Трусь Е.И. ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

УДК 613.94 — 055.2 — 055.1

Научный руководитель – В.П. Тарантей, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы.

Укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья молодёжи является одним из предметов деятельности семьи, учреждений образования, где проходят обучение молодые люди, различных общественных организаций. Достаточно большую часть ежедневной жизни, студенты проводят в образовательном учреждении на занятиях, различных мероприятиях, занимаясь общественной работой, при подготовке к домашним заданиям и выполняя управляемую контролируемую самостоятельную работу. Данная часть их жизни занимает ведущее положение по затрачиваемой интеллектуальной, эмоциональной, физической энергии. Огромный поток информации, требующий восприятия и переработки, интенсификация учебной деятельности с ограничением двигательной активности и ряд других факторов вызывают неблагоприятные тенденции в динамике состояния здоровья молодых людей [1; 2]. Для усиления эффективности здоровьесберегательных технологий изучаются особенности состояния здоровья и здорового образа жизни у людей различных социальных и возрастных групп. Анализ проблем здоровья студентов показывает, что многие из них имеют гендерную специфику. [3, с. 56]. В этой связи появилась необходимость более глубокого изучения проблемы здорового образа жизни учащихся с учетом гендерных различий [4, с. 82]. Педагогика, ориентированная на учет поло-личностных особенностей восприятия и переработки учебной информации, способствует устойчивости к учебным нагрузкам у юношей и у девушек, и является перспективной для профилактики развития выраженного учебного утомления. Реализация гендерного педагогического подхода снижает физиологическую стоимость обучения, что позволяет рассматривать его как один из эффективных способов здоровьесбережения [5, с. 46].
В рамках темы магистерской диссертации «Система деятельности учреждения высшего образования по формированию здорового образа жизни студентов (на примере УО «Гродненский государственный медицинский университет»)» проведено анонимное анкетирование студентов Гродненского государственного медицинского университета (n=300) по специально разработанной анкете. Проведен анализ взаимосвязи ответов на вопросы и половой принадлежности респондентов.
По результатам нашего исследования чётко выявлено наличие более высокого риска для юношей. При изучении влияния показателя «Пол» и ответов на вопрос: «Вы оцениваете состояние своего здоровья как:..»получили следующие данные: мужчины чаще оценивают состояние своего здоровья как «хорошее» и «скорее хорошее» — 67 % от общего количества опрашиваемых мужчин, и только 50 % девушек (рисунок 1).
ris14
Интересно, что отношение к собственному здоровью молодые люди обоих полов оценивают как хорошее. При оценке личной ответственности студентов за своё здоровье девушки дают более высокие показатели, около 17 % ребят с этим мнением не согласны (рисунок 2).

Мужчины чаще признают, что именно нежелание мешает в полной мере заботиться о своём здоровье, 20 % против 7% женских ответов (рисунок 3).

ris15

Личная неорганизованность также чаще мешает молодым мужчинам в полной мере заботиться о своём здоровье; это признали 21 % опрашиваемых студентов, и только 11 % молодых женщин (рисунок 4).

Девять из десяти студенток занимаются собственным здоровьем, ребята — только восемь из десяти (рисунок 5).

ris16

Курят постоянно 26 % юношей и 9 % девушек (рисунок 6).В то же время курят иногда 9 % молодых людей, но 16 % — девушек (рисунок 7).

ris17
Необходимо отметить, то, что бросили курить 18 % юношей и 11 % студенток; а также то, что никогда не пробовали курить 47 % молодых мужчин и 64 % девушек (рисунок 8).За компанию могут курить каждый десятый парень и каждая пятая из опрошенных девушек. Необходимо особенно заметить: от нечего делать курят 41% опрошенных ребят и 30 % опрошенных девушек, на другие причины курения студенты предпочли не указывать. На вопрос: «Употребляете ли вы спиртные напитки, включая пиво» ответили «Да, каждую неделю» 29 % юношей, у девушек этот вопрос дал положительную оценку в 11 % случаев.

Более половины опрошенных мужчин, и одной трети женщин могут быстро расслабиться. 37 % мужчин признаются, что редко волнуются по пустякам, однако, часто волнуются 73 % девушек и 46 % парней.
Девушки чаще юношей используют различные способы для снятия усталости и напряжённости, например ТВ — 41%, прогулки на свежем воздухе- (93 %), чтение — (70 %) от принявших участие в анкетировании девушек. Молодые люди о занятиях физкультурой и спортом положительно отозвались в 65 % случаях, в то время как девушки только в 49%. Радует, что изредка занимаются физкультурой и спортом достаточно много девушек – 46 %, при определённой работе с данной группой можно надеяться на регулярные занятия физическими нагрузками в будущем. Что касается питания, женщины чаще обращают внимание на жирность продуктов и считают их вредными — 60 %, и только 30 % юношей. Кроме этого 52.7% студенток вредными считают продукты с добавками Е, у мужчин этот показатель в 2 раза меньше. Маргарин чаще получил отрицательную оценку у женского пола (40 % опрошенных, полностью согласны с его вредностью и 35 % — частично согласны). Мужчины в 2 раза чаще, чем женщины предпочитают газированные напитки, и не ограничивают сахар. В тоже время женщины в 2 раза чаще мужчин предпочитают чай.

Изучая вопрос о формировании ЗОЖ, выявляли гендерные отличия в ответах, особенности отношения к здоровью и здоровьесберегающего поведения у студентов медицинского университета в зависимости от пола. В результате можно заключить, что с учетом гендерных знаний, развивающая среда для юношей и девушек должна быть разной (разные методы). Выпускников университетов, будущих родителей, следует готовить к выполнению предписанных им функций и предназначенных ролей, опираясь на заложенные природой особенности их организма и связанную с этим специфику развития и формирования. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе юноши и девушки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Существуют половые различия и в процедурах сбора информации, в методах решения задач здоровьесбережения. В современных условиях система образования может активно помочь обеспечить формирование здорового образа жизни молодых людей, а это позволит постепенно осуществить оздоровление всего общества.

Список использованных источников
  1. Здоровье. Образование. Опыт и перспективы деятельности локальной образовательной системы по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства. Материалы городской научно-практической конференции. — Челябинск: Управление по делам образования г. Челябинска, 1998. — 80 с.
  2. Сериков, С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах: монография / С.Г. Сериков. — Шадринск: Исеть, 2001. — 320 с.\
  3. Куликов, А.М. Подростковая медицина: российский и зарубежный опыт// А.М. Куликов, В.П. Медведев. Санкт – Петербург, 2008.-80 с.
  4. Мальцева, Е. В. Формирование здорового образа жизни учащихся с учетом гендерного подхода, ключевые понятия / Е. В. Мальцева // Гуманитарный вектор — 2011. — № 1 (25) — С. 82-84.
  5. Лапонова, Е.Д. Профилактические возможности гендерного подхода в образовательном процессе / Е.Д. Лапонова // Здравоохранение Российской Федерации. – 2013 — № 6. С.45-47.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий