменений в современном мире неуклонно растет, так и повышается уровень неопределенности окружающей среды. В таких условиях, опорой могут стать лишь личностные компетенции, помогающие быстро адаптироваться к новым требованиям. Одной из важнейших компетенций на сегодня является нестандартное мышление, высокая творческая активность и креативное поведение. Рост интереса педагогов и психологов к проблемам креативного развития в дошкольном возрасте, в том числе и к диагностике креативности, вполне закономерен.
В.Н. Дружинин рассматривает дошкольное детство просто как сензитивный период развития воображения, а как сензитивный период развития творческого потенциала личности. Воображение дошкольника признается не только основой для последующего формирования креативности, но и важнейшей характеристикой дошкольного возраста. Некоторые авторы высказывают мнение, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является не игровая, а продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование). Эта деятельность рассматривается не только как движущая сила формирования психологической готовности к школе, но и как условие креативного развития личности.
На взгляд многих исследователей (Л.С. Выготский, Е.Е. Туник, Я.А. Пономарев и др.) понимание понятия «творчество» имеет связь как с результатом творческой деятельности, т.е. с созданием неких новых материальных и духовных ценностей, так и с постижением самого творческого процесса. Т. Дауд, проводя анализ различных толкований понятия творчества, говорит, что в основе этого феномена лежат два конструкта: «акт создания или производства и акт создания чего-либо нового» [1, с. 14].
Создание некого нового продукта в процессе творчества предполагает наличие особых творческих, или креативных, способностей у субъекта творческой деятельности. Такие авторы, как Дж. Гилфорд, С. Тейлор, Э. Торренс, А.Я. Пономарев и др., рассматривают креативность как универсальную познавательную способность к творчеству [2].
В научной психологической литературе также активно используется подход к пониманию креативности как черты личности (К. Роджерс, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу). Большое количество зарубежных психологов считает, что для единого понимания феномена креативности, должен включать в себя изучение таких его аспектов, как: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду [2]. В отечественной литературе термин креативность часто называют «творчеством». В частности, Д.Б. Богоявленская подразумевает под этим понятием способность к преобразованию чего-либо [3]. Креативность можно рассматривать, как умственный процесс, позволяющий, благодаря идеям, решениям и осмыслению, создать новые и уникальные продукты, или как «подход к деятельности, который ведет к генерированию новых и соответствующих идей, процессов и решений».
Креативность дошкольников – интегральное качество, формируемое на основе комплексной организации изобразительной, игровой, конструктивной и художественной деятельности, способствующей развитию всех видов воображения — предметно-чувственного, первично-социализированного, элементов образного мышления, развиваемых почти одновременно, в условиях благоприятной социокультурной среды [4].
А.Н. Лук, говоря о потенциальном в творчестве детей, вводит понятие «творческий потенциал». В его работе данное понятие трактуется как «синтез логического, продуктивного мышления и воображения, легкость генерирования идей, или составление гипотезы по всякому вопросу, и гибкость интеллекта…» [5].
Таким образом, недостаточное исследование природы креативности у детей дошкольного возраста обозначает тему нашей работы.
Целью проводимого исследования является выявление уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 86 г.Гродно», в двух старших группах. Выборка исследуемых составила 24 ребёнка.
Для изучения развития креативности нами была выбрана методика изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса (сокращенный варианта). Данный тест представляет собой 10 картинок с неоконченными фигурами. В ходе проведения ребенку предлагается дорисовать незавершенные 10 фигур. Нами были интерпретированы результаты выполненного задания детьми и определен уровень развития креативности (рис.1).
Рисунок 1 – результаты диагностики креативности у детей старшего дошкольного возраста
Выявлено, что большинство, а именно 79% дошкольников имеют уровень развития креативности ниже среднего. Такие показатели как оригинальность и разработанность у дошкольников находятся на не высоком уровне развития. Выполненные работы характеризуются однообразностью и малой проработанностью рисунка. 17% детей показали средний уровень развития креативности. Что выражается в способности избегать очевидных и тривиальных ответов. У данной выборки детей дошкольного возраста на достаточном уровне развита способность разрабатывать и осуществлять придуманные идеи, выделять главное. Также выявлено, что только у 4% детей низкий уровень, следовательно, исследуемые нами дошкольники этой группы фактически не обладают креативным мышлением. Им свойственно не понимание поставленной перед ними задачи, скупость идей и практически отсутствие проработанность деталей. Высокие показатели по данному тесу у детей старшего дошкольного возраста не представлены.
Исходя из выше указанного, нами было выявлено, что у данной выборки детей старшего дошкольного возраста уровень развития креативности не высокий, преобладает показатель ниже среднего – 79%. Исследования указывают на необходимость особого внимания к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста , учитывая важнейшую роль этого процесса в общем познавательном развитии ребенка. Это может быть осуществлено путем включения в программу воспитания и обучения детей в детском саду специальных занятий, а также заданий и упражнений, направленных на развитие воображения в процессе творческой деятельности. Успех в работе с детьми по развитию творческого воображения может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Создавая нечто новое, изображая, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Список использованных источников
-
Холодная, М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М.: Пер Сэ, 2002. – 304 с.
-
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2012. – 448 с.77
-
Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 35 — 41.
-
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.: Интор – 1996. – 544 с.
-
Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. Отв. ред. В.А. Лекторский; АН СССР. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
-
Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.