А.В. Кильчевский, С.Е. Дромашко НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА БИОБЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(ГНУ «Институт генетики и цитологии НАН Беларуси»)

Система биобезопасности Республики Беларусь разработана с учетом особенно-стей ее национального законодательства и государственного управления для того, что-бы: 1) защитить человека и природу при осуществлении ГИД и использовании ее ре-зультатов; 2) максимально способствовать использованию современных биотехнологий для укрепления экономического положения РБ; 3) воспрепятствовать росту финансо-вых затрат республиканского бюджета; 4) обеспечить максимальную свободу доступа общественности к информации по биобезопасности. Она полностью отвечает требова-ниям Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом раз-нообразии.

Введение. Правительства многих стран мира поддерживают разви-тие современных биотехнологий как важной движущей силы роста эконо-мики, увеличения благосостояния населения и повышения конкурентоспо-собности национального  производства. Количество биотехнологических предприятий в странах Европейского союза (ЕС) приближается к 2000, а их доходы составляют десятки миллиардов евро. Стремительно развивает-ся и агробизнес, использующий практическое достижение генетической инженерии – генетически модифицированные организмы (ГМО). По про-гнозам исследователей к 2025 г. площадь сельскохозяйственных угодий в мире сократится с ½ до ¼ га на человека, так как численность населения на планете сегодня составляет 6,6 млрд., и, увеличиваясь в год примерно на 80 млн., к 2050 г. достигнет 9 млрд. человек. Поэтому даже индустриально развитые страны могут столкнуться с проблемой недостатка продуктов пи-тания на душу населения.Сотни примеров свидетельствуют об успешном создании ГМ-растений и их огромной практической ценности. Площади под ГМ-культурами с 1996 г. увеличились в  79 раз, достигнув в 2009 г. 134 млн. га. В ближайшие 10–20 лет ожидается, что около 80 % из 29 основных сель-скохозяйственных культур будут высеваться ГМ-семенами, так как их культивирование приносит существенную экономическую выгоду.В Беларуси научные исследования, имеющие конечной целью созда-ние трансгенных растений, были начаты по инициативе академика Н.А. Картеля в 2002 г. в рамках государственной программы «Генетическая ин-женерия». В частности, к 2006 г. в руководимой им лаборатории в Инсти-туте генетики и цитологии НАН Беларуси были созданы модельные расте-ния табака, устойчивые к высоким дозам тяжелых металлов и нефтепро-дуктов. В настоящее время работы по использованию ДНК-технологий для сельского хозяйства и здравоохранения продолжаются в ряде учреждений НАН Беларуси и Министерства здравоохранения в рамках государствен-ной программы «Инновационные биотехнологии». Создаются трансгенные растения картофеля с геном хитиназы из бактерии Serratia plymuthica, та-бака с геном  цитохрома Р450scc, льна, рапса масличного, клюквы крупно-плодной и др.Основная часть. Если экономическая выгода от использования ГМО в целом очевидна, то их безопасность по-прежнему вызывает жаркие споры, давно вышедшие за пределы лабораторий и научных форумов. Особенно это касается генетически модифицированных растений, широ-комасштабное использование которых должно находиться под строгим контролем во избежание увеличения возможных рисков.В дискуссии о безопасности использования трансгенных растений и животных в сельском хозяйстве участвуют правительственные комиссии и неправительственные организации типа «Гринпис». Поэтому исследование безопасности ГМО является важной частью программы научных и техно-логических разработок в прикладной молекулярной биологии. Они выхо-дят далеко за рамки науки на уровень первостепенных задач государств и международных организаций, в обязанности которых входит обеспечение благоприятных условий для жизни на планете Земля.Одним из важных документов, регламентирующих генно-инженерную деятельность (ГИД) и одновременно регулирующих межго-сударственные отношения, является Конвенция о биологическом разнооб-разии (КБР, Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). В ней провозглашается ответ-ственность человечества за сохранение, устойчивое использование и дол-госрочное развитие биологического разнообразия. В Конвенцию также включены проблемы сохранения природных мест обитания, рационального использования биологических ресурсов, восстановления деградировавших экосистем и исчезающих видов, строгого контроля над современными био-технологиями, разработки национальных экологических сетей и законода-тельной институциональной базы. В соответствии с принципом принятия мер предосторожности (§15 КБР), в 2000 г. был разработан, 11 сентября 2003 г. вступил в силу и, по состоянию на август 2010 г., ратифицирован большинством стран-сторон КБР (160 из 192 государств-членов ООН) Картахенский протокол по биобезопасности (КПБ) к КБР [1]. Цель КПБ – содействие правительствам стран в обеспечении надлежащего уровня за-щиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых (генетически) измененных организмов (ЖИО/ГИО), являющихся результа-том применения современной биотехнологии (в том числе генетической модификации, ГМ), и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом рисков для здоровья человека и проявления особого внимания к их трансграничному перемещению.Первым шагом в решении этих проблем в нашей стране стало поста-новление Совета Министров Республики Беларусь  «О создании Нацио-нального координационного центра биобезопасности» от 19 июня 1998 г. № 963, согласно которому соответствующие функции были возложены на Институт генетики и цитологии НАН Беларуси и было создано специаль-ное структурное подразделение – Национальный координационный центр биобезопасности (НКЦБ).Основной целью НКЦБ является упорядочение и координация работ в области реализации стратегии и национального плана действий по со-хранению и устойчивому использованию биоразнообразия в рамках кон-венции ООН (КБР). Задачи НКЦБ:1)    сбор, анализ и систематизация информации о законодательстве и науч-ных исследованиях по вопросам биобезопасности, полевых испытаниях генно-инженерных объектов, ввозе (вывозе), коммерческом использова-нии в Беларуси ГИО и продуктов на их основе, а также указанной ин-формации по биобезопасности из баз данных международных информа-ционных сетей, развитие национальной базы данных о биобезопасности и ГИО;2)    предоставление этой информации заинтересованным министерствам и иным органам государственного управления, средствам массовой ин-формации, гражданам и общественным объединениям;3)    обмен информацией с координационными центрами других стран и ме-ждународными организациями;4)    ведение государственного реестра экспертов по биобезопасности в об-ласти ГИД (совместно с Минприроды);5)    обеспечение проведения научной экспертизы безопасности ГИО (совме-стно с экспертами государственного реестра);6)    оказание консультативных услуг министерствам и иным республикан-ским органам государственного управления в разработке проектов актов законодательства, касающихся ввоза (вывоза) и безопасного использо-вания ГИО и продуктов на их основе, руководств по оценке и предупре-ждению риска для окружающей среды и здоровья человека, инструкций по технике безопасности для лабораторий генетической инженерии;7)    оказание консультативных услуг министерствам и иным республикан-ским органам госуправления в подготовке предложений по заключению двусторонних и региональных соглашений, в разработке международ-ных соглашений по вопросам биобезопасности и осуществление соот-ветствующих законодательству функций.Присоединившись 6 мая 2002 г. к Картахенскому протоколу, Респуб-лика Беларусь разработала национальную систему безопасности ГИД.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации положений Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии» от 5 июня 2002 г. № 734 соз-дан ряд компетентных национальных органов. В качестве таких органов определены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) в части функций, связанных с высвобожде-нием ЖИО/ГИО в окружающую среду, Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства и продовольствия – по вопросам ис-пользования ЖИО в хозяйственной деятельности. Этим же постановлени-ем на НКЦБ возложена функция  связи с секретариатом КПБ.В основу концепции государственного регулирования безопасности ГИД в Беларуси положен накопленный мировой опыт, белорусское зако-нодательство и сложившаяся в стране система государственного управле-ния, ее обязательства по международным соглашениям. Важнейшие поло-жения концепции нашли отражение в Законе Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» (далее – Закон), принятом 9 января 2006 г. [2]. Этот закон вместе с актами действующего законода-тельства и другими правовыми документами, разработанными в его разви-тие, составляют основу нормативной правовой базы формирующейся на-циональной системы биобезопасности, в задачу которой входит реализа-ция прав граждан Беларуси на жизнь, охрану здоровья, информацию и на предотвращение нарушения этих прав.Закон устанавливает правовые и организационные основы обеспече-ния безопасности ГИД. Его положения не распространяются на отноше-ния, связанные с применением генетической инженерии к человеку, его органам и тканям, обращением с фармацевтическими препаратами, продо-вольственным сырьем и пищевыми продуктами, кормами для животных, полученными из ГИО или их компонентов (ст. 2), так как они регулируют-ся специальным законодательством о здравоохранении. В ст. 5 Закона оп-ределены следующие меры по обеспечению безопасности ГИД: принятие (издание) нормативных правовых актов; утверждение и введение в дейст-вие технических нормативных правовых актов в области безопасности ГИД и их реализации; проведение государственной экспертизы безопасно-сти ГИО; осуществление контроля в области безопасности ГИД и ряд дру-гих мер обеспечения безопасности.Оценки рисков использования ГИО в Беларуси регламентирует По-становление Совета Министров от 4 мая 2010 г. № 677 (утверждено декре-том Президента Республики Беларусь № 5/31786, подписано 07.05.2010) «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки риска возмож-ных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье че-ловека». Определены порядок и единые требования проведения оценки риска возможных вредных воздействий ГИО на здоровье человека. В по-становлении используются следующие основные термины: оценка риска – определение вероятности вредного воздействия ГИО на здоровье человека; факторы риска – характеристики ГИО, связанные с генетической модифи-кацией, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Оценка риска проводится в целях определения возможных вредных воз-действий ГИО на здоровье человека, оценки вероятности и степени опас-ности таких воздействий, а также способов их предупреждения и контроля (менеджмента).Оценки риска проводятся осуществляющими ГИД экспертами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Полученная информация в установленном законодательством порядке включается в материалы, предоставляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Минприроды для проведения государственной экспертизы безопасности ГИД. При поступлении новой информации о ГИО и его воздействии на здоровье человека результаты оценки риска могут быть пересмотрены. Одной из важнейших мер по обеспечению ГИД является установление ответственности за нарушение требований законодательства (ст. 5 Закона «О безопасности генно-инженерной деятельности»). В целях реализации указанного предписания 18 мая 2007 г. был принят Закон РБ «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам установления ответственности за нарушение законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности», которым внесен ряд дополнений в административное и уголовное право страны. В части 1 статьи 15.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения и иного обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами производства и потребления. Законом от 18 мая 2007 г. данная норма КоАП была дополнена указанием на то, что такую же ответственность влечет и совершение аналогичных действий с ГИО. Также в части 1 статьи 278 Уголовного кодекса сформулированы дополнения, аналогичные внесенным в части 1 статьи 15.4 КоАП, согласно которым установлена ответственность за аналогичные нарушения правил безопасности – при наличии административной преюдиции (т.е. уже вступившего в законную силу судебного решения)  – налагается штраф в размере от 20 до 1000 базовых величин (≈ 10 тыс. у.е.); размер уголовной ответственности за подобные нарушения – до 7 лет лишения свободы.Законодательство Беларуси не запрещает использование и оборот пищевого сырья и продуктов питания, произведенных из ГМО, но в соот-ветствии с законами республики «О качестве и безопасности продовольст-венного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» [3] и «О защите прав потребителей» [4] покупатель имеет право на получение информации о продуктах питания, в том числе о содержании в них ГМО или их компонентов. Для организации ГМО-контроля в республике созда-но 15 испытательных лабораторий, из них в системе Минздрава – 6, Гос-стандарте – 6, НАН Беларуси – 2, Минсельхозпроде – 1.В соответствии с белорусским законодательством обязательным ус-ловием использования трансгенных растений в практике сельского хозяй-ства является оценка их биобезопасности на специально оборудованных полигонах. Такие полигоны создаются в Институте генетики и цитологии НАН Беларуси и в НПЦ по картофелеводству и плодоовощеводству.Заключение. В целом следует признать, что в Беларуси:1. Сформирована достаточная законодательная база и завершается формирование инфраструктуры для успешного внедрения трансгенных растений, созданных отечественными и зарубежными учеными.2. Использование трансгенных растений позволит повысить продук-тивность агроценозов, более эффективно и рационально применить сред-ства защиты растений, уменьшить затраты труда при возделывании сель-скохозяйственных культур.

Список литературы

1. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии   [Электронный ресурс] / Национальный координационный центр био-безопасности. – 2003. – Режим доступа: http://biosafety.org.by/sites/default/files/downloads/cartagena-protocol-ru.pdf. –Дата досту-па: 16.02.2011.2. Закон Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельно-сти» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 9, 2/1193.3. Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 79, 2/966.4. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –  2003. –  № 8, 2/932.

The Biosafety System of the Republic of Belarus (BS) is elaborated taking into account properties of national legisla-tion and state management. BS ensure an adequate level of protection for human being and nature in the field of the safe pro-ductive use of genetic modified organisms (GMOs). BS completely corresponds to the international Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biological Diversity.

Запись опубликована в рубрике РАЗДЕЛ 1. Этические и правовые нормы регулирования биобезопасности применения новых генно-инженерных технологий.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий