Решко Е.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

УДК 373.3.016:811.112

Научный руководитель – Смолка Татьяна Леонидовна, учитель-методист, ГУО «Средняя школа №28 г. Гродно»

В методике преподавания иностранных языков в настоящее время все острее встаёт вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе. Это обусловлено тем, что главная задача изучения иностранного языка – умение общаться с носителями языка – зачастую в школе не достигается. Существует ряд причин, по которым учащиеся бывают недостаточно мотивированы и заинтересованы в изучении иностранного языка, и задача каждого педагога – постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к учебному предмету. Одним из способов завладеть вниманием школьников являются нестандартные формы проведения уроков – они привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению материала. К нестандартным формам проведения уроков можно отнести уроки-экскурсии, тематические уроки, дидактические игры и т.д.. Важное место здесь занимают интерактивные методы обучения языку, которые становятся все популярнее.

Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и учащихся, детей друг с другом и т.п.). Таким образом, при использовании метода интерактивного обучения на первый план выступает работа в группе и парах. Считается, что «по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%» [1, с.231]. При этом моделируются ситуации реального общения с целью решения определенных коммуникативных задач.

Преимуществами интерактивного обучения чвляются:

  • активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией;
  • комфортность: работая в малой группе, учащиеся чувствуют себя более свободно, уверенно, мнение каждого принимается всей группой;
  • развитие личностных качеств и повышение самооценки: все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника группового решения, строить конструктивную коммуникацию;
  • развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса;
  • более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения. [2].

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.

Очень часто в практике преподавания я использую интерактивный прием, который называется Wechselspiel – игра-чередование. Данная игра представляют собой работу в парах с опорой на рабочие листы. Суть данного интерактивного приема заключается в том, что первый ученик имеет на своем рабочем листе информацию, которая отсутствует у второго ученика, и наоборот. В ходе работы учащиеся должны запросить недостающую информацию и записать ее в свой рабочий лист, а также ответить на вопросы своего партнера. Таким образом, учащийся в ходе игры многократно повторяет и слышит новые слова и грамматические структуры, что способствует их быстрому запоминанию и в конечном итоге развитию навыка говорения. Задания игр-чередований могут быть направлены и на решение других коммуникативных задач: на развитие навыков чтения и восприятия и понимания речи на слух.

Эффективным является интерактивный прием «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логическое продолжение можно использовать групповую работу.

Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Как пример – игра по теме «Эмоции». Ученикам предлагается «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор в школьной столовой. Задача актеров – передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «Вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или: «Вы очень болтливый человек».

Технология «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую эту технологию при работе над темами «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое!» или «Кто сегодня одет в розовую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на иностранном языке.

При использовании технологии «Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.

Техника «Карусель идей» предполагает следующий алгоритм работы:

  1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
  2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.
  3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
  4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

Технология «Мозговой штурм» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

  1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки.
  2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.
  3. Мозговой штурм как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе.

Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию. Шаг 1 – разминка (длится 3 минуты). Учитель предлагает провести мозговой при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с темой урока.

Шаг 2 – объединение учащихся в мини-группы.

Шаг 3 – работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей (даже самых абсурдных), а затем после прочтения текста сделать вывод о том, какие проблемы свойственны подросткам во всем мире, а какие волнуют только российских подростков.

Прием «Ажурная пила» был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. В конце цикла все учащиеся могут проходить индивидуальный контроль в форме контрольного среза. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала.

Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «Знакомство», «Разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Успех использования интерактивных игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению реальных ситуаций, так как урок иностранного языка – это не только игра.

Использование интерактивных приемов на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Они создают благоприятный психологический климат при обучении иностранному языку. Благодаря игре снимается психологическая нагрузка учащихся, активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и легкому запоминанию нового материала.

Список использованных источников

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
  2. Королёва, Н. М., Костерина, И. В. Роль интерактивного обучения в современном образовании / Н. М. Королёва, И. В. Костерина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii. – Дата доступа: 03.03.2016
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий