УДК 376.112.4-033
Научный руководитель – С.П. Корнейчук, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования, магистр педагогических наук
В настоящее время проблема усвоение речи учащимися II–III классов с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – это сложный процесс, который в данное время является актуальным. Усвоение речи проходит ряд стадий: от зачаточного, аморфного использования отдельных языковых явлений до полного овладения языковыми нормами.
Л. С. Выготский [1, c. 113] говорил, что «В слове мысль не только выражается, но и совершается». Главной задачей школы, обучая детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – является обучение учащихся практическому владению языковыми нормами языка, становление и развитие их речевых умений и навыков. Именно поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы для учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), является формирования знаний о грамматическом строе речи. Улучшение качества таких знаний – одна из предпосылок успешной социализации детей в общество.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей.
Исходя из источников психолого-педагогической литературы, выделяются следующие стадии формирования грамматического строя речи у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Первой стадией в усвоении речи, является развитие у ребенка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), понимания обращенной к нему речи (пассивная речь). Данное понимание выражается в реакции ребенка на слово.
Вторая стадия характеризуется появлением активной речи, что является своего рода обобщением, так как ребенок с нарушениями психического развития реагирует как на звучание речи, так и на ее значение.
Речь ребенка способствует развитию его личности в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать и привить социальные правила поведения.
В своих исследованиях А. Н. Гвоздев [2, c. 78] предложил характеристику процесса становления и развития речи ребенка. В процессе исследования А. Н. Гвоздев выделяет два основные периода:
Первый период автор характеризует как период предложений, который состоит из аморфных слов-корней. Данный период А. Н. Гвоздев подразделяет на два этапа (первый этап характеризует как время однословного предложения, второй как время предложений из нескольких слов). Характерными особенностями этого периода автор считает ситуативность и ярку интонационную окраску используемых слов -предложений. Важным также является то, что в этом периоде в большинстве предложений звуковое выражение грамматических отношений между словами является частичным или отсутствует.
Особо важным моментом первого периода является начало членения слов на морфологические элементы. Здесь происходит двустороннее развитие предложения:
а) объем предложения у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) расширяется до трех-четырех слов;
а) объем предложения у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) расширяется до трех-четырех слов;
б) отдельные слова, входящие в состав предложения, становятся значимыми единицами (аналитическое развитие предложения).
Из источников психолого-педагогической литературы следует отметить, что расчленение слов на морфологические элементы охватывает ряд грамматических категорий, преимущественно используемых ребенком в речи в данном возрастном периоде – существительных (единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный падежи, уменьшительная форма) и глаголов (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время). Ученые предполагают то, что расчленение слов является доступным для ребенка. Благодаря этому, поток звуков в речи неразрывно связан со значениями и в соответствии со сменой и повторяемостью разных элементов значений происходит выделение и отграничение соответствующего им внешнего выражения в звуках.
Характерной особенностью второго периода, по мнению А. Н. Гвоздева, является усвоение грамматической структуры предложения. Данный период автор характеризует началом появления морфологической членимости слов, благодаря которой ребенок в своей речи широко использует самостоятельно образованные слова и их формы как в виде образований по аналогии, так и в виде форм, совпадающих с общепринятыми. Но главное особенностью данного периода А. Н. Гвоздев считает усвоение ребенком грамматических категорий и практических типов словообразования и словоизменения, а также появление в речи и усвоение предлогов и союзов.
Определенные трудности у ребенка с особенностями психического развития (трудностями в обучении) вызывает использование в речи предлогов. А. Н. Гвоздев объясняет это тем, что предлоги, дифференцируя значения падежей, в речи встречаются не часто, во многих случаях они вообще отсутствуют, а беспредложные функции падежей являются наиболее распространенными. Это приводит к пропуску падежных предлогов там, где они должны быть.
А. В. Текучев [3, c. 211] отмечает, что «без опоры на грамматику, развитие логического мышления будет значительно затруднено, развитие речевых и закрепление орфографических навыков будет менее эффективным, а в некоторых случаях просто невозможным. При серьезных и длительных занятиях грамматикой у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) постепенно развивается специфическое, так называемое грамматическое мышление, которое в известном смысле является производным, и результатом, и отражением, и средством развития мышления логического».
Таким образом, особенности формирования грамматического строя речи у учащихся II-III классах с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) представляются важным и актуальным в процессе коррекционной работы. Соблюдение всех этапов коррекционной работы, направленой на формирование грамматического строя речи у учащихся II-III классов с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), будут способствовать правильному формированию знаний о грамматическом строе речи.
Список использованных источников
-
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1982. – 215 с.
-
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М . : Просвещение, – 175 с.
-
Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1986. – 414 с.