Сулима И.В. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ РИСУНКА СЕМЬИ

УДК 37.01

Научный руководитель – Е.А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии  детства ГрГУ имени Янки Купалы.

Семья – сложная многофункциональная система, включающая в себя множество компонентов, которые в свою очередь состоят в тесной взаимосвязи и влияют как на воспитание детей, так  и на поведение родителей. Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей.  Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно. Родители, самые близкие для ребенка люди, влияют на него своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души. Между тем, только педагогически грамотный родитель способен достойно воспитать своего ребенка [2, с.33].
Проблема взаимоотношений детей с родителями весьма актуальна. Особого внимания заслуживают семьи  с дезорганизованной структурой – это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные, в которых не всегда  существуют благоприятные условия для воспитания и развития ребенка. Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. Тип семьи, безусловно, определяет некоторые особенности жизни семьи и ее влияние на развитие личности ребенка. Однако не менее важными являются те педагогические позиции родителей, на которые они опираются при выборе методов и средств воздействия на детей. К.Д. Ушинский в своих работах писал, что родитель – это первый учитель, воспитатель ребенка, помимо знания психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждого из них.
Анализ  проблемы семейного воспитания  широко представлен в  работах  А.Н. Радищева, Н.И. Новикова, П.Ф. Лесгафта, Н.В. Шелгунова, Я.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, А. С. Макаренко, А.Н. Острогорского, А.А. Бодалева,  Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева [1] .
А.А. Бодалев считает, что полноценное воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по – настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей [2, с.21].
Важно  отметить, что семья является одной из самых закрытых межличностных групп, и это создает определенные трудности для эмпирического исследования уровня отношений детей дошкольного возраста, в  связи с этим  актуальность приобретают проективные рисуночные методики изучения личности ребенка и его отношений с окружающими. По мнению В. С. Мухиной, рисунок для детей является не искусством, а речью [3]. Идея  использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа,  Л. Кормана, С. Кауфмана [5, с. 110].
Наиболее известна модификация «Рисунок семьи» Л.Корман [5].  Данная методика помогает прояснить  переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к  отдельным ее членам, особенности «Я – образа» ребенка.
 Нами было проведено исследование по изучению особенностей семейных отношений в неполных семьях, где воспитывается ребёнок старшего дошкольного возраста. Целью применения данной проективной методики является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье, с целью повышения воспитательного потенциала неполной семьи.
Детский рисунок позволяет оценить психологическое состояние ребёнка, уровень отношений в семье. Таким образом, детский рисунок становится уникальным методом тестирования, нескончаемым источником наблюдений и в высшей степени полезным способом коррекции отношений ребёнка с окружающим миром [4, с. 37].
В результате интерпретации рисунков, нам удалось установить, что  35% респондентов испытывают недовольство семейной ситуацией. Так на рисунке Игоря И. изображены не связанные с семьей люди. За такими рисунками чаще всего кроются чувство небезопасности, большой уровень тревожности. Результаты диагностики показали, что дети намеренно уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Ребенок в последующей беседе, как правило, обосновывает свой выбор: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. − это, как правило, защитная реакция ребенка.
В ходе проведения исследования большой интерес представил рисунок Влада Я, который  вместо реальных членов семьи изобразил маленьких зверушек (наиболее часто так рисуют братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить). Информативными явились и те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях  ребенок в семье ощущает обстановку  враждебную себе, его волнуют конфликты, происходящие дома, либо же ребенку уделяется мало внимания. В нашем случае это 10% от общего количества испытуемых.
По результатам нашего исследования у 65% детей на рисунке изображены мама и папа больше и выше детей по росту, что свидетельствует о том, что  для ребенка родители имеют доминирующее значение. Величина фигуры является средством, при помощи которого ребенок выражает силу, превосходство, значимость. В ходе анализа детских рисунков нами был отмечено 40% испытуемых – дети себя изображали самыми большими или равными по величине с родителями. Как правило, это может быть связано и с эгоцентричностью ребенка. Анализ детской деятельности показал, дети из неполных рисуют себя значительно меньшими, чем других членов семьи − это говорит об ощущении своей незначительности, ненужности, о повышенной тревожности.
Особую информацию для нашего исследования представила цветовая гамма рисунка, которая отражает эмоциональную окраску складывающихся в семье отношений. По результатам нашей диагностики 60% детей  раскрасили ярко и разноцветно всех членов семьи, а 35% дошкольников изобразили всех в 1-2-х цветовой гамме. Тщательность и аккуратность при выполнении рисунков у 50% испытуемых −  заботливое отношение ребенка к членам семьи. Небрежность в выполнении задания у 10% детей свидетельствовали о неблагополучии в данных семьях.

Таким образом, в результате полученных диагностических данных нам удалось выявить и проанализировать некоторые проблемы во взаимоотношениях детей с родителями,  взглянуть на характер отношений в семье, которые вызывают в ребенке тревожные и конфликтные чувства. Материалы исследования могут быть использованы в разработке психолого–педагогической коррекционной программы, направленной не только на повышение педагогической культуры родителей, но и оптимизацию детско-родительских взаимоотношений в семье.

Список использованных источников
  1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев. – СПб.: Речь, 2006. – С. 440 .
  2. Бодалев, А.А. Популярная психология для родителей: Сборник / Бодалев, А.А. – М.: Педагогика, 1998. – С. 21.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – С.608.
  4. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей / Книга для родителей и воспитателей – М., 2005. – С. 37– 59.
  5. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные       методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.480
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий