Гресь О.А. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

УДК 37.013.32

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения.

Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:

  1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
  2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
  3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы) [1].

Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников. Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя [2].

У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков. Известно, что возможность пополнить словарный запас в непринужденной обстановке в форме игры гораздо выше, чем на обычном уроке. В зависимости от цели урока игры могут быть самыми разными. Они могут предлагаться как в процессе закрепления учебного материала, так и на начальном этапе при изучении той или иной темы. Игра может являться лишь элементом урока, либо весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами или членами групп. Основные цели использования игр на уроках ИЯ:

  1. Формирование определенных навыков.
  2. Развитие определенных речевых умений.
  3. Обучение умению общаться.
  4. Развитие необходимых способностей и психических функций.
  5. Познание (в сфере становления собственно языка).
  6. Запоминание речевого материала [3].

Фонетические игры

Цели:

  • тренировка учащихся в произношении английских звуков;
  • формирование навыков фонетического слуха.

Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.

  • Какой звук я задумал? (игра-загадка)
  • Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым, получает право загадать свою загадку. Например: fat, map, cat, dad.
  • Назови слово (игра с предметом)
    Учитель бросает мяч ученикам по очереди; ученики называют слово с загаданным звуком.
  • Правда-ложь (игра на внимательность) 
  • Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить и исправить ошибку, если она имеется.
  • Если слышишь — сядь (Sit for sounds) 
  • Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на определенный звук. Например:
    ‘I am going to say four words. Sit down when you hear one that begins with the sound [t] Ready? DISH, VERY, THAT, TIDY…

Лексические игры

Цели:

  • тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • развивать речевую реакцию учащихся.

   При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово».

  • Secrete Letters
    Учащимся предложены слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.
  • Memory Game
    Соотнеси слова и напиши пары слов:
    Attractive                   air                      …..
    Caring                       sweater                 ……
    Clean                        girl                         ……
    Turned-up                   horse                     ……
    Woolen                       nose                       …..
    Strong                       mother                   …..
  • Lottery
    Представители команд по очереди достают из коробки карточки с написанными на них словами и распределяют их по категориям. Например: “Clothes” — “Shoes” или “Healthy food” — “Unhealthy food”.

My aunt went to town
Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды.
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.

Грамматические игры

Цели:

  • научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов;
  • развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Игры:

  • Nonsense 
    Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Ученики поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”.
  • Twenty Questions
    Учитель задумывает предмет или человека (например, одноклассника). Остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
    Is he (she) taller than me? — Yes, he is.
    Does he (she) study better than me? — No, he doesn`t.
    Is his (her) hair longer than mine?..
  • Hide-and-seek in a picture

Учитель вывешивает картинку, на которой нарисованы предметы мебели. Учащиеся мысленно должны спрятаться на картинке. Выбирается водящий. Учащиеся начинают его искать: Are you behind the wardrobe? — No, I am not. Тот, кто угадал, получает право прятаться.[4].

Орфографические игры

Цель: тренировать правильное написание английских слов.

Учитель раздает карточки с буквами алфавита. Затем называет слово, например, book. Учащиеся, имеющие карточки с соответствующими буквами, должны выйти к доске и встать таким образом, чтобы получилось данное слово.

Игра «Anagrams». (Анаграммы)

Цели:

  • формировать орфографические навыки у учащихся,
  • развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.

Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.

Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net; Take – Kate; Tea – eat; Race – care; Mile – lime; Lain – nail; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was; Knee – keen.

При этом он должен знать значение новообразованного слова.

Игры для обучения чтению

Цели:

  • быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия;
  • правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. е. понимать читаемое;
  • читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы.

Игры:

  • Composer
    На доске написано длинное слово, например, “Representative”. Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова и записывают их на доске. Например, present, tea, test, art. Sir, rat, ten, train, vase, sea, pie, pine, pet, pen, pan, nest.
  • Super secretary
    Класс делится на две команды. По одному ученику из каждой команды выходят к доске и записывают предложения учителя под диктовку.

Игры для обучения аудированию

Цели:

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  • научить учащихся выделять главное в потоке информации;
  • развить слуховую память и слуховую реакцию учащихся.

Игры:

The Last Letter 

Формируются две команды. Представитель первой команды называет слово, ученики из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово. Например: arm, map, pen, nose, eye, ear, и т.д. [5].

Игры для обучения говорению

Цели:

  • научить умению выражать мысли в логической последовательности;
  • научить практически и творчески применять полученные речевые навыки;
  • обучить речевой реакции в процессе коммуникации.

Самый эффективный вид игры для обучения говорению — это сюжетно-ролевая игра. С ее помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

У учащихся формируются когнитивные навыки и умения:

  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других людей;
  • оценить информацию;
  • уметь задавать вопросы;
  • выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно.

Who will say more?

Учитель, обращаясь поочередно к игрокам обеих команд, задает вопрос, например: “What is spring?”. Ученик должен ответить на вопрос в нескольких предложениях. Например: “Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too.”

Команда получает балл за каждое правильно составленное предложение.

В заключение хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого ученика и неограниченной перспективы творческой деятельности.

Список использованных источников

  1. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка / Е.В. Ильченко. – М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003 – 179 с.
  2. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. – М.: «Академия », 2000 – 156 с.
  3. Каретникова, А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания / А.А. Каретникова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 288 с.
  4. Игры и игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.metod-kopilka.ru/igry_i_igrovye_priemy_na_urokah_angliyskogo_yazyka__v_nachalnoy_shkole-25444.htm —  Дата доступа. – 07.03.2017 г.
  5. Игровые технологии на уроках иностранного языка — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-igrovie-tehnologii-na-urokah-inostrannogo-yazika-1014547.html —  Дата доступа. – 10.04.2017 г.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий