УДК 373.0
Научный руководитель – Е.А. Ковалева, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Проблема изучения профессиональной направленности личности, как основной составляющей профессионального становления в настоящее время особо актуальна. Ее практическое решение представляет собой одну из перспективных линий развития профессионала, который будет способен в изменяющихся обстоятельствах найти свою жизненную и профессиональную траекторию, преодолеть принципиальную фрагментарность знания, обрести собственную интеллектуальную и нравственную целостность и самобытность.
Исследователи проблемы профессиональной направленности указывают на важную роль данного феномена в современной системе высшего образования (Ю.А. Афонькина, И.Ю.Быргазов, Е.А. Климов, С.Е. Покровская, В.А.Полянская, Л.М.Разорина). По мнению ученых, профессиональная направленность является важнейшим компонентом обучения, повышающим возможность усвоения профессиональных знаний, умений, навыков и развития личности будущего специалиста [1].
На протяжении обучения в университете под влиянием преподавания различных дисциплин и участия в общественной жизни у студентов формируется профессиональная направленность личности, т. е. личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности в области своей профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной, деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды. Так, Л.А. Иовайш определяет профессиональную направленность как сложную черту личности, отличающуюся не только положительным отношением к определенным профессиям, но и активным желанием трудиться в той или иной профессии. Формирование профессиональной направленности связано с развитием интереса к миру труда, людям труда, его смыслам, орудиям, средствам, развитием потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и мотивов [2].
Формирование и развитие профессиональной направленности осуществляется в процессе первичного профессионального самоопределения, профессионального обучения, профессиональной деятельности. В зависимости от этапа профессионального пути человека, профессиональная направленность рассматривается учеными:
– при исследовании профессиональной направленности школьников, осуществляющих подготовку к выбору профессии, профессиональная направленность изучается как характеристика психологической готовности к выбору профессиональной деятельности;
– при изучении профессиональной направленности на стадии обучения в училище, колледже, вузе, как устремление овладеть профессией, как характеристика психологической готовности к профессиональной деятельности;
– при исследовании профессиональной направленности в трудовой деятельности специалиста она определяется как психологическая детерминанта результативности этой деятельности [3].
С целью изучения профессиональной направленности студентов было проведено исследование на базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В исследовании приняли участие студенты 1 и 2 курсов педагогического факультета специальности «Дошкольное образование». Для диагностики была использована методика К.Ч. Замфир в модификации А.А. Реана, позволяющая выявить динамический компонент профессиональной направленности личности и составить представление о мотивации профессионально-педагогической деятельности у студентов на основе преобладающих мотивов выбора профессиональной деятельности [4].
В ходе проведения диагностики испытуемым был предложен ряд мотивов профессиональной деятельности с целью оценить их значимость (рисунок 1).
В результате обработки данных мы получили следующие выводы. Так, у студентов 1 курса преобладает мотив – денежный заработок (37,5%), а у второкурсников этот мотив менее выражен (31,25%). У студентов 2 курса преобладает мотив – удовлетворение от самого процесса и результата работы (50%), а у студентов 1 курса этот мотив составил 31,25%. Далее, по важности для студентов 1 курса располагаются одновременно 2 мотива – стремление к продвижению по службе (25%) и стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (25%). Для студентов 2 курса эти 2 мотива профессиональной направленности оказались не слишком важны, а именно: стремление к продвижению по службе (18,75%) и стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (6,25%).
Рисунок 1 – Мотивы профессиональной деятельности.
Мотив – стремление избежать возможных наказаний или неприятностей оказался не слишком важен для студентов обоих курсов. У студентов 1 курса этот мотив составил 18,75%, а у студентов 2 курса – 12,5 %. 31,25% студентов 2 курса посчитали для себя важным такой мотив, как потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (в отличии от студентов 1 курса, у которых этот мотив составил (18,75%).
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что больше привлекает студентов 1 и 2 курсов.
Для студентов 1 курса в их будущей профессиональной деятельности наиболее важными являются денежный заработок и удовлетворение от самого процесса и результата работы. На третьем месте расположились мотивы стремления к продвижению по службе и стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, а на четвертом месте расположились стремление избежать возможных наказаний или неприятностей и потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.
Для студентов 2 курса, в отличие от первокурсников, исходя из полученных данных, наиболее важным компонентом профессиональной направленности является удовлетворение от самого процесса и результата работы. Далее расположились денежный заработок и потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других. На 4-м месте – стремление к продвижению по службе, затем стремление избежать возможных наказаний или неприятностей и наименее важным оказался мотив – стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег.
С целью формирования профессиональной направленности личности студента необходимо применять меры по воздействию на процесс осознания целей и значимости избранной студентами профессии, ее социального престижа, требований, которые она предъявляет к человеку. Необходимо развивать уверенность в перспективах будущей работы, пропагандировать трудовые традиции, показывать производственные и эстетические стороны профессии, ее творческий характер. Каждый вуз располагает убедительными примерами трудовых достижений, заслуг и социального продвижения своих выпускников [3].
В УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» реализуется концепция практико-ориентированного обучения студентов педагогического факультета специальности «Дошкольное образование». Практико-ориентированное обучение способствует повышению мотивации студентов на приобретение профессиональной компетентности, формированию значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей. В отличие от традиционного образования, практико-ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
Таким образом, результаты исследования позволили выявить наличие профессиональной направленности испытуемых на основе преобладающих мотивов выбора профессиональной деятельности. Профессиональная направленность, являющаяся интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, эффективно реализуется в условиях актуализации практико-ориентированного обучения в системе высшего образования Республики Беларусь.
Список использованных источников
-
Покровская, С.Е. Понятие «профессиональная направленность личности» в современной психологии: анализ содержания /С.Е.Покровская// Белорусский психологический журнал. – – №2. – С.38-43.
-
Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск: БГУ, 1978.
-
Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность учащихся в учебных заведениях нового типа /Ю.А. Полещук. // Псіхалогія. – №3, 2000. – С. 14-27
-
Сборник психологических тестов . Часть III : Пособие / сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт Энвила, 2006. – 120 с.