УДК 373.3:808.54
Научный руководитель – С.Я. Кострица, декан педагогического факультета, кандидат филологических наук, доцент ГрГУ имени Янки Купалы.
В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, влиять на поведение, совершенствовать личность.
Чтение является сложным психическим процессом, и, прежде всего, процессом смыслового восприятия письменной речи, её понимания. Сложность этого процесса обусловливается его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: восприятие данных слов, понимание содержания, связанного с этими словами, оценку прочитанного [5, с.96].
С точки зрения лингвистики (теория И. Р. Гальперина) понимание текста — это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия, рассуждения автора, повороты сюжета и т. д. Данная информация играет в тексте двоякую роль. С одной стороны, именно она предъявляет текст, передает заложенные в него мысли, а с другой стороны, она часто затемняет, маскирует эти мысли, создает препятствия в их понимании, способствует возникновению разночтений.
В художественном произведении, как правило, представлен еще один вид информации, называемый подтекстом. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, однако о ней можно судить по специфическому способу изложения фактуальной информации. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся у него знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т. д. Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл. Она извлекается из фактуальной, а точнее, как бы «стоит за ней» и, безусловно, влияет на концепт текста.
Теперь перейдем к вопросу, как происходит понимание текста, то есть рассмотрим, что представляет собой понимание текста с психологической точки зрения.
Понятие «понимание» неоднозначно. В него входит и процесс раскрытия смыслов текста, и его итог, результат. Процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание и память, воображение и мышление и множество других психических особенностей читателя. Кроме того, этот процесс, не сознается читателем, поэтому возникают большие трудности в его исследовании. Несмотря на это, научные основания для обучения пониманию существуют, как существуют талантливые читатели.
Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения, активно осмысливает и переживает его по ходу чтения и продолжает размышлять над ним после чтения.
Внимание к слову можно считать основой понимания. Вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, «идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий (т.е. прогнозирует их) и сверяет свои размышления с текстом, избегая категоричных, жестких установок. Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом (а точнее полилог, так как могут возникать различные точки зрения).
Завершающие шаги понимания, которые делает «идеальный читатель» после чтения, связано с его умением перейти с языка фактов и образов на язык мысли.
Система взглядов автора, нашедшая отражение в тексте, его смысловое ядро, которое учитывает в итоге «идеальный читатель», называют концептом текста. Исходя из его понимания, можно расставить по тексту последовательные «смысловые вехи», наименование которых станут пунктами плана для краткого или подробного пересказа. В этом приеме понимания и запоминания текста главным помощником читателя будет не память, а мышление[2, с.3].
Одним из основных приемов, активизирующих психические процессы, включенные в понимание, является «диалог с текстом»
Многие авторы, которые пишут для детей, используют диалогичность восприятия текста. Создавая произведение «с тайной», они стимулируют возникновение вопросов при чтении. Столкновение с чем-то неясным, непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, вытаскивает знания из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.
Начальной ступенью полноценного сотворчества с автором является диалог с текстом, который представляет собой прием активного вычитывания текстов. Этот прием был описан психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), с помощью которого изучался процесс понимания текста. Выяснилось, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Если говорить о целенаправленном формировании данного приема, то в учебных целях его можно разделить на несколько операций:
-поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
-вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
-самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).
Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.
Прием «диалог с текстом» считают наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая своё произведение.
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации. Как развернется диалог с текстом по ходу чтения, зависит от самого текста, который задаёт русло для протекания диалога, и от умения читателя задавать тексту вопросы, прогнозировать, сверять свои прогнозы с текстом и корректировать гипотезы.
Чтобы диалог с текстом состоялся, надо научить детей задавать вопросы самостоятельно. Поэтому от текстов, содержащих прямые вопросы и ответы на них, можно переходить к таким текстам, в которых вопросы скрыты.
Кроме поиска прямых и скрытых вопросов, особое внимание следует уделить прогнозированию. При чтении прогноз может возникнуть на уровне отдельного слова, словосочетания, предложения или целого текста. Верный прогноз окончания текста в ряде случаев можно считать одним из критериев понимания, так как такой прогноз основан на внимательном отношении к слову и улавливании смысла текста.
На прогнозирование направлен целый ряд заданий, которые можно использовать как на уроках чтения, так и на других, где идет работа с текстом: вставить пропущенные в тексте слова или предложения; придумать ответы на скрытый в тексте вопрос; предложить концовку текста.
Важной операцией диалога с текстом является самоконтроль. О значении самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника сказано много: он формируется в данный возрастной период и влияет на успешность обучения. В основе самоконтроля лежит операция сравнения, сопоставления своих действий с каким-либо образцом. При чтении текста такой образец задается движением сюжета и мысли автора. Читатель по ходу работы с книгой постоянно сравнивает свои размышления с тем, что есть в тексте. Чем разнообразнее его размышления, тем больше вероятность того, что они совпадут с текстом, и чтение будет увлекательным.
Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом — останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос, и организовывать вероятностное прогнозирование, а по ходу чтения — проверку прогнозов детей. Главное — научиться видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку чтения тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к слову.
Диалог с текстом на уроке открывает широкие возможности для детского творчества. Распространённой является ситуация, когда дети сочиняют свои продолжения, окончания текстов, создают собственные произведения под влиянием работы на уроке.
Заканчивается диалог с текстом (после перечитавания, восстановления целостности восприятия текста) беседой о замысле его автора и тех средствах, которые он использовал, чтобы реализовать свой замысел, сделать произведение интересным для детей.
Постепенно диалог с текстом захватывает всё более глубокие слои текста, позволяет проникать в его тайны, вычерпывать разные виды текстовой информации, переходя в сотворчество с автором. [3, с.26].
Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и др.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств.
Анализ литературы по данной тематике убеждает, что метод «диалога с текстом» позволяет читателю понять позицию автора, вникнуть в суть произведения, раскрыть его смысл. Диалог с текстом — это прием активного вычитывание текстовой информации, разделенный на несколько операций: поиск непонятного в тексте, формулировка вопросов; вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; самоконтроль. С методической точки зрения, прием диалога с текстом интересен и важен тем, что он втягивает в активную работу многие психические процессы читателя, что, очевидно, должно положительно влиять не только на понимание текста, но и на общее развитие ребенка.
Список использованных источников
-
Вагапова, В.А. Выразительное чтение – путь к восприятию и анализу художественного произведения/ В.А. Вагапова//Молодой ученый. – 2011. – №7. – С.80-83
-
Воюшина, М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы // М.П.Воюшина / СПб.,1997.
-
Граник, Г.Г. Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. (Психологи учителям литературы) / под рук. Г.Г. Граник. – М.: Образование, 1996. – 128 с.
-
Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмылением при обучении младших школьников чтению/ Н.Н. Светловская//Начальная школа. – 2005. – № 6. – С.51
-
Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия// П.М.Якобсон / М.: Искусство, 1984. – 486 с.