Рынкевич А.В. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 159.99

Научный руководитель — Н.Л. Будишко, преподаватель спецдисциплин.
Эстетический идеал структурно входит в эстетическое сознание, которое включает в себя одновременно еще и эстетические чувства, эстетический вкус, эстетические взгляды. Однако среди всех этих компонентов эстетический идеал является высшим проявлением эстетического сознания, его теоретического уровня. Отсюда эстетический идеал по существу выступает как форма идеологии, форма мировоззрения. Поэтому теоретически сформулированный идеал есть не что иное, как понимание обществом своих целей и средств их достижения. Вот почему формирование эстетического идеала становится острейшей потребностью и насущностью современной общественной жизни.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования идеалов и ценностей привлекает все большее внимание педагогов. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Целью исследования являлось изучение влияние способов развития эстетических идеалов младших школьников. Задачи исследования следующие: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, выявить связь методов и форм с развитием эстетических идеалов младших школьников, изучить способы работы учителей по использованию способов развития эстетических идеалов младших школьников.
Объектом исследования стали эстетические идеалы младших школьников, а предметом исследования — методы и формы развития эстетических идеалов. Методы исследования — анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседа, тестирование. Гипотеза заключается в том, что использование педагогом разнообразных методов и форм способствует развитию эстетических идеалов младших школьников.
Благодаря методам воспитания у учащихся формируется потребностно-мотивационная сфера, происходит осмысление сущности, значения и способов проявления тех или иных качеств, развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения.  Так, И.Ф. Харламов определяет методы воспитания как «совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования» [1].
Выбор методов зависит от общественно-воспитательной среды, возраста воспитанников, индивидуально-типологических способностей учащихся, уровня воспитанности коллектива. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.
Эстетическую культуру, как часть базовой культуры личности, можно определить как совокупность качеств и способностей человека к восприятию эстетических явлений в природе и жизни, к эстетическим переживаниям, к художественно-эстетической деятельности.
Содержание эстетической культуры описывается в следующих понятиях. Эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жиз­ни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства. Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценоч­ным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетиче­скими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы – социально обусловленное, с учетом возрастных особенностей формируемое представление ребенка о совершенстве, о красоте в природе, обществе, человеке, искусстве [2].
Эстетическая культура школьника формируется стихийно в процессе жизни, а также целенаправленно в системе образования, в процессе воспитания. Эстетическое воспитание (ЭВ) – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Эстетический идеал — важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. В процессе осуществления развития эстетических идеалов необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Для реализации системы эстетического воспитания используются различные формы обучения и внеурочной деятельности:
  • уроки (с использованием ИКТ и без них);
  • исследовательские работы;
  • классные часы;
  • устные журналы;
  • практикумы;
  • занятия кружка;
  • конкурсы чтецов, рисунков, поделок;
  • КТД;
  • беседы по произведениям искусства;
  • экскурсии.
Для реализации системы эстетического воспитания используются различные формы обучения и внеурочной деятельности.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание методов воспитания и обучения зависит от целей и материала урока (занятия).
Методы организуют и направляют жизнь ребенка и детского коллектива. Они активизируют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют формированию нового и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вредные, нежелательные формы поведения. Благодаря комплексному использованию методов и средств воспитания в процессе личностного развития у учащихся формируются положительные свойства и качества.
Эстетический идеал выступает как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.
В эстетике существует система нормативов эстетического идеала. Это связано в первую очередь с тем, что именно он задает художественный канон.
Созданная эстетическая система способствует эффективному формированию эстетических идеалов младших школьников. Содержание этой системы обогащается за счёт внеурочной и урочной деятельности эстетической направленности.
Для подтверждения гипотезы было проведено исследование с целью определения уровня эстетических идеалов учащихся начальной школы. Базой исследования стал 3 «В» класс ГУО «Средняя школа № 4 г. Лида». В 3 «В» классе 22 человека. В исследовании приняли участие 10 человек класса, из них 6 мальчиков и 4 девочки.
В исследовании использовались следующие методы: методика ранжирования; анкетирование; тестирование «Эстетическая шкала».
Методика ранжирования использовалась с целью выявления значимости эстетических понятий для школьников. Данная методика предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта. Методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека
Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкетирование было использовано для выявления уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся. Эта анкета позволяет судить об отношениях учащихся к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств.
Тестирование «Эстетическая шкала» использовалось для определения эстетических вкусов как средства оценки личностного стиля, для определения креативности (исследования показали, что эстетическая шкала коррелирует с уровнем креативности не только в искусстве, но и в других областях деятельности. Было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным, динамичным и асимметричным фигурам, для определения личностных особенностей (получена связь шкалы с личностными переменными, в частности высокие показатели в результатах данного теста (выбор сложных, динамичных, асимметричных фигур связан с независимостью, лидерством, импульсивностью)).
Анализируя результаты метода ранжирования, необходимо отметить, что у всех десяти испытуемых средний уровень значимости эстетических понятий, так как они отдавали больше предпочтений посещению театров, зоопарков, цирков.
В ходе анкетирования выяснилось, что у 6 испытуемых средний уровень сформированности эстетической воспитанности. Он выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки. У оставшихся испытуемых высокий уровень сформированности эстетической воспитанности, он ярко проявляется в демонстрации интереса к художественным видам деятельности.

Тестирование «Эстетическая шкала» использовался с целью определения эстетических вкусов как средства оценки личностного стиля, для определения креативности учащихся. Данный тест показал, что испытуемые предпочли большее количество карточек со статичным рисунком, что говорит об их стремлении к неординарности, креативности. Продемонстрируем результаты наглядно (рисунок 1).

ris13

Рисунок 1 — Диаграмма результатов теста «Эстетическая шкала»

Таким образом, при помощи данных методик удалось выяснить, что у испытуемых данного класса средний уровень сформированности эстетических идеалов младших школьников, т.к. этот результат прослеживался во всех методиках.
Развитие эстетических идеалов в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям [3].
Важнейшей составной частью эстетических идеалов является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей. Под формированием эстетических идеалов понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
На своих уроках педагог имеет возможность комбинировать продуктивные методы и приёмы работы известных методик, направленных на:
  1. Полноценное эмоциональное восприятие природы, быта искусства.
  2. Осознание детьми зависимости между видами искусства и их средствами выразительности.
  3. Формирование эстетической и нравственной культуры.
  4. Создание “ситуации успеха” во время занятия детьми художественно-эстетической деятельностью.
Во внеурочных занятиях школьные педагоги могут проводить инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, походы в природу и по историческим и художественным памятникам и многое другое. Организуется также работа кружков, студий, создаются группы художественной самодеятельности, ансамбли, наконец, школьные театры.

Подытожив вышесказанное, можно сказать, что благодаря использованию педагогом необходимых способов обучения у учащихся повышается уровень развития эстетических идеалов.

Список использованных источников
  1. Система эстетического воспитания школьников/Под ред. Герасимова, С.А. – М: Педагогика, 1983. – 264с.
  2. Педагогика. Экзамен. Вопросы и ответы/сост. Литовчик, Н.Н. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2013. – 204с.
  3. https://infourok.ru/diplomnaya_rabota_po_teme_formirovanie_osnov_esteticheskoy_i_hudozhestvenno-tvorcheskoy_kultury-476372.htm
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий