Скоробогатова С.В. ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.2:81*233-056.264

Научный руководитель – И.И. Капалыгина , кандидат педагогических наук, доцент.

Тема преемственности в обучении широко представлена в научной литературе. Проблема преемственности в обучении является важным направлением современной педагогической науки в условиях парадигмы непрерывного образования.
В педагогической литературе понятие «преемственность» в его правильном толковании получает распространение с середины 40-х годов XX века. В 80-е годы экологическое воспитание стало новым направлением школьного образования и самостоятельным видом системы воспитания личности. Начиная с этого периода, стали говорить о непрерывном экологическом образовании и воспитании. Идеи использования принципа преемственности в системе непрерывного экологического образования и воспитания дошкольников и учащейся молодежи можно наблюдать с начала 90-х годов [1, с. 4].
Преемственность  является  многоуровневой характеристикой непрерывного образования. Высший уровень – это преемственность как методологическая закономерность развития человека в системе непрерывного образования. Второй – преемственность как общепедагогический принцип, на основе которого функционирует целостный педагогический процесс. Третий уровень – преемственность как дидактический принцип, который вместе с другими дидактическими принципами обеспечивает обучаемым целостное восприятие дисциплин разных ступеней образования. Четвертый уровень – преемственность как частно-методический принцип, который раскрывает особенности проявления преемственности в организации обучения тому или другому предмету.
Содержание экологического образования в школьных дисциплинах представляет собой единую систему сведений, позволяющих учащимся ознакомиться с современными проблемами охраны природы в целом. Если в начальной школе закладываются основы знаний о природе, о ее роли в жизни человека, о бережном, разумном к ней отношении, то в последующих классах (среднего звена) даются более глубокие знания об охране отдельных природных ресурсов, учащиеся знакомятся с понятиями о научных основах охраны природы.
Экологизация содержания учебных предметов способствует  качественной подготовке и успешному выступлению учащихся школы на городских и областных олимпиадах по  биологии (ежегодно занимались призовые места). Учащиеся школы постоянно успешно участвуют в экологических конкурсах, конференциях как  районного, так и международного уровня.
В области теории и методики экологического образования накоплен значительный научный потенциал. В работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной рассмотрены: цели, задачи, ведущие принципы, возможности экологического воспитания школьников в процессе обучения; педагогические условия формирования экологических знаний, убеждений; значимость практической природоохранной деятельности детей; реализация интегративного подхода к содержанию экологического образования. Б.Т. Лихачевым, Н.С. Дежниковой и др. разработана концепция воспитания экологической культуры школьников, в которой сформулированы положения о самоценности экологического воспитания; об экологической культуре как новообразовании в личности, развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, проявляющихся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе [1, с. 4].
Однако имеющиеся достижения в области экологического образования подрастающего поколения, накопленные в нашей стране и за рубежом, еще не привели к созданию эффективных систем этой работы даже в отдельных образовательных учреждениях.
Тем более такая системность отсутствует в отношениях и во взаимодействии учреждений различных уровней, последовательное обучение в которых предполагает подготовку будущего работника и гражданина. Объясняется это рядом причин: не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на этапах дошкольного, школьного и  высшего образования; нет тесных связей между структурами, реализующими содержание экологического образования; не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение; перегруженность учебных планов и др.;
Также  недостаточен уровень профессиональной компетентности педагогов для реализации такого процесса, а определяющую роль в формировании экологической культуры и компетентности школьника играет профессиональная экологическая культура и компетентность педагога с его нравственными, духовными ценностями, сформированными через вовлечение его в процессы экологизации и гуманизации содержания образования [4, с. 51].
Положительное воздействие на сложившуюся ситуацию в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, может оказать социально­педагогическое партнерство, используемое как ресурс экологического образования обучаемых в многоуровневой системе-комплексе «школа — вуз». Но создание такой модели сдерживается недостаточной теоретической проработкой вопросов обоснования и реализации организационно-педагогических условий привлечения данного ресурса для повышения эффективности экологического образования обучаемых в указанной системе.
В процессе изучения  данной проблемы   были выработаны  условия, способствующие  эффективному  решению данной проблемы:
— создание системы повсеместного и непрерывного экологического образования и воспитания, обеспечивающей формирование и закрепление экологических знаний, умений и навыков;
— обеспечение адаптированного по возрастным категориям непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного уровня до уровня повышения квалификации; организация системы информации и обмена опытом по экологическому образованию и воспитанию между различными ступенями образовательного процесса, соблюдая принцип преемственности;
— экологическое образование, являясь одним из элементов системы общего образования и профессиональной подготовки кадров, способствующего развитию целостного мировоззрения, должно рассматриваться на основе формирования нового экологического мышления, новой системы ценностей, новой идеологии природопользования;
— системный подход к организации преемственности в непрерывном экологическом образовании и воспитании; обеспечение целостности путем установления прочных преемственных связей ее основных компонентов; понимание того, что в природе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит «цепная реакция»;
— экологическое образование в системе непрерывного образования должно вестись опережающими темпами в контексте устойчивого развития в связи с современным социально-экономическим положением и обострением экологического кризиса;
— обеспечение экологизации образовательного процесса на всех ступенях обучения и воспитания; перестройка компонентов интегрируемых подсистем на основе программно-целевого подхода, ориентация на непрерывное целостное развитие школьников, учащихся, студентов и специалистов [1, с. 14].
В данной   статье мы  определили основные направления,  по которым  должная  осуществляться  работа по  экологической  преемственности среднего и высшего образования:
учебно-методическая работа: работа по повышению компетенций учителей гимназий,  школ, преподавателей ВУЗа; повышение теоретического уровня подготовки учащихся, работа по повышению профессиональных компетенций студентов биологического факультета; прохождение педагогической, преддипломной и производственных практик; выполнение курсовых и дипломных работ по заданию гимназии студентами специальности «Биоэкология», «Биология» и др.
воспитательная работа: экологическое воспитание учащихся младших и старших классов и студентов, работа с родителями по проблеме экологической преемственности;
внеурочная  и общественная работа: организация  работы  экологических  кружков; совместная работа студентов и волонтерских отрядов; организация   и участие  в   экологических акциях  следующей  тематики: «День без автомобиля», операция «Чистый парк», «Час Земли», «Неделя леса», «Посади дерево», «Поможем птицам перезимовать» и  др.
профориентационная работа: профориентация учащихся гимназии,школ; беседы со студентами и участие в мероприятиях биологического факультета;
организационная работа: совместная организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов, методических объединений учителей на базе ВУЗа,  школ, гимназий;
—  научно­-исследовательская работа: совместная научно­-исследовательская деятельность учащихся и студентов в области экологии на базе   школ и гимназии; совместные публикации учителей и  преподавателей вузов и участие в научно-­практических конференциях[2, с. 31]
Особенно  хочется выделить научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся и студентов, так как  она  обладает огромными возможностями в контексте практического освоения междисциплинарных вопросов.
Именно эта форма познавательной деятельности, включающая этапы подготовки, написания научно­-исследовательской работы или проекта с последующим представлением их на конкурсных мероприятиях различного уровня позволяет приобрести учащимся и студентам навык самостоятельной конструктивной работы, опыт самообразования, умение развивать критическое мышление, интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки и технологий при решении какой-либо проблемы [3, с. 34]
Тематика совместных научных  исследований может выбираться как с учетом приоритетных направлений современной биологии (биоинформатика, нанобиология, биоэнергетика и биотопливо, биотехнологии, биоремедиация и т.д.), так и носить выраженный краеведческий характер, являясь благодатной почвой для изучения региона, в котором проживают учащиеся и студенты. В этом случае проводимые исследования могут быть связаны с изучением экологической ситуации местности, разработкой способов оздоровления окружающей среды, изучением и сохранением видового разнообразия. Совместная исследовательская работа (проект) может включать как фундаментальный, так и прикладной аспекты.
В основе совместной деятельности средних и высших учебных заведений  должны  лежать вопросы по совершенствованию  эколого-биологического образования и формированию экологической культуры, развитию творческих способностей учащихся и студентов через осуществление научно-исследовательской деятельности, а также совместной деятельности по реализации инновационных  проектов.
Включение факультативов и курсов по выбору экологического содержания в учебные планы общеобразовательных заведений в зависимости от уровня их сложности также способствуют  эффективному формированию экологической культуры подрастающего поколения.
Для эффективного функционирования образовательного пространства комплекса «школа — вуз» и его воспитательной среды необходимо нормативно-правовое обеспечение взаимодействия всех участников. Это система договоров, положений и других актов, регулирующих отношения образовательных учреждений внутри комплекса [5, с. 14].
Для формирования у ребенка (а затем у подростка, молодого человека) экологической культуры, в комплексе «школа — вуз» необходимо создание единого образовательного пространства, заполненного экологически направленной воспитательной средой, в которой реализуются разнообразные программы и используются разнообразные методики (экологическое содержание представлено в разработанном педагогами школы интегративном курсе «Экология»; в экологическом содержании всех учебных предметов (на основе межпредметных связей), в содержании внеурочной и внешкольной деятельности», работа школьных кружков и школьной библиотеки, внеклассная деятельность по учебным предметам, работа летнего экологического лагеря)).
В системе «Школа — ВУЗ» одной из форм взаимодействия является создание филиала кафедры. Данная форма работы направлена на обеспечение взаимодействия будущих специалистов с профессиональной средой, обмен консультациями, опытом практической и научной деятельности между специалистами образовательной и научной сферы. Совершенствование профессионализма, креативности, личностного роста профессорско-преподавательского состава кафедры университета и педагогов гимназии.
Экологическое образование способно выполнить свою ведущую роль лишь в том случае, если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни человека и общества. В сферу и процесс экологического образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, литература, искусство, церковь. То есть должна быть обеспечена его непрерывность с ее сущностными характеристиками (гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, индивидуализация).
На современном этапе развития общества становится очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Одним из важнейших приоритетов в национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года является сохранение благоприятной среды и рациональное использование природных ресурсов, поэтому  экологическая преемственность  высшего и среднего образования  является одним из  важнейших компонентов  современной педагогической науки.
В осуществлении преемственных связей в экологическом образовании и воспитании необходима непрерывность экологических знаний в содержании системы многоступенчатого образования, так как идеи непрерывности в экологическом образовании являются инструментами реализации принципа преемственности.

Преемственность в методах обучения может быть реализована только на основе проявления преемственности в дидактических приемах обучения. определения способов координации педагогических действий педагогов, выявление сквозных направлений преемственного развития и наличия диалектических скачков в учебном познании школьников, учащихся и студентов, как активных субъектов экологического образования.

Список  использованных источников
  1. Гайсин, И. Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Т. Гайсин. – Казань, 2000. – 28 с.
  2. Данюк, М.М,. Литвенкова, И.А. Филиал кафедры как форма  взаимодействия в системе «Школа– ВУЗ»/ М.М. Данюк, И.А. // Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный международный опыт: материалы международной научно-практической конференции, Минск, 26 – 28 апреля 2016 г. / Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»; отв. ред. Кашлев С.С. –  Минск, 2016. – С. 31– 33.
  3. Емельянова, А.В.  Формирование  экологической культуры   на основе    исследовательской   деятельности/  А.В.  Емельянова // Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный международный опыт: материалы международной научно-практической конференции, Минск, 26 – 28 апреля 2016 г. / Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»; отв. ред. Кашлев С.С. –  Минск, 2016. – С. 34– 35.
  4. Лоскутникова, Г.В. Педагогические условия формирования экологической культуры в комплексе «детский сад – школа – вуз» [Текст] Г.В. Лоскутникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. –  2008. –  №3– С.51– 54.
  5. Лоскутникова, Г.В. Формирование экологической культуры школьников  в  комплексе  «Детский  сад  школа – ВУЗ»: автореф. дис. …канд.пед. наук: 13.00.01 /  Г.В. Лоскутникова. – Томск, 2010. –23 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий