Шкредова О.А. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ВОЛШЕБСТВА» ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.24

Научный руководитель – Е.В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Одна  из основных задач образования на современном этапе — развитие исследовательских способностей детей. Знания и умения, полученные посредством проведения  собственного эксперимента, прочнее и надежнее репродуктивных.
Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Несложные опыты, эксперименты помогают дошкольнику получить новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения экспериментов, запоминаются надолго. Приобретаемый детьми поисковый опыт будет способствовать  развитию исследовательских и творческих способностей, инициативности.
Многими учеными исследованы различные вопросы детского экспериментирования. Так,  Н. Н. Поддъяков, назвавший экспериментирование ведущей деятельностью дошкольника, по итогам многолетнего изучения природы и сущности детского экспериментирования описал свойства эвристической структуры детского опыта, основные принципы построения образовательных программ для дошкольников [2]. Е. С. Кузьмина рассматривала проблему гуманизации процесса образования через применение  экспериментирования, заключающееся в удовлетворении врождённой потребности детей, в результате чего формируются их духовно-нравственные качества [1, с. 124]. О. В. Киреева исследовала сущность, а также особенности и педагогические основы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. М. И. Лисина определила экспериментирование как вид исследовательского поведения.
Детское экспериментирование Н. Н. Поддъяков рассматривает как особую форму поисковой деятельности, «в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников»  [2, с. 69].
Н. Н. Поддъяков в своих работах выделил также отдельные формы экспериментирования:
1) познавательная форма экспериментирования (получение новых сведений, знаний);
2) продуктивная форма экспериментирования (получение результатов творчества);
3) социальное экспериментирование (поиск новых форм взаимодействия с другими людьми)  [2, с.69].
В целом, анализ источников по проблеме детского экспериментирования показал, что данный вид деятельности детей, по мнению ученых, обладает высоким развивающим потенциалом и необходим для систематического планомерного включения в образовательный процесс УДО. Поэтому для нашего исследования было важно выяснить, насколько активно детское экспериментирование используется воспитателями в работе с дошкольниками в реальных условиях функционирования УДО.
Для выявления  отношения  воспитателей УДО к проблеме организации детского экспериментирования нами было проведено анкетирование. В опросе участвовали  20 воспитателей средних и старших групп ГУО “Ясли-сад № 91 г. Гродно”,  ГУО “Ясли-сад № 93 г. Гродно”, ГУО “Дошкольный центр развития ребёнка № 11 г. Гродно”. Анкета для воспитателей включала в себя 3 вопроса, которые были направлены на изучение понимания ими педагогического потенциала и условий организации детского экспериментирования:
  1. Как часто вы организуете экспериментирование с детьми вашей группы?
  2. Что вас затрудняет при организации детского экспериментирования?
  3. Какое значение, на ваш взгляд, имеет экспериментирование для личностного развития ребенка?
Анкетирование показало, что воспитателями экспериментирование  используется редко, значимыми причинами чего является недостаток соответствующей методической литературы, а также подходящего оборудования и материалов для проведения опытов, экспериментов. Более того, ряд воспитателей затруднились назвать полный спектр возможностей экспериментирования для личностного развития ребенка-дошкольника, останавливаясь в основном на том, что данный вид деятельности расширяет знания ребенка о природе. Количественные результаты анкетирования  в самом обобщенном виде представлены в таблице 1.
Таким образом, следует констатировать, что в реальной действительности в УДО экспериментирование используется, но со значительными трудностями. Несмотря на его многочисленные преимущества, оно пока, к сожалению, не получило в практике широкого распространения.
В целях совершенствования деятельности детей по экспериментированию мы посчитали целесообразным разработать программу кружка «Школа волшебства», который предназначен для работы с детьми 5-6 лет. Название кружка «Школа волшебства» отражает восприятие детьми проводимых экспериментов и их результатов как чего-то нереального, чудесного, создание настроения радости познания. Важная особенность организации деятельности детей в рамках работы «Школы волшебства» состоит в том, что вся информация о свойствах предметов и явлений окружающего мира будет преподноситься не в виде отвлеченного описания или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим, исследовательским заданием, результат и смысл которого получен самим ребенком и поэтому абсолютно ему понятен.

Цель кружковой работы по программе «Школа волшебства» — создать условия для формирования познавательно-исследовательской активности и целостного мировосприятия дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Таблица 1 – Результаты анкетирования воспитателей по проблеме значения и организации детского экспериментирования
Вопрос Ответы Кол-во (%)
Как часто вы организуете экспериментирование с детьми вашей группы? не реже 1 раза в неделю 20
не чаще 1 раза в месяц 30
реже 1 раза в месяц 50
Что вас затрудняет при организации детского экспериментирования? мало соответствующей методической литературы 30
сложно подготовить оборудование и материалы для проведения 40
сложно организовать деятельность детей 20
другое 30
Какое значение, на ваш взгляд, имеет экспериментирование для личностного развития ребенка? 1 направление 55
2 направления 35
3 и более направлений 10
По нашему замыслу, работа кружка решает следующие задачи:
  1. развивать любознательность, формировать познавательные интересы и творческие способности;
  2. формировать у детей элементарные естественнонаучные представления;
  3. расширять представления детей о свойствах предметов и явлениях окружающего мира;
  4. совершенствовать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  5. воспитывать самостоятельность, инициативность и ответственность.
Тематический план занятий кружка приведен в таблице 2.

Отличительными особенностями содержания кружковой работы по данному направлению является ее деятельностный характер, ставящий цель формирования исследовательски-познавательной активности дошкольника. В отличие от  содержания работы в рамках традиционных занятий в УДО, данная программа предполагает применение на кружковых занятиях экспериментирования с необычными материалами, а также знакомство детей со способами проведения эксперимента, позволяющими раскрыть скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.

Таблица 2 – Тематический план кружка «Школа волшебства»
Тема Кол-во занятий
Введение
1. Вводная беседа. Знакомство с планом кружка и с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов. Повторение и закрепление правила безопасности при работе с оборудованием. 1
Неживая природа
2. Знакомство со свойствами воды, агрегатным состоянием и силой воды.

Эксперименты: «Помощница вода», «Изготовление цветных льдинок», «Умная галка», «Иней», «Энергия воды», «Насос для полива цветов». Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Капелька».

4
3. Знакомство со свойствами  воздухом и его ролью в жизни человека, растений, животных.

Эксперименты: «Загадочные пузырьки», «Салфетка в стакане», «Ворчливый шарик», «Пузырьки-спасатели», «Надувание мыльных пузырей», «Почему не выливается». Дидактическая игра «Свойства воздуха». Игра-эстафета с воздушными шарами.

4
4. Отправление в мир электричества.

Эксперименты: «Волшебники», «Волшебные шарики», «Как увидеть и услышать электричество», «Прыгающие кружочки», «Чудо-расчёска».

2
5. Знакомство со способностями магнита.

Эксперименты: «Мы фокусники», «Парящая бабочка», «Волшебный диск», «Магнитные силы», «Волшебная рукавичка».

2
6. Опытным путем понять, как можно вырастить кристаллы.

Эксперименты: «Сладкие кристаллы», «Солёные кристаллы».

2
7. Интересные факты о Земле и Космосе.

Эксперименты: «Дневные звезды», « Приплюснутый шар», «Темный космос», « Чем ближе, тем быстрее».

2
Живая природа
8. Строение, значение, функции, видоизменения частей растений.

Эксперименты: «Куда тянутся корни?», «Много-мало», «Запасливые стебли», Лабиринт», «Может ли растение дышать?».

 

3
9. Приспособление живых организмов к окружающей среде.

Эксперименты: «Присоски», «Зачем зайчику другая шубка», «Наизнанку», «Наверх», «Загон для мушек», «Как звери меняют шубку».

4
10. Определить, как появились первые живые клетки и выявить, что в продуктах есть мельчайшие  живые организмы.

Эксперименты: «Живые комочки», «Растущие малютки», «Заплесневелый хлеб».

2
Мир человеческой деятельности
11. Знакомство с разными видами ткани.

Эксперименты: «Волшебный материал», «Что прочнее», «Впитывает — не впитывает», «Что легче?». Дидактические игры: «Магазин одежды», «Определи вид ткани на ощупь с закрытыми глазами».

3
12. Предметный мир.

Эксперименты: «Почему все звучит?», «Увеличительное стекло», «Волшебное сито», «Капризное мыло», «Чудесные кораблики». Дидактическая игра: «Угадай-ка».

4
13. Волшебство красок.

Эксперименты: «Дружба красок», «Волшебная кисточка», «Куда делись чернила?», «Играем с красками». Дидактическая игра: «Загадай желание».

2
Фокусы
14. Превращение в фокусников.

Эксперименты-фокусы: «Поющий бокал», «Повелитель воздушных шаров», «Шипящая вода», «Цветное молоко», «Танцующая монетка», «Лавовая лампа», «Самонадувающийся шарик».

4
Приведем пример необычного задания по экспериментированию, которое реализуется на кружковом занятии. В экспериментировании «Ворчливый шарик» сначала дети  надуют шарик, не завязывая его, а затем отпускают. Он будет «метаться»,  из него станет выходить воздух. Затем ребята опять  надуют шарик, не завязывая его. После этого «горлышком» его погрузят в воду, воздух станет из шарика выходить, появятся пузырьки: так шарик «ворчит». В процессе данного эксперимента дети исследовательским путем приобретают знания о свойстве и движении воздуха; в качестве «побочного» продукта также учатся выполнять дыхательное упражнение при надувании воздушного шара.
Работа по данной программе может быть реализована как на занятиях, согласно учебному плану дошкольного образования, так и в рамках дополнительных образовательных услуг, предлагаемых УДО. Так, по результатам опроса, проведенного нами в рамках маркетингового исследования рынка образовательных услуг соответствующей направленности, 75 %   потенциальных клиентов (родители детей, воспитывающихся в  учреждениях дошкольного образования г. Гродно) отдали бы своего ребенка в кружок для освоения предложенной программы «Школа волшебника». Их них 31 % причиной принятия такого решения объясняет любознательностью детей, их потребностью в познании, исследовании окружающего мира, 69 % опрошенных хотели бы, чтобы их ребенок расширил и усовершенствовал мыслительные умения, овладел навыками исследовательской деятельности.

Таким образом, реализация целенаправленной и систематической кружковой работы по  экспериментированию с дошкольниками представляется нам педагогически перспективной, поскольку особая значимость экспериментирования  состоит в том, что оно открывает возможность обогащения личного опыта детей, позволяет решать задачи их образования через активизацию познавательного интереса.

 
Список использованных источников
  1. Кузьмина, Е. С. Экспериментирование как способ гуманизации образовательного процесса / Е. С. Кузьмина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — М.: Педагогика, — С. 124-125.
  2. Поддьяков, Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / Н. Н. Поддьяков. — М.: Педагогика, — № 2. — С. 68-75.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий