УДК: 373.3
Научный руководитель – Т.М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания.
В третьем тысячелетии мы вошли в эпоху, которая в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называется «информационной эпохой». Она поставила перед школьным образованием такую проблему как подготовка учащихся к жизни в быстро изменяющемся информационном социуме, в мире, где процесс возникновения новых знаний происходит все быстрее, перманентно появляется необходимость в новых профессиях, в постоянном повышении квалификации. На сегодняшний день главную роль в решении данной проблемы играет способность современного человека использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ), которые постепенно становятся неотделимой частью жизни. Важнейшая цель внедрения информационных компьютерных технологий в образовательный процесс – возникновение новых видов учебной деятельности [1, с. 98].
В образовательном процессе современной школы значительная часть учебного времени уделяется решению задач, что обусловлено их значимостью для изучения многих вопросов начального курса математики. Умение решать задачи является одним из главных показателей математического развития учеников на I ступени общего среднего образования. Это обусловлено тем, что задачи рассматриваются не как исключительно самостоятельный объект изучения, но являются важным средством, при помощи которого у младших школьников происходит процесс освоения математических понятий. Использование персонального компьютера (ПК) в качестве средства обучения математике на I ступени общего среднего образования связано с внедрением в школьное образование новых технологий, направленных на переход от схемы репродуктивной передачи знаний к более новой, творческой форме обучения. Как показывает практика, методы обучения на основе компьютерных технологий, являются весьма эффективными и способствуют реализации творческого потенциала учащихся.
Обучение при помощи использования ИКТ, переставая быть своего рода «экзотикой», постепенно становится одной из стандартных составляющих учебного процесса. Дети уже с раннего возраста стремятся к исследованию всего нового, а грамотное применение ИКТ ускоряет достижение целей, поставленных самими младшими школьниками. У них уже есть необходимые волевые качества для преодоления возникающих трудностей и сохранения интереса к длительной работе. Они способны не упускать из поля зрения значимую, интересующую их информацию, направленную на достижение поставленной цели. Дети в младшем школьном возрасте отличаются свежестью, остротой восприятия, особой «созерцательной любознательностью», что можно объяснить особенностями функционирования высшей нервной деятельности в этом возрасте. Процесс восприятия младших школьников характеризуется ярко выраженной эмоциональностью. Окружающая среда и все новое воспринимаются ими с живым любопытством. Это же относится и к уроку математики. Интерес к нему, помимо указанного, обусловлен еще и используемой наглядностью, яркостью подачи учебного материала, а персональный компьютер выступает при этом как важный инструмент ее реализации [2, c. 32].
С. А. Павлова [3] высказывает мнение о том, что внедрение ИКТ базируется на учете такой возрастной характеристики младших школьников, как смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Применение, с одной стороны, игровых возможностей ПК, с другой – дидактических, может позволить сделать процесс обучения более плавным. Большая часть знаний, умений и навыков, которые получают учащиеся I ступени общего среднего образования на уроках, еще не может быть использована ими во внеурочной деятельности. Практическая ценность полученных знаний снижается, а прочность значительно уменьшается. Использование приобретенных знаний, умений и навыков в условиях игровой компьютерной деятельности может повысить мотивацию их получения.
Младшие школьники очень эмоциональны. Обучение же с использованием компьютера позволяет частично снизить высокую эмоциональную напряженность и сделать учебный процесс более живым; мультимедиа-учебники дают возможность автоматизировать все главные этапы обучения: начиная от изложения учебного материала и заканчивая контролем знаний и выставлением итоговых оценок. Вместе с тем, весь обязательный учебный материал облекается в яркую, увлекательную мультимедийную форму с широким применением графики, анимации, в том числе интерактивной, голосового сопровождения, включением видеофрагментов [3, c. 44].
У детей младшего школьного возраста развито непроизвольное внимание. Оно может стать особенно устойчивым и концентрированным тогда, когда учебный материал характеризуется яркостью, наглядностью, Эмоционально окрашен. Компьютер можно использовать в качестве инструмента для такой наглядности. Внедрение компьютерных программ в учебный процесс весьма перспективно, так как: увеличивает продуктивность проведения урока; позволяет организовать режим индивидуального опроса; усиливает интерес школьников к уроку и т.п..
Следовательно, внедрение в учебный процесс в школе I ступени общего среднего образования новых информационных технологий дает возможность использования в доступной форме познавательных и игровых потребностей учащихся для когнитивных процессов и развития их индивидуальных качеств [4, c. 42].
Мы предположили, что использование компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников решению простых задач позволяет эффективнее организовать этот процесс.
Исследование проводилось на базе ГУО Средняя школа № 3 г. Щучина. В нем приняли участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов (48 детей в возрасте 6-8 лет).
Работа проводилась в несколько этапов:
– констатирующий – диагностика уровня сформированности у первоклассников умений решать простые задачи;
– формирующий – организация работы по использованию компьютерных технологий как средства обучения решению простых задач;
– контрольный – анализ эффективности использования компьютерных технологий как средства обучения младших школьников решению простых задач.
Были применены следующие методы исследования: беседа, анкетирование, тестирование, анализ результатов учебной деятельности учащихся.
Проведя беседу с учителями I ступени общего среднего образования, мы получили первичную информацию об уровне сформированности умений решать простые текстовые задачи у учащихся первых классов, а также о том, какие приемы и методы использовались для этого. Было установлено, что, по мнению 80 % учителей, решение текстовых задач – важное связующее звено в теоретическом и практическом обучении школьников. В процессе экспериментального исследования нами были рассмотрены практически все виды задач, которые предусматриваются для изучения в первых классах.
Также нами было проведено тестирование для определения умений младших школьников решать текстовые задачи. Оно проводилось по методике А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой «Сформированность универсального действия общего приема решения задач» [5, c. 110–114].
По результатам тестирования было установлено, что в экспериментальном классе (1 «А») высоким уровнем умений решать задачи обладают 14 человек, что составило 58,3 % выборки, средним – 8 человек (33,3 % выборки), а низким – 2 человека (8,4 % выборки).
Результаты констатирующего этапа в контрольном 1 «Б» классе распределились следующим образом: высокий уровень диагностирован у 12 человек (50 % выборки); средний уровень отмечен у 8 человек из класса (33,3 %); низкий уровень – у 4 человек (16,4 %).
Известно, что решение простых задач состоит из нескольких этапов: осмысление и осознание задачи и ее условия, поиск ее решения, следование плану решения, проверка полученных результатов.
При формировании общих умений решать задачи особое внимание мы уделяли анализу содержания задачи.
На первом этапе мы использовали следующие приёмы:
– правильное чтение задачи;
– разбиение текста на смысловые части;
– постановка специальных вопросов: о чем задача? что требуется узнать (доказать, найти)? что известно? что неизвестно?
Каждая задача прочитывалась детьми самостоятельно, после этого разбивалась на смысловые части, затем с помощью вопросов учителя выделялись данные и искомые величины. Анализируя условие задачи, мы работали над тем, чтобы учащиеся выявили смысл каждого слова.
На втором этапе решения задач (поиск плана решения) учащиеся пытались установить связь между вопросом и условием. Это осуществлялось на основе коллективной работы. После этого составлялась краткая запись задачи. Обращалось внимание учеников на использование знакомых знаковых символов. Учащимся, которые испытывали затруднения в понимании схематичной краткой записи, предлагалось зарисовать содержание задачи. По данной схеме ученики пытались воссоздать сюжетную ситуацию в задаче. Дальнейшая работа велась в парах. Учащимися обсуждались возможные варианты решения задачи. На первых уроках школьники имели возможность при решении задач нового вида пользоваться помощью соседа по парте, использовать карточки-подсказки, в которых были указаны опорные слова и соответствующие им арифметические действия. Слуховой и зрительный образы помогли учащимся на первых уроках решения задач нового вида ориентироваться в материале урока. После обсуждения учащимися предлагались варианты решения задачи. В результате совместной деятельности определялся план решения.
На третьем этапе работы (выполнение плана решения) после подробного разбора содержания задач, установления связи между данными и искомым, составления краткой записи, находили ответ на вопрос задачи. На этапе проверки учащиеся сравнивали решение задач.
В ходе формирующего этапа широко использовались возможности компьютерных технологий: презентации, игровые задания, материалы, разработанные на сайте learningapps.org и т.п.
На контрольном этапе было проведено повторное тестирование учащихся экспериментального и контрольного классов с целью определения изменений в уровнях умений младших школьников решать простые текстовые задачи. Его результаты показали, что в экспериментальном классе высоким уровнем сформированности умений решать задачи обладает 21 человек (87,5 %), средним – 3 человека (12,5 %); в контрольном классе высоким уровнем – 18 человек (75 %); средним – 6 (15 %).
Таким образом, к моменту окончания эксперимента в обоих классах отсутствовали группы учащихся с низким уровнем сформированности умений решать простые текстовые задачи. Кроме того, в экспериментальном классе процентная доля учащихся с высоким уровнем сформированности указанных выше умений существенно превосходила процентную долю учащихся со средним уровнем сформированности этих же умений (87,5 % и 12,5 % соответственно). В контрольном классе это различие выражалось слабее.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования нами было установлено, что в результате систематического использования компьютерных технологий в процессе решения простых задач для младших школьников на уроках математики уровень соответствующих умений у учащихся экспериментального класса существенно вырос. На контрольном этапе учащиеся первых классов выполнили задания лучше, чем на констатирующем. Использование компьютерных технологий при решении задач позволило шире использовать наглядность, проводить более качественный анализ условия задачи, осуществлять осознанный поиск ее решения, обоснованный выбор арифметических действий и таким образом предупредило многие возможные ошибки. В свою очередь, это обеспечило глубокое понимание сути задачи, а также способствовало усвоению связей между данными и искомым. Предложенные нами задания, разработанные нами на основе использования компьютерных технологий, способствовали эффективному развитию у младших школьников умений решать простые задачи.
Следовательно, компьютерные технологии позволяют эффективнее организовать процесс обучения младших школьников решению простых задач, их использование повышает мыслительную активность детей, способствует развитию логического, абстрактного мышления, а, значит, делает процесс решения задач более приятным и интересным.
Список использованных источников
-
Баранова, Е. В. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе / Е. В. Баранова, Е. А. Гогун. – СПб. : Анатолия, 2003. – 228 с.
-
Захарова, Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н. И.Захарова // Начальная школа. – 2008. – № – C. 31–33.
-
Павлова,С. А. Информационно-технические средства обучения в начальной школе / С. А. Павлова, Р. Я. Трофимова // Начальная школа. – 2009. – № – C. 40–46.
-
Мендыгалиева,А. К. Использование информационных компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО / А. К. Мендыгалиева // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № – С. 37–42.
-
Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. – М. : Российское педагогическое агентство, Когито-центр, 2008. – 128 с.