Щука О.Л. ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ (из опыта работы)

УДК 37.01

Как бы не модернизировалась система образования, но, к сожалению, многие дети уже к концу первого класса не хотят учиться вовсе, не любят школу. Почему это происходит? Разобраться в происходящем достаточно сложно. К сожалению, теоретические разработки ученых тонут в водовороте решения повседневных проблем учителями-практиками. В этом водовороте всё ещё сохраняются традиции научения, наставления и опеки, вырваться из-под обаятельного гнёта которых чрезвычайно трудно. Трудно, но необходимо.
Уроку как форме организации обучения уже почти четыреста лет. Конечно, за это время он не мог не измениться и не приобрести черты современной культуры. Из урока, характеризующегося определённым содержанием образования, традициями, правилами, жёсткой регламентацией, он трансформировался в урок, рождаемый стремлением предоставить растущему человеку максимум свободы для индивидуального развития. Сегодня главной стала парадигма целей и ценностей ученика, первичности его деятельности и вторичности деятельности учителя как организатора учебного процесса. Думаю, чтобы успешно реализовать эту парадигму, надо изменить отношение учителя к смыслу его педагогической деятельности и, соответственно, к ученикам. Главными взаимосвязанными компонентами этой деятельности, на мой взгляд, являются:
  • во-первых, знание возрастных особенностей детей, уровня их развития;
  • во-вторых, уход от консервативных методов обучения и воздействия на учащихся, овладение и внедрение эффективных технологий;
  • в-третьих, знание законов научной организации труда как своего, так и учащихся;
  • в-четвертых, осуществление дифференцированного и индивидуального похода к учебной деятельности учащихся класса.
Желание учиться, успешность учения зависит от того смысла, который имеет для ребёнка изучаемое им. Иными словами, это личностный интерес, мотивация (когда ребёнок понимает, для чего лично ему нужны знания, как это пригодится в дальнейшем).
Все это не приходит само собой. В своей практике стараюсь преодолеть шаблон в проведении обычных уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учёбе, откровенную скуку.
Главное, чтобы урок был направлен не на то, чтобы помочь ученику «пройти» параграф, а на то, чтобы стимулировать его к постижению какой-то закономерности жизни, знание которой может сделать его сильнее, свободнее в своих поступках, в выборе собственной судьбы. Именно поэтому во всём, что происходит на уроке, должен быть заложен определённый педагогический смысл.
За что отвечает, например, дидактическая структура и палитра методических приемов на уроке? У ученика, в зависимости от однообразия или вариантивности дидактической структуры уроков, формируется та или иная ментальность: репродуктивная, продуктивно-эвристическая, творческая.
Согласитесь, если урок выстроен всегда по одной и той же схеме: оргмомент, опрос, объяснение и т.д., то, как бы не был интересен наш рассказ, как бы изощренно и глубоко не проверили бы мы усвоение изученного материала, массив таких уроков обязательно сформирует лишь репродуктивную ментальность. Поэтому важно обеспечивать структурно-сюжетное разнообразие уроков. Уроки должны учить «проблематизировать» — исследовать текст, действие, событие, проблему, рефлексировать, оценивать свою работу.
«Урок есть искусство, –  писал С. Соловейчик, – его и надо возводить на уровень искусства. В хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст» [1].
Правильное сочетание формы урока, способов и методов обучения составляют каркас урока, а живая связь между учителем и учеником, их интеллектуальное взаимодействие обусловливают воспитательное воздействие изучаемого материала. Урок обществоведения в данном контексте – это всегда поиск истины, поэтому очень важно учителю владеть искусством постановки проблемного вопроса. Важно разнообразить типы уроков (урок-исследование, урок-открытие, урок-семинар, ролевая игра, урок-дискуссия), основываясь на методах и приёмах развития творческих способностей учащихся, индивидуализации и дифференциации обучения.
В ходе таких активных форм работы на уроке, как пресс-конференция, дискуссия, у учащихся формируются умения аргументировать свою точку зрения, обобщать сказанное. Они приобретают ценный опыт поиска необходимой информации в дополнительной литературе, в интернете.
Очень эффективны и интересны для детей ролевые и деловые игры, интеллектуальные состязания, чтобы ребята почувствовали себя активными субъектами познавательной деятельности. Проигрывая различные роли, пытаясь найти решение различных социальных, экономических, этических ситуаций, они учатся действовать, начинают осознавать, что от их энергии, способностей, добросовестного отношения к учебному труду зависит будущее нашей страны.
Значительный потенциал для развития познавательного интереса заключают в себе интеллектуальные игры с обществоведческим содержанием. С их помощью у учащихся формируются навыки целеполагания и планирования своей деятельности, саморегуляции в процессе достижения целей, а также внутренняя потребность в разработке и изменении плана действий; развиваются самостоятельность, социальная и личностная критичность; воспитывается умение соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.
Так, после изучения тематического блока «Основные отрасли права» провожу интеллектуальную ролевую игру «Вам отвечают специалисты права». Следует отметить, что этот тематический блок в курсе «Обществоведения» формирует у учащихся основные аспекты правовой культуры в разных сферах жизни, развивает навыки практического использования правовых знаний. Это способствует воспитанию законопослушных граждан и одновременно компетентных участников гражданского сообщества, которые знают свои права и способны их защищать. Практически закрепить материал данного блока и помогает вышеназванная игра. Из учащихся выбираются эксперты в ряде отраслей права – гражданского, трудового, семейного. Их задача – отвечать на вопросы аудитории в рамках проблематики соответствующих кодексов. При этом вопросы составляются учащимися по материалам учебного пособия, а ответы на них могут содержать и дополнительные знания. Игра позволяет увидеть разные бытовые проблемы сквозь призму их правового регулирования и попрактиковаться в использовании правовых норм. Это способствует формированию правового сознания и корректного правового поведения, что в совокупности и составляет правовую культуру личности.
Тематический блок «Человек и моральность» призван формировать этическую компетенцию личности, укреплять навыки моральной рефлексии. Реализовать теоретические знания этической проблематики, поразмышлять над сложными ситуациями нравственного выбора, апробировать личные моральные принципы помогает урок обобщения, который я провожу в форме дебатов «Человек: добродетели и пороки». Вопросы для обсуждения учащимся предлагаются заранее. Вот некоторые из них:
  • В чём состоит высший смысл жизни, и что есть добро?
  • Что такое зло? Почему злых людей в народе зовут «окаянными»?
  • Почему добро может превратиться во зло вследствие обстоятельств?
  • Как бороться с соблазнами?
  • Жить с достоинством – что это значит?
  • Как и почему в человеке развивается жестокость?
  • Что значит быть милосердным?
  • Почему человеку нужна доброта?
В заключении дебатов совместно определяются качества доброжелательного человека. К ним дети относят: любовь к людям, животным, природе; потребность заботиться о других; сострадание, сопереживание неудачам других людей и совместное переживание успеха; стремление к справедливости; сердечность, скромность.
В результате таких занятий у ребят формируется представление о сложности и неоднозначности нравственного выбора, чувство ответственности за свои слова и поступки перед собой и другими, закладываются навыки углублённой рефлексии, которые в будущем помогут молодым людям вдумчиво, самокритично оценивать своё собственное жизненное поведение.
В системе обучения и воспитания курс обществоведения занимает, на мой взгляд, особое место. Этот предмет способен целостно, системно влиять на интеллект, чувства, нравственность, общую культуру ученика, развивать его познавательно-мыслительные способности. В центре внимания учителя – ученик как личность, которая самоутверждается в разных формах деятельности. Эта деятельность организуется на уроках для того, чтобы ребёнок вступал во взаимодействие с самыми различными объектами мира, и взаимодействовал как носитель собственного сознания, собственной воли и определённого отношения.
Предлагаемый детям объект взаимодействия выглядит так: «Мы с вами осмыслим… Предлагаю такой способ … Если хотите поделиться своими суждениями … Интересно проанализировать … Вернёмся к вопросу, чтобы понять проблему …».
Считаю, что умение учителя видеть в организуемой им деятельности её подлинные субъект и объект является условием успешного обучения и воспитания. Оснащая ученика способностью вступать во взаимодействие с миром, проживая вместе с ним ценностные отношения к миру, учитель способствует проявлению личностной свободы ребёнка в освоении им своей главной социальной роли человека. Настоящий учитель должен продумывать систему целенаправленных действий, которые помогут, как говорил Авиценна, «спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».
В преподаваемых мной учебных предметах, стараюсь находить, выделять и ставить на первый план человеческий материал. Считаю, что научная истина должна быть средством, помогающим учащимся понять себя, мотивы своего поведения, формировать гуманистическое отношение к окружающим, проектировать свою интеллектуальную, нравственную, духовную жизнь. Следую такой формуле цели воспитания:
Человек + член общества + личность + гражданин
Независимо от темы урока стараюсь воспитывать у учеников организованность, внимательность, умение сосредоточиться, ответственность, уверенность в себе, умение слушать и слышать других, критически относиться к информации, способность оценить эффективность своей работы на уроке и т.д. Всё это – фоновое воспитание. Оно происходит постоянно, из урока в урок и в большей степени влияет на ценностное поведение и сознание детей, способствует интересу к учению.
Есть такая педагогическая заповедь: критерием прогрессивности образования является внимание к ученику, забота об ученике, любовь к ученику. В этой связи важнейшим открытием второй половины ХХ века следует считать внедрение в педагогическую практику принципа обучения и воспитания успехом. Создание на учебных занятиях ситуации успеха – одно из важнейших предпосылок желания детей учиться. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, науке, труду как таковому. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. На уроке обязательным является создание атмосферы доброжелательности. Важно снять страх – авансировать детей перед тем, как  они приступят к реализации поставленной задачи. Ключевым моментом является также высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Обязательно предлагаю скрытую инструкцию деятельности – это реальная помощь в продвижении к успеху. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус – «За дело! Приступаем!». Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики, мимические жесты).
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Важны искренность, творчество и разнообразие – это сильное орудие в построении самоуважения ребёнка. Например, мои варианты:
  • Я ценю то, что ты сделал!
  • Ты сегодня сделал лучше, чем вчера.
  • Вы меня порадовали!
  • Вы превзошли мои ожидания!
  • Я поражена вашими знаниями, молодцы!
Современный урок – это урок, соответствующий времени. Поэтому в своей работе использую элементы эффективных педагогических технологий:
  • коллективный способ обучения (КСО);
  • информационно-компьютерные технологии;
  • технология мастерских;
  • педагогика сотрудничества;
  • игровые технологии;
  • технология формирования критического мышления;
  • технология проблемного обучения;
  • проектное обучение;
  • ТРИЗ-педагогика.
Несмотря на форму урока, методы применяемые на нём, стремлюсь всегда к тому, чтобы:
  • урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность к знаниям;
  • темп и ритм урока был оптимальным, а действия мои и учеников были завершёнными;
  • был полный контакт в моём взаимодействии с учениками, а большую часть урока активно работали они.

Древние римляне считали, что «корень учения горький». Но если мы, учителя, призовём в союзники интерес, если дети «заряжаются» с нашей помощью жаждой знаний и стремлением к активному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей здоровый аппетит.

Список использованных источников
  1. Соловейчик, С.А. Вечная радость: очерки жизни и школы / С.А. Соловейчик. – М.: Педагогика, 1986. – 370 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий