УДК 373.24
Научный руководитель – Е.В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Одна из основных задач образования на современном этапе — развитие исследовательских способностей детей. Знания и умения, полученные посредством проведения собственного эксперимента, прочнее и надежнее репродуктивных.
Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Несложные опыты, эксперименты помогают дошкольнику получить новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения экспериментов, запоминаются надолго. Приобретаемый детьми поисковый опыт будет способствовать развитию исследовательских и творческих способностей, инициативности.
Многими учеными исследованы различные вопросы детского экспериментирования. Так, Н. Н. Поддъяков, назвавший экспериментирование ведущей деятельностью дошкольника, по итогам многолетнего изучения природы и сущности детского экспериментирования описал свойства эвристической структуры детского опыта, основные принципы построения образовательных программ для дошкольников [2]. Е. С. Кузьмина рассматривала проблему гуманизации процесса образования через применение экспериментирования, заключающееся в удовлетворении врождённой потребности детей, в результате чего формируются их духовно-нравственные качества [1, с. 124]. О. В. Киреева исследовала сущность, а также особенности и педагогические основы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. М. И. Лисина определила экспериментирование как вид исследовательского поведения.
Детское экспериментирование Н. Н. Поддъяков рассматривает как особую форму поисковой деятельности, «в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников» [2, с. 69].
Н. Н. Поддъяков в своих работах выделил также отдельные формы экспериментирования:
1) познавательная форма экспериментирования (получение новых сведений, знаний);
2) продуктивная форма экспериментирования (получение результатов творчества);
3) социальное экспериментирование (поиск новых форм взаимодействия с другими людьми) [2, с.69].
В целом, анализ источников по проблеме детского экспериментирования показал, что данный вид деятельности детей, по мнению ученых, обладает высоким развивающим потенциалом и необходим для систематического планомерного включения в образовательный процесс УДО. Поэтому для нашего исследования было важно выяснить, насколько активно детское экспериментирование используется воспитателями в работе с дошкольниками в реальных условиях функционирования УДО.
Для выявления отношения воспитателей УДО к проблеме организации детского экспериментирования нами было проведено анкетирование. В опросе участвовали 20 воспитателей средних и старших групп ГУО “Ясли-сад № 91 г. Гродно”, ГУО “Ясли-сад № 93 г. Гродно”, ГУО “Дошкольный центр развития ребёнка № 11 г. Гродно”. Анкета для воспитателей включала в себя 3 вопроса, которые были направлены на изучение понимания ими педагогического потенциала и условий организации детского экспериментирования:
- Как часто вы организуете экспериментирование с детьми вашей группы?
- Что вас затрудняет при организации детского экспериментирования?
- Какое значение, на ваш взгляд, имеет экспериментирование для личностного развития ребенка?
Анкетирование показало, что воспитателями экспериментирование используется редко, значимыми причинами чего является недостаток соответствующей методической литературы, а также подходящего оборудования и материалов для проведения опытов, экспериментов. Более того, ряд воспитателей затруднились назвать полный спектр возможностей экспериментирования для личностного развития ребенка-дошкольника, останавливаясь в основном на том, что данный вид деятельности расширяет знания ребенка о природе. Количественные результаты анкетирования в самом обобщенном виде представлены в таблице 1.
Таким образом, следует констатировать, что в реальной действительности в УДО экспериментирование используется, но со значительными трудностями. Несмотря на его многочисленные преимущества, оно пока, к сожалению, не получило в практике широкого распространения.
В целях совершенствования деятельности детей по экспериментированию мы посчитали целесообразным разработать программу кружка «Школа волшебства», который предназначен для работы с детьми 5-6 лет. Название кружка «Школа волшебства» отражает восприятие детьми проводимых экспериментов и их результатов как чего-то нереального, чудесного, создание настроения радости познания. Важная особенность организации деятельности детей в рамках работы «Школы волшебства» состоит в том, что вся информация о свойствах предметов и явлений окружающего мира будет преподноситься не в виде отвлеченного описания или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим, исследовательским заданием, результат и смысл которого получен самим ребенком и поэтому абсолютно ему понятен.
Цель кружковой работы по программе «Школа волшебства» — создать условия для формирования познавательно-исследовательской активности и целостного мировосприятия дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Таблица 1 – Результаты анкетирования воспитателей по проблеме значения и организации детского экспериментирования
Вопрос |
Ответы |
Кол-во (%) |
Как часто вы организуете экспериментирование с детьми вашей группы? |
не реже 1 раза в неделю |
20 |
не чаще 1 раза в месяц |
30 |
реже 1 раза в месяц |
50 |
Что вас затрудняет при организации детского экспериментирования? |
мало соответствующей методической литературы |
30 |
сложно подготовить оборудование и материалы для проведения |
40 |
сложно организовать деятельность детей |
20 |
другое |
30 |
Какое значение, на ваш взгляд, имеет экспериментирование для личностного развития ребенка? |
1 направление |
55 |
2 направления |
35 |
3 и более направлений |
10 |
По нашему замыслу, работа кружка решает следующие задачи:
- развивать любознательность, формировать познавательные интересы и творческие способности;
- формировать у детей элементарные естественнонаучные представления;
- расширять представления детей о свойствах предметов и явлениях окружающего мира;
- совершенствовать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- воспитывать самостоятельность, инициативность и ответственность.
Тематический план занятий кружка приведен в таблице 2.
Отличительными особенностями содержания кружковой работы по данному направлению является ее деятельностный характер, ставящий цель формирования исследовательски-познавательной активности дошкольника. В отличие от содержания работы в рамках традиционных занятий в УДО, данная программа предполагает применение на кружковых занятиях экспериментирования с необычными материалами, а также знакомство детей со способами проведения эксперимента, позволяющими раскрыть скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
Таблица 2 – Тематический план кружка «Школа волшебства»
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Введение |
1. |
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка и с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов. Повторение и закрепление правила безопасности при работе с оборудованием. |
1 |
Неживая природа |
2. |
Знакомство со свойствами воды, агрегатным состоянием и силой воды.
Эксперименты: «Помощница вода», «Изготовление цветных льдинок», «Умная галка», «Иней», «Энергия воды», «Насос для полива цветов». Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Капелька». |
4 |
3. |
Знакомство со свойствами воздухом и его ролью в жизни человека, растений, животных.
Эксперименты: «Загадочные пузырьки», «Салфетка в стакане», «Ворчливый шарик», «Пузырьки-спасатели», «Надувание мыльных пузырей», «Почему не выливается». Дидактическая игра «Свойства воздуха». Игра-эстафета с воздушными шарами. |
4 |
4. |
Отправление в мир электричества.
Эксперименты: «Волшебники», «Волшебные шарики», «Как увидеть и услышать электричество», «Прыгающие кружочки», «Чудо-расчёска». |
2 |
5. |
Знакомство со способностями магнита.
Эксперименты: «Мы фокусники», «Парящая бабочка», «Волшебный диск», «Магнитные силы», «Волшебная рукавичка». |
2 |
6. |
Опытным путем понять, как можно вырастить кристаллы.
Эксперименты: «Сладкие кристаллы», «Солёные кристаллы». |
2 |
7. |
Интересные факты о Земле и Космосе.
Эксперименты: «Дневные звезды», « Приплюснутый шар», «Темный космос», « Чем ближе, тем быстрее». |
2 |
Живая природа |
8. |
Строение, значение, функции, видоизменения частей растений.
Эксперименты: «Куда тянутся корни?», «Много-мало», «Запасливые стебли», Лабиринт», «Может ли растение дышать?».
|
3 |
9. |
Приспособление живых организмов к окружающей среде.
Эксперименты: «Присоски», «Зачем зайчику другая шубка», «Наизнанку», «Наверх», «Загон для мушек», «Как звери меняют шубку». |
4 |
10. |
Определить, как появились первые живые клетки и выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.
Эксперименты: «Живые комочки», «Растущие малютки», «Заплесневелый хлеб». |
2 |
Мир человеческой деятельности |
11. |
Знакомство с разными видами ткани.
Эксперименты: «Волшебный материал», «Что прочнее», «Впитывает — не впитывает», «Что легче?». Дидактические игры: «Магазин одежды», «Определи вид ткани на ощупь с закрытыми глазами». |
3 |
12. |
Предметный мир.
Эксперименты: «Почему все звучит?», «Увеличительное стекло», «Волшебное сито», «Капризное мыло», «Чудесные кораблики». Дидактическая игра: «Угадай-ка». |
4 |
13. |
Волшебство красок.
Эксперименты: «Дружба красок», «Волшебная кисточка», «Куда делись чернила?», «Играем с красками». Дидактическая игра: «Загадай желание». |
2 |
Фокусы |
14. |
Превращение в фокусников.
Эксперименты-фокусы: «Поющий бокал», «Повелитель воздушных шаров», «Шипящая вода», «Цветное молоко», «Танцующая монетка», «Лавовая лампа», «Самонадувающийся шарик». |
4 |
Приведем пример необычного задания по экспериментированию, которое реализуется на кружковом занятии. В экспериментировании «Ворчливый шарик» сначала дети надуют шарик, не завязывая его, а затем отпускают. Он будет «метаться», из него станет выходить воздух. Затем ребята опять надуют шарик, не завязывая его. После этого «горлышком» его погрузят в воду, воздух станет из шарика выходить, появятся пузырьки: так шарик «ворчит». В процессе данного эксперимента дети исследовательским путем приобретают знания о свойстве и движении воздуха; в качестве «побочного» продукта также учатся выполнять дыхательное упражнение при надувании воздушного шара.
Работа по данной программе может быть реализована как на занятиях, согласно учебному плану дошкольного образования, так и в рамках дополнительных образовательных услуг, предлагаемых УДО. Так, по результатам опроса, проведенного нами в рамках маркетингового исследования рынка образовательных услуг соответствующей направленности, 75 % потенциальных клиентов (родители детей, воспитывающихся в учреждениях дошкольного образования г. Гродно) отдали бы своего ребенка в кружок для освоения предложенной программы «Школа волшебника». Их них 31 % причиной принятия такого решения объясняет любознательностью детей, их потребностью в познании, исследовании окружающего мира, 69 % опрошенных хотели бы, чтобы их ребенок расширил и усовершенствовал мыслительные умения, овладел навыками исследовательской деятельности.
Таким образом, реализация целенаправленной и систематической кружковой работы по экспериментированию с дошкольниками представляется нам педагогически перспективной, поскольку особая значимость экспериментирования состоит в том, что оно открывает возможность обогащения личного опыта детей, позволяет решать задачи их образования через активизацию познавательного интереса.
Список использованных источников
-
-
Поддьяков, Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / Н. Н. Поддьяков. — М.: Педагогика, — № 2. — С. 68-75.