Стецкая О.С. СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.24

Научный руководитель – Е.В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К пяти годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его социального развития. Социальное развитие – процесс двухсторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей, взрослых, родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
Ядро социальности составляет нормы поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Развитие должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений. В социальном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами социальности, которые выработаны в процессе современной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь. Формирующиеся в дошкольном возрасте социальные представления оказывают решающее влияние на всю детскую деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Ознакомление с разными сторонами окружающего мира и воспитание на этой основе чувств, отношений и мотивов поступка является одной из важнейших задач нравственного воспитания дошкольников. За период дошкольного детства у детей формируются:Недостаточно сформированные социаа) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов; вызывают интерес к жизни других народов, создавая возможности для формирования эмоционально положительного отношения к ним;
б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей. Это духовные ценности, созданные учеными, писателями, поэтами; это первый букварь, по которому ребенок учится читать; это труд учителя, раскрывающего перед детьми все богатство знаний, обучающего необходимым умениям и помогающего познавать мир; это книги, которые становятся источниками знаний, учебники, знакомящие с разными сторонами жизни, что станет предметом специального изучения в школе; это увлекательные сказки, рассказы и повести о жизни замечательных людей, о приключениях и борьбе героев со злом, их мужестве, стойкости, умении преодолевать трудности, невзгоды. Такие примеры вызывают у детей желание подражать. Это увлекательные, забавные истории из жизни сверстников, полные юмора; стихи и песни, наполненные оптимизмом, создающие приподнятое настроение. Это произведения художников, искусство балета, театра, вызывающие восхищение, эмоциональный заряд, рождающие чувство прекрасного, побуждающие к творчеству в своей деятельности. Знания о труде сочетаются со знаниями о роли тружеников в создании материальных и духовных благ, о лучших качествах человека труда (трудовой героизм, мастерство, любовь к своей профессии, личностные качества (ответственность за свое дело, настойчивость, смекалка, доброжелательное отношение к соратникам, бескорыстная помощь и требовательность), желание передать свои знания, умения, опыт, отношение к своему делу подрастающему поколению, призванному продолжить славные традиции тружеников) [3, с. 64];льные представления
в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств. Переживаемое чувство вины, недовольства собой осознается ребенком как возможная ошибка в поведении или деятельности и побуждает к самостоятельной коррекции. Осознание себя как члена сообщества сверстников побуждает дошкольника к активности в достижении общей цели, проявлению ответственности, стремлению оказывать помощь или опираться на поддержку сверстников в ситуациях собственного неблагополучия и реализации своих замыслов;Недостаточноированные социальные представления
д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним. Наблюдения в окружающем мире – один из ведущих методов воспитания и обучения в дошкольной педагогике. В процессе наблюдений детям представляется возможность замечать действия окружающих людей, происходящие в ближайшей среде события, изменения в природе и т. д. Последовательность наблюдений состоит в демонстрации детям конкретных фактов, на основе которых формируются представления, а обобщение ряда представлений позволяет формировать понятия [1, с. 110].
Существует схема формирования социальных представлений у дошкольников.
  1. Ребенок учится осознавать себя как личность с присущими ей индивидуальными особенностями и предпочтениями (варианты игр «Кто такой я?», «Что мне нравится?» и т. д.).
  2. Формирование семейных ценностей.
  3. Развитие коммуникативных навыков, изучение мира эмоций.
  4. Формирование оценок, на основании которых дети разделяют поступки на «хорошие» и «плохие». Младшие дошкольники не умеют аргументировать свою хорошую или плохую оценку поступка другого человека. У старших дошкольников происходит переход от немотивированной оценки к мотивированной. Данная возможность связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте действий в воображаемых условиях позволяет ребенку активно переживать события и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку. В данной работе можно использовать демонстрационный материал «Хорошо или плохо?», широко представленный в детской литературе, или воспользоваться интернет-ресурсами.
  5. Интеграция ребенка в социум через осознанное принятие социальных норм и правил поведения. Для решения этой задачи используются проблемные ситуации с неопределенным концом (игровые методы с проблемно-игровыми заданиями). С детьми рассматриваются качества «доброта – жадность», «отзывчивость – равнодушие», «лживость – честность», «смелость – трусость», «аккуратность – неаккуратность», «вежливость – невнимание».
  6. Воспитание гордости за свой детский сад, свой город, свою страну [2].
Таким образом, модель формирования социальных представлений у дошкольников отражает в себе:
– гуманистические ценности (признание личности человека как ценности; направлены на активизацию чувств, эмоций, переживаний ребенка; создают условия для осмысления идеалов добра, красоты, любви, равенства);
– культурно-познавательные ценности (познание ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности – мир ценностей природы, человека, предметов, отраженных в произведениях искусства);
– нравственные ценности (представления, способы, регулирующие действия ребенка в социуме с помощью социальных норм и правил; формируют опыт нравственных отношений, общения и поведения) [4, с. 98].
Список использованных источников
  1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 110 с
  2. Захарова, Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников / Т. Н. Захаров // Ярославский педагогический вестник – 2011. – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки)
  3. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 64с.
  4. Шарапова, Э.И. Формирование социально-ценностного поведения детей 5-7 лет / Э.И. Шарапова. – Волгоград, 2008. – 98с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий