Петюлевич А.В. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

УДК 613.94 — 055.2 — 055.1

Научный руководитель – Н.Л. Будишко, преподаватель спецдисциплин.

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек», и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.
Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности [1].
Актуальность исследования обусловлена большой ценностью коммуникативной культуры в построении педагогического процесса и большой ее значимостью в процессе саморазвития и самосовершенствования педагога.
Цель исследования состоит в изучении роли общения в профессиональной деятельности педагога. Поэтому были определены следующие задачи:
—  изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
— выявить особенности организации общения в педагогической профессии;
—  изучить стили педагогического общения, используемые в учебной деятельности педагога.
Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога, а предметом исследования — стили общения в педагогической деятельности. В основу исследования легла гипотеза о том, что успешность педагогической деятельности зависит от умения учителя использовать элементы различных стилей общения [2].
Методами исследования стали: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме, тестирование, наблюдение, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником.
Личность учителя начальных классов имеет свои особенности. Это знание возрастных особенностей развития старших дошкольников и младших школьников, доступная и понятная детям речь, использование игровых методов обучения, особая теплота и материнская ласка к детям. Учитель начальных классов должен иметь разносторонние способности, чтобы заинтересовать детей, увлечь их. Не редко учитель становиться авторитетом для начинающего школьника, и от него зависит, с каким интересом ребенок будет ходить в школу и получать знания [3].
Эффективная профессиональная деятельность учителя основывается на умелом педагогическом общении. Оно является условием оптимизации обучения и развития личности ученика. Именно общению принадлежит важнейшая роль в социализации ребенка. Поэтому педагогическое общение предусматривает специальную подготовку учителя, владение технологиями налаживания оптимальных взаимоотношений с учениками, их родителями, коллегами по работе, сформированность продуктивного стиля педагогического общения, культуры педагогического взаимодействия.
Столяренко Л.Д. определил понятие педагогическое общение  как «систему способов и приемов социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, осуществление воспитательного воздействия и налаживания взаимоотношений» [4].
Каждый человек в зависимости от характера, взглядов, психических особенностей вырабатывает свой стиль общения — совокупность типичных признаков поведения в этом процессе.  Отношение к ребенку детерминирует организаторскую деятельность учителя, определяет общий стиль его общения, который может быть авторитарным, либеральным и демократическим.
В авторитарном стиле общения учитель сам решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя из собственных установок. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается.
Либеральный стиль общения характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, учитель выбрал такой стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом школьников. Дети, воспитываемые в либеральном стиле, часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.
 Демократический стиль общения предусматривает ориентированность учителя на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению общих задач. Учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Влияет стиль общения педагога и на становление личности учащихся, формирование характера познавательной активности, их эмоциональное благополучие и состояние здоровья.
Педагогическое общение будет продуктивным лишь тогда, когда будет основываться на уважении к личности учеников, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать необходимый тип общения.
В процессе общения обеспечи­вается жизнедеятельность человека и общества, изменяются структура и сущность социальных субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и все разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация человека, становление его как личности. Общение является спутником человеческой деятельности, важным усло­вием развития личности. Педагогу важно понимать не только психоло­гические закономерности развития межличностных отношений, но и знать технологию целенаправленного их формирования.
В педагогике общение понимается как взаимодействие партнеров, действия которых направлены на сотрудничество, обмен информацией, опытом, как согласование предмета и цели деятельности. Педагогическая сторона общения проявляется в установлении сотруд­ничества между участниками процесса взаимодействия; в форме обмена информацией, обогащения знаниями общающихся сторон; сопереживании, эмпатии участников взаимодействия; системе отношений между людьми, ее регуляции.
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освое­ния учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
Специфика педагогического общения обусловливается также и тем, что оно одновременно включает в себя обучающую и воспитательную функции, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Общение — двусторонний процесс, особенность которого в педагоги­ческой деятельности в том, что для педагога оно является видом профес­сиональной деятельности. Педагог, общаясь с детьми, прежде всего, рабо­тает, а это значит, что он должен отдавать себе отчет в происходящем.
Для подтверждения гипотезы было проведено исследование с целью изучения стилей педагогического общения, используемых в учебном процессе.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №4 г. Лиды». Объектом исследования стали  учителя начальных классов. У всех учителей высшее образование. Стаж работы от 20 лет.
В процессе работы были проанализированы различные источники по проблематике стилей педагогического общения, выбраны методики для изучения аспектов личности учителя.
Для наблюдения были посещены уроки у каждого учителя. Результаты наблюдений фиксировались в карте. После урока проводился анализ взаимодействия учителя с учениками с целью определения его стиля педагогического общения. Также учителям было предложено ответить на вопросы теста «Стиль педагогического общения», направленного на определение стиля педагогического общения, и теста Ю. Вьюнкова, направленного на анализ эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми.
В результате наблюдения за ходом урока было выявлено, что 4 (80%) педагогов помогают учащимся, реализуют другие потребности в неформальномобщении.1 педагог (20%) фокусирует внимание на требовательности и сугубо деловых отношениях. 80 % учителей предпочитают демократический стиль взаимодействия с детьми.
В результате проведения тестирования  были получены следующие данные: у 4 учителей демократический стиль общения. Учителя уважительно относятся к детям, но 1 учитель, подавляя строгостью и наказанием, разъясняет конкретную ситуацию, убеждает почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование.
В результате исследования выявилось, что 4 из 5 учителей используют чаще элементы демократического стиля общения, владеют условиями организации обучения, направленными на общее развитие воспитанников. 1 учитель пользуется преимущественно авторитарным стилем общения, осознает основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми (рисунок 2.1).
ris8

Рис. 2.1 Диаграмма распределения стилей педагогического общения

Таким образом, по результатам исследования выявилось, у 80% учителей демократический стиль общения, а у 20% преобладает авторитарный стиль общения.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. У авторитарных педагогов дети почти с первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания, хронического неуспеха. Жесткий, авторитарный, бескомпромиссный учитель во время урока делает очень много замечаний, высказывая свое недовольство по отношению к ученику. Повышенная «стимуляция» детей посредством угроз, осуждений, наказаний – это фактор, прямо ведущий к нарушению психического здоровья и развитию неврозов. Такие методы стимуляции вызывают конфликты, порождают у ребенка чувство неудовлетворенности, неуверенности в себе, неполноценности. Постоянное недовольство учителей отталкивает ребенка от взрослых. Ребенок теряет веру в себя, происходит деформация его «я – концепции». Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, каждый хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя.
Проанализировав подробнее результаты каждого из них, можно сказать, что не все учителя руководствуются демократическим стилем общения.
Учителя уважительно относятся к детям, стараются установить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности, но у одного учителя наблюдается подавление строгостью и наказанием, необходимостью выполнить то или иное требование.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью.  Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

Проанализировав теоретические данные многих источников и проведя практические исследования, можно сделать следующие выводы. Педагогическое общение — система способов и приемов социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, осуществление воспитательного воздействия и налаживания взаимоотношений; самой распространенная классификация стилей педагогического общения: авторитарный, демократический, либеральный. Ни один из этих стилей не встречается на практике в «чистом» виде, в большинстве случаев мы сталкиваемся со «смешением» нескольких стилей, с преобладанием какого-либо одного; самым продуктивным, развивающим и стимулирующим является демократический стиль общения, однако, не следует исключать из педагогической практики остальные стили, так как в определенных ситуациях они также могут оказать благоприятное воздействие.

Список использованных источников
  1. Бодалёв, А.А. Психология общения / А.А. Бодалёв. – М: Просвещение, 1996. 315 с.;
  2. Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. — 1985. — №4. С.9-16.
  3. Лобанов, А.А. Основы профессионально- психологического общения / А.А. Лобанов. – М: издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
  4. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004. – 459 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий