УДК373. 3: 004 – 056.264
Научный руководитель – М. Е. Скивицкая, доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно–образовательное пространство [1, с. 10].
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей егоэффективность [1, с. 10].
Под информационной технологией понимается технология, использующая специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т. е. компьютерную и информационную технику.Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий.
Интенсивно развивающиеся электронные средства обучения имеют огромный потенциал и для поддержки образовательного процесса учащихся с тяжелыми нарушениями речи, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а также стимулирует познавательную активность и самостоятельность
учеников [2, с. 67].
учеников [2, с. 67].
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного исследования, целью которого являлось изучить состояние и уровни сформированости фонематического восприятия слов у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи I класса, помогли выявить основные особенности и затруднений, которые присущи учащимся данной категории при формирование фонематического восприятия, и обусловило необходимость в разработки электронного средства обучения.
Для развития фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи нами была разработана электронная игра «Буквастрой» с помощью компьютерной программы Microsoft Office Power Point.
В ходе разработке электронной игры нами были учтены следующие принципы:
- принцип наглядности;
- принцип системности и последовательности предъявления материала;
- принцип повышения мотивации учащихся;
- принцип самостоятельности и активности деятельности;
- принцип повышения эффективности решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Созданная электронная игра «Буквастрой» направлена на достижение определенной цели и задач.
Цель использования данной электронной игры в процессе обучения младших школьников – формирование и закрепление умений фонематического восприятия слов на уроке учебного предмета «Обучение грамоте (чтение)» в I классе.
Созданная электронная игра «Буквастрой» способствует решению следующих задач:
- развивать умения звукового анализа и синтеза;
- формировать умение соотносить произнесенное слова с картинкой;
- формирование умение образовывать слова единственного и множественного числа;
- формировать самостоятельность и навык самоконтроля;
- формировать умение концентрировать внимание на предлагаемом задании;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать целеустремленность и сосредоточенность.
В структуре разработанной электронной игры, можно выделить 6 упражнений:
Упражнение «Помоги пчеле».
Задача: формировать умение соотносить слышимый звук с его графическим изображением.
Содержание упражнения: Произносится буква, и необходимо посадить пчелу на нужную букву.
Упражнение «Улей наш».
Задача: формировать умение различать гласные и согласные звуки.
Содержание упражнения: Разложить гласные и согласные звуки в разные улья.
Упражнение «Конец слова за тобой».
Задача: формировать умение осуществлять слоговой анализ и синтез; развивать умение соотносить картинку со словом.
Содержание упражнения:Ученик нажимает и прослушивает первый слог, второй слог (ТА) нужно назвать самостоятельно, затем называет слово полностью и нажимает картинку.
Упражнение«Выбери картинку».
Задача: формировать умение воспринимать слова на слух и упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мое», «мои» с именами существительными в роде и числе.
Содержание упражнения: Учащиеся произносят и нажимают картинки на экране.
Инструкция: Послушай название картинки, повтори его, затем выбери картинки, о которых можно сказать «моя» («мои», «моё»): ива, ноги, ухо, дыня, люди, мыло, муха, духи, вата, лото, губы, дети.
Упражнение«Чего не стало».
Задача: формировать умение воспринимать слова на слух.
Содержание упражнения: Диктор произносит слова и сплывают картинки, учащиеся запоминают картинки, затем одна из них исчезает.
Инструкция: Внимательно рассмотри и запомни предметы: бык, дом, кот, мак, кит
Упражнение«Найди и назови».
Задача: формировать умение воспринимать слова на слух и формировать умение образовать существительные множественного числа.
Содержание упражнения: Диктор называет один предмет, а учащиеся называет, где таких предметов несколько. Например: нога – ноги.
Упражнение«Узнай кто это».
Задача: формировать умение воспринимать слова на слух и соотносить предметы с услышанными неречевыми звуками.
Содержание упражнения: Диктор произносит, и учащиеся нажимают выбранную ими картинку. Если ответ правильный, диктор произносит слово, если – нет, звучит сигнал предупреждения.
Например: Льётся, журчит (что?) вода. Летает, жужжит (кто?) муха. Растёт, зеленеет (что?) липа [3, с. 10].
К каждому упражнению даётся звуковая инструкция. Данная игра используется на уроках в I классе в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Она применяется на уроках по предмету «Обучение грамоте (чтение)», и может быть использована на различных этапах урока: сообщения новых знаний, закрепления знаний, систематизации и обобщения знаний, проверки и оценки знаний, умений.
После использования электронного средства обучения на уроке необходимо проводить зрительную гимнастику. Время работы с электронным средствам обучения не должно превышать допустимые установленные санитарные правила и нормы.
Таким образом, ценность разработанного нами электронного средства обучения заключается именно в том, что позволяет более рационально и эстетично использовать наглядность, повышает активность учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроке, позволяет проводить работу по коррекции познавательных процессов, дают возможность наполнить единое образовательное пространство новым содержанием.
Список использованных источников
- Абасова, С. Э. Современные информационно-коммуникационные технологии образования / С. Э. Абасова, С. Г. Абдуллаев // Новые информационные технологии в образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 4–11 марта 2011 г. : в 2-х ч. / РГППУ. – Екатеринбург, 2011. – Ч. 1. – С. 10–15.
- Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – №3. – С. 67–78.
- Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н. С. Четверушкина. – М. : Гном Пресс, 2006. – С. 10–23.