Мойсевич А.А. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

УДК 373.0

Научный руководитель – Е.В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Ежегодно 1 сентября дети идут в школу. Тяжелее всех первоклассникам: им нужно справиться с новыми условиями и режимом. Ребёнок должен быть подготовлен не только внешне, т. е. иметь все школьные принадлежности, но и быть психологически готовым к учебному процессу, от этого будет зависеть его дальнейшее обучение, отношение к школе и учителю.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению.
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе является важным компонентом успешной учебной деятельности. Эту проблему изучали такие учёные, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, А. Анастази, Л. Ф. Берцфаи, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н. И. Непомнящая, С. Штребел, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, В. С. Мухин, С. Я. Рубинштейн, Е. О. Смирнова и многие другие [1, 2, 3, 4].
Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Развитие социально-психологической готовности к обучению – одна из важнейших проблем педагогики и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения [5].
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Методика формирования социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе включает в себя 3 компонента:
– формирование коммуникативных умений в общении со взрослыми;
– формирование коммуникативных умений в общении со сверстниками,
– формирование адекватного уровня самооценки.
По результатам проведения диагностики мы выявили следующие показатели сформированности социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению: высокий уровень выявлен у 23% респондентов. Дети имеют высокий уровень коммуникативных умений в общении со взрослыми и сверстниками. Склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.
65% детей проявили средний уровень. Дети имеют средний уровень коммуникативных умений в общении со взрослыми и сверстниками. Уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности они могут реально оценивать свои возможности. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности еще не могут правильно оценить себя.
Низкий уровень был выявлен у 12 % детей. Они имеют низкий уровень коммуникативных умений в общении со взрослыми и сверстниками. Дети очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Или же наоборот, дети могут быть нерешительными, малообщительными, недоверчивыми к другим людям, молчаливыми, скованными в своих движениях. Очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Они тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Заранее отказываются от выполнения заданий, которые кажутся им сложными.
Одной из важнейших причин, по которой дети не всегда овладевают необходимыми   знаниями   и   представлениями   о   социальных   нормах взаимодействия со взрослыми – работа самих педагогов. Не все педагоги готовы к работе по формированию социально-психологической готовности дошкольников к школе. Также очевидно, что не все педагоги обладают специальными знаниями в данной области и поэтому сталкиваются с трудностями, связанными с подготовкой детей к обучению в школе.
Как показал анкетный опрос родителей воспитанников старших групп, большинство из них остаются недостаточно педагогически грамотными по рассматриваемой нами проблеме. Они мало знают о социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению и тех компонентах, которые она включает. Но как показывает опрос, большая часть из них (88,7%) считает необходимым и полезным посещение детьми занятий по повышению коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками, а также по формированию адекватного уровня самооценки.
Таким образом, проанализировав проведенную нами работу, мы выяснили, что педагоги и родители признают актуальность изучаемой нами проблемы, но недостаточно готовы к проведению работы по формированию социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению. Поэтому возникает необходимость создания педагогических условий и разработки форм и методов работы с детьми дошкольного возраста для решения сложившейся ситуации.
В связи с этим нами была разработана и проведена система игровых мероприятий, направленная на повышение уровня социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению.
Всю работу по формированию социально-психологической готовности к обучению в школе мы разделили на 2 этапа.
Первый этап работы был направлен на повышение коммуникативных способностей в общении со взрослыми и сверстниками. На этом этапе дети развивали коммуникативные навыки, чувство принадлежности к группе, учились уважать друг друга в общении, пользоваться вежливыми словами. Развивали умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Развивали умение прогнозировать результаты общения, корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства, умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми, развивали способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
На втором этапе наша работа была направлена на формирование адекватного уровня самооценки. На данном этапе большое значение имел индивидуальный подход: детям с заниженной самооценкой предлагались игры и упражнения на её повышение, а детям с неадекватно завышенной – на формирование адекватного ее уровня. Имели место упражнения на сплочение детского коллектива.
По окончании экспериментальной апробации, предложенной нами методики мы провели повторную диагностику детей старшего дошкольного возраста. Мы повторно оценили уровень социально-психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста. При этом диагностика проводилась как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Данные контрольного эксперимента по изучению уровня сформированности коммуникативных умений показали, что после целенаправленного применения комплекса игровых мероприятий в экспериментальной группе, уровень коммуникативных умений повысился.
После проведения формирующего эксперимента, показатели уровня сформированности социально-психологической готовности к обучению в школе в экспериментальной группе увеличились. Если перед началом эксперимента высокий уровень был выявлен у 14% респондентов экспериментальной группы, средний уровень у 77% детей, низкий уровень составил 9%, то после поведения формирующего эксперимента высокий уровень показали 45% старших дошкольников, средний уровень составил 55% из общего числа детей. В то время, как детей с низким уровнем не оказалось вообще.
В контрольной же группе, при традиционной системе воспитания результаты почти не изменились.
Таким образом, мы можем констатировать, что результаты реализации методики свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря целенаправленной работе и сотрудничеству воспитателей и детей удалось достичь намеченной цели. В процессе проведенных занятий и упражнений многие дети повысили уровень коммуникативных умений в общении со взрослыми и сверстниками, научились адекватно оценивать себя, свою деятельность и деятельность других, слушать и слышать собеседника, принимать и уважать позицию другого, адекватно оценивать эмоциональное и физическое состояние другого человека, вступать во взаимодействие со взрослыми в соответствии со своими ролями, научились сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликтов, споров, откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, у них развился самоконтроль за своими действиями и словами, сформировались качества, благодаря которым дети смогут общаться с другими детьми и учителями.
После проведения комплекса игровых мероприятий группа стала более сплоченной, дружелюбной, обстановка стала комфортнее и доброжелательнее для детей.
Результаты опытно-педагогической работы по развитию социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению доказали эффективность целенаправленного применения игр, и позволяют говорить о целесообразности их дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе.

В итоге можно констатировать, что разработанная нами методика доказала свою эффективность и может быть с успехом реализована как в традиционной практике работы УДО, так и в системе оказания платных образовательных услуг населению в рамках воплощения педагогического бизнес-проекта.

Список использованных источников
  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.,1968. – 464 с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  3. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  4. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1960. – 289 с.
  5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
  6. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
  7. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М.: Феникс, 2007. – 188 с.
  8. Немов, Р.С. Психология. Кн. 3 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
  9. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2014. – 416 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий