Л.Я. Абрамчик, Е.В. Черникова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

УДК 351.7

Л.Я. Абрамчик, Е.В. Черникова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»,Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы установления и применения налоговых льгот в здравоохранении Республики Беларусь и Российской Федерации. Сегодня наиболее эффективное воздействие на состояние защищенности жизни и здоровья, оказания медицинских услуг оказывают налоговые льготы, позволяющие уменьшить цены на эти услуги и обеспечить устранение, прежде всего, внутренних и внешних угроз социальной безопасности государства.Современное развитие государства требует обращения внимания на проблемы национальной безопасности (состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз). Понятие национальной безопасности государства является комплексным, включающим политическую, военную, экономическую, научно-техническую, социальную, демографическую, информационную и экологическую безопасность. Нас в работе будет интересовать, прежде всего, социальная безопасность, включающая в себя состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей сообщества от внутренних и внешних угроз. Причинами национальной безопасности в социальной сфере в числе прочих выступают: рост эпидемической заболеваемости, увеличение числа лиц, страдающих социально-опасными заболеваниями, увеличение числа инвалидов, низкая культура безопасности жизнедеятельности населения [1]. Государство для устранения причин и обеспечения социальной безопасности должно иметь достаточное количество финансовых ресурсов, направляемых, прежде всего, на финансирование медицинских учреждений и здравоохранения в целом. Источниками такого финансирования должны выступать бюджетные средства и институт налоговых льгот.Следует отметить, что как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации, средства, выделяемые в составе государственного бюджета на нужды здравоохранения, крайне невелики как в абсолютном, так и в относительном выражении.Рассматривая процесс бюджетного финансирования медицинских учреждений в Российской Федерации на современном этапе, можно сказать, что он находится в стадии модернизации. Это связано, прежде всего, с реализацией Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. В соответствии с этой Концепцией осуществляемое в настоящее время в России бюджетное реформирование направлено как на повышение результативности бюджетных расходов, так и на оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Реформирование бюджетного финансирования является недостаточным для решения поставленной задачи.Переход к экономическим методам управления, последовательная демократизация общественной жизни выдвигают на первый план правовые поощрения, как наиболее эффективные юридические средства, которые в состоянии способствовать наиболее результативному решению социально значимых задач общественного развития, обеспечивающие надежность и устойчивость складывающихся рыночных отношений.Применение налоговых льгот, оказывая воздействие на процесс воспроизводства, создает необходимые предпосылки для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях,  определяющих научно-технический прогресс, а также малорентабельных, но жизненно необходимых сферах экономики, способствует выравниванию регионального уровня развития страны путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там организаций и, прежде всего, системы здравоохранения.Вопрос о налоговых льготах является актуальным в связи с тем, что в России и Республике Беларусь проводится политика сокращения количества налогов.Налоговая льгота – это разновидность правовой льготы, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.Преимущество стимулирующих начал по сравнению с ограничивающими заключается в том, что они, как правило, выступают более гуманитарными и гибкими методами воздействия, юридическим выражением свободы личности.На современном этапе реформирования налоговых систем следует отметить, что налоговым льготам присущи следующие особенности:– во-первых, налоговая льгота представляет собой разновидность правовой льготы и поэтому отвечает всем ее признакам;– во-вторых, налоговая льгота – это определенные преимущества в отношении одних налогоплательщиков перед другими в конкретных сферах;– в-третьих, налоговые льготы нуждаются в четком правовом закреплении;– в-четвертых, налоговые льготы – это один из инструментов экономического и социального развития;– в-пятых, налоговые льготы представляют один из способов воздействия на налогоплательщика стимулирующей функции налогов.Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах [2].В Республике Беларусь функционирует и развивается система налоговых льгот, закрепленная в Налоговом кодексе Республики Беларусь (ст. 43 НК Республики Беларусь) [3].Придание налоговым льготам адресного характера, создание системы планирования количества предоставляемых льгот обеспечивает стимулирование деятельности медицинского учреждения.Льготное налогообложение целесообразно ориентировать на стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности хозяйственной деятельности налогоплательщика, регулирование распределения налоговой нагрузки на различные предприятия.Создание единой и целостной системы налоговых льгот должно основываться на общих для всей налоговой системы принципах с выделением приоритетных направлений. Налоговые льготы внутри каждого из направлений должны иметь общую цель, заключающуюся в стимулировании инвестиционной и инновационной деятельности посредством сокращения налогового обязательства налогоплательщика, осуществляющего такую деятельность.Необходимость всецелого и повсеместного сокращения и упорядочения неэффективно работающих налоговых преференций на самом деле достаточно обоснована и вызвана обилием льгот. Это, в определенной мере, объясняется существованием большого количества республиканских налогов и сборов, которыми и предусмотрены данные преференции. Сущность рассматриваемого направления совершенствования системы льгот можно свести к простой формуле: «Чем меньше налогов – тем меньше налоговых льгот ими предусмотренных».Однако, несмотря на то, что сокращение числа налоговых преференций приводит к таким положительным результатам, как: упорядоченность, прозрачность, простота национальной налоговой системы; снижение налоговых потерь для государства; возможность снижения налоговых ставок за счет появления дополнительных налоговых доходов; снижение коррупции и т.д. Следует помнить, что ликвидация налоговой льготы – это увеличение налогового бремени, снижение объемов свободных денежных средств налогоплательщика. Один из налоговых парадоксов состоит в том, что если введение льготы не всегда связано с положительным эффектом, то ее ликвидация может сопровождаться негативными эффектами, особенно ростом цен на медицинские препараты, лечение, реабилитацию больных. Что касается населения, то ничем не мотивированная отмена налоговых преференций всегда вызывает недовольство, которое может спровоцировать снижение доверия к власти, рост социальной напряженности, снижение уровня защищенности граждан и т.д.По своей сущности налоговая льгота может носить характер налоговой скидки, используемой для стимулирования замены устаревшего медицинского оборудования и внедрения новейшей техники и технологий. Данную льготу можно рассматривать как способ финансирования государством капитальных вложений в социальную сферу.Наряду с налоговым стимулированием технического перевооружения учреждений здравоохранения представляется целесообразным ввести льготное налогообложение для средств, направляемых на решение проблем социальной безопасности. При этом стимулирующая функция налогов должна проявляться в обеспечении условий для снижения стоимости медицинских услуг, препаратов, средств реабилитации.В этом смысле положительными являются льготы, представляемые медицинским учреждениям в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 198, которым был утвержден перечень медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость. К числу видов медицинских услуг, по которым применяется налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, отнесены:- Диагностические услуги: лабораторная диагностика – общеклинические (неинвазивные) и биохимические методы исследования, микробиологическая, гематологическая, генетическая, иммунологическая, цитологическая, клинико-морфологическая (гистологическая), паразитологическая, ВИЧ-диагностика; лучевая диагностика – рентгенологическая, радионуклидная, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковая, тепловидение, патолого-анатомическая, функциональная, эндоскопическая.- Специализированные медицинские услуги в области: акушерства, аллергологии и иммунологии, анестезиологии, вакцинации, венерологии, гастроэнтерологии, гематологии, генетики, гинекологии, дерматологии, диетологии, инфекционных болезней, кардиологии, комбустиологии, лечебной физкультуры, лучевой терапии, массажа, наркологии, неврологии, нефрологии, ортопедии, офтальмологии, проктологии и профпатологии; онкологии, в том числе маммологии и онкогематологии; оториноларингологии, в том числе сурдологии; педиатрии, в том числе неонатологии; протезирования (молочной железы, глазного, ушного, суставов, конечностей и фрагментов конечностей); психиатрии, психотерапии, пульмонологии, радиологии, реабилитологии, реаниматологии и ревматологии; стоматологии (терапевтические, хирургические, ортодонтические, ортопедические, зуботехнические); терапии, токсикологии, травматологии, трансплантации органов и (или) тканей, физиотерапии и фтизиатрии; урологии, в том числе андрологии; хирургии, в том числе ангиохирургии, детской, кардиохирургии, рентгено-эндоваскулярной, торакальной, челюстно-лицевой, эндоскопической, нейрохирургии, офтальмологии хирургической, в том числе микрохирургии, пластической хирургии, выполняемой по медицинским показаниям (хирургические вмешательства при посттравматической деформации, врожденных дефектах, гигантомастии); экстракорпоральных методов лечения, в том числе диализа, гемосорбции, плазмофереза; эндокринологии.- Нетрадиционные медицинские услуги – апитерапия, гирудотерапия, гомеопатия, иридодиагностика, рефлексотерапия, мануальная терапия, фитотерапия; лечение и диагностика другими средствами природного происхождения.- Услуги медико-социальной помощи по уходу за больными.- Услуги первичной медицинской помощи.- Услуги скорой (неотложной) медицинской помощи.- Услуги по заготовке органов и (или) тканей – забор органов и (или) тканей, организация донорства крови, заготовка, переработка, хранение крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови.Довольно сложнее льготы установлены в Российской Федерации.Освобождены от взимания налога на добавленную стоимость медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. В ст. 149 НК РФ закреплен перечень медицинских услуг, по которым предоставляются налоговые льготы [4]. К их числу отнесены:– услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;– услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;– услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;– услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;– услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;– услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;– услуги патолого-анатомических бюро;– услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;– услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.Как видим, в двух государствах налоговая политика направлена на обеспечение реализации социальной стабильности в обществе через льготирование оказываемых медицинских услуг. Налоговые льготы являются одним из наиболее популярных в настоящее время инструментов социально-экономической политики. Целевая направленность системы налоговых льгот должна быть обусловлена стратегией национальной безопасности и задачами экономической политики государства. Основными характеристиками налоговых льгот должны быть справедливость, социальная направленность, нейтральность, адресность. Предлагается освободить медицинские учреждения, использующие новые технологии оказания медицинских услуг, от уплаты всех налогов, а не только от налога на добавленную стоимость, что позволит обеспечить стабильность национальной безопасности государства в социальной сфере.

Список литературы

1. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / А.Н. Козырин [и др.]; под ред. А.Н. Козырина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 656 с.3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части): по состоянию на 1 янв. 2011 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 682 с.4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая  / А.В. Белоусов [и др.]; под ред. А.А. Ялбулганова. – М.: Эксмо, 2008. – 448 с.

In article problems of an establishment and application of tax privileges in public health services of Byelorussia and the Russian Federation are considered. Today the most effective influence on a condition of security of life and health, rendering of medical services is rendered by the tax privileges, allowing to reduce the prices for these services and to provide elimination, first of all, internal social safety of the state.

Запись опубликована в рубрике РАЗДЕЛ 3. Правовая и этическая экспертиза биомедицинских исследований на человеке и животных.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий