УДК 349.6(476)
А.Г. Авдей
БИОБЕЗОПАСНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
В статье рассмотрены правовые проблемы в сфере биобезопасности в Республике Беларусь. В частности, автором отмечен ряд коллизий и пробелов действующего законодательства, сделаны выводы и внесены предложения по совершенствованию правового регулирования в исследуемой сфере. Акцентировано внимание на проблеме правового обеспечения доступа к полной и достоверной информации по вопросам биобезопасности.
Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в ст. 46 Конституции Республики Беларусь права граждан на благоприятную окружающую среду [1].Политика Республики Беларусь в области биобезопасности является частью ее политики в области охраны окружающей среды и здравоохранения в контексте обеспечения устойчивого развития.Основная цель нашего государства в области биобезопасности состоит в том, чтобы, с одной стороны, создать условия, позволяющие в максимальной степени использовать достижения современной биотехнологии, способствовать развитию генетической инженерии и, с другой стороны, гарантировать безопасность здоровья человека и окружающей среды (включая сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия) при осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов [2].Бурное развитие биотехнологий, как одно из направлений в науке, призвано решить глобальные проблемы человечества, но при отсутствии нормативной правовой базы для данных отношений невозможно какое-либо прогрессивное движение вперед. Человечество, в силу новизны определенных направлений в науке, не обладает достаточными знаниями о тех последствиях, к которым может привести хаотичное, бессистемное внедрение в экологическую систему.Выполняя экологическую функцию, как справедливо отметил В.В. Петров, право обеспечивает присущими ему средствами, оптимальное взаимодействие общества и природы в целях сохранения окружающей среды [3, с. 42-43]. При этом «создание и совершенствование эколого-правовых норм – одна из сторон проявления экологической функции права. Другая, не менее важная ее сторона выражается в материализации эколого-правовых предписаний» [3, с. 53].Государственная политика в исследуемой сфере основывается на фундаментальных принципах, закрепленных в международных актах, стороной которых является Республика Беларусь, а также в соответствующих актах национального законодательства.На сегодняшний день существует достаточно обширный правовой регламент в сфере обеспечения биобезопасности. В частности:–Государственная программа «Инновационные биотехнологии» на 2010–2012 годы и на период до 2015 года», утв. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2009 г., № 1386 и др.– Указ Президента Республики Беларусь: «Об утверждении конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» от 14 декабря 1999 г., № 726 и др.– Законы Республики Беларусь: «О безопасности генно-инженерной деятельности» от 9 января 2006 г., № 96-З (с изм. и доп.); «О присоединении Республики Беларусь к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии» от 6 мая 2002 г., № 97-З; «О ветеринарной деятельности» от 2 июля 2010 г., № 161-З; «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29 июня 2003 г., № 217-З (с изм. и доп.); «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 г., № 2583-XІІ (с изм. и доп.) и др.– Постановления и приказы министерств и ведомств: Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета и др.Несмотря на большой массив нормативных правовых актов, в республике не достигнут уровень устойчивого функционирования отношений в сфере биологической безопасности, что не может обеспечить экологическую безопасность и в конечном итоге национальную безопасность.В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь особое место отводится безопасности в экологической сфере. Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз [4]. Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5]. Биологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья человека от возможного вредного воздействия биологических агентов при осуществлении генно-инженерной деятельности [6, с. 124]. Как видно из приведенных выше примеров, национальная, экологическая, биологическая – это звенья одной цепи, которые объединяет термин «безопасность» – как состояние защищенности.Как было отмечено выше при проведении краткого обзора нормативных правовых актов в сфере биобезопасности, в мае 2002 г. Беларусь присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. Хотелось бы сделать акцент на ст. 23 указанного выше нормативного акта. Информирование общественности о средствах доступа к механизму посредничества по биобезопасности, по мнению автора, является одним из стратегических направлений в исследуемой сфере. Общество получит максимальную выгоду от достижений современной биотехнологии, если каждый его член будет уверен, что государство в состоянии обеспечить безопасность результатов генно-инженерной деятельности. В связи с этим необходимо расширять информированность населения о преимуществах современных биотехнологий и связанных с ними рисках, о том, как эти риски можно предупредить. Общественность должна иметь доступ к полной и достоверной информации о биотехнологиях, насколько они безопасны для окружающей среды и здоровья человека, а также к другим вопросам в данной сфере. Автор разделяет мнение О.В. Аксеновой, что без общественности, без формирования зрелого гражданского общества и его институтов невозможна эффективная охрана окружающей среды [7, с. 57]. Необходимо максимально учитывать интересы общества при внедрении достижений современной биотехнологии.В республике многое уже сделано в этом направлении. В частности, в ст. 23 Закона Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» закреплено право на получение полной, своевременной и достоверной информации в области безопасности генно-инженерной деятельности. В ст. 4 указанного нормативного правового акта отмечено, что граждане и общественные объединения имеют право осуществлять общественный контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности. В п. 1.2. ст. 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г., № 90-З закреплено право на получение информации о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях). В ст. 10 Закона Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» содержится норма, в которой указано, что информация о качестве и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище должна содержаться в сопроводительных документах, на упаковке, этикетках или доводиться до сведения населения иным способом и включать указание на то, что продовольственное сырье и пищевые продукты являются генетически модифицированными, если в них содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты). Это лишь несколько позитивных примеров в действующем законодательстве относительно закрепления права на информацию в исследуемой сфере. Вместе с тем имеется и ряд противоположных примеров, в которых прослеживаются коллизии и пробелы законодательства.В частности, считаю, что требует уточнения понятие «фальсифицированные продовольственное сырье и пищевые продукты», которое содержится в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». По мнению автора, «фальсифицированные продовольственное сырье и пищевые продукты» – это продовольственное сырье и пищевые продукты с умышленно измененными составом, свойствами и характеристиками, ухудшающими их пищевую ценность, вовлеченные в оборот, информация о которых не предоставлена, либо является заведомо неполной и недостоверной.Вопросы использования и контроля за генетически модифицированными организмами затрагивают права граждан на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, рисках и угрозах для здоровья, а неконтролируемое распространение на пищевом рынке продуктов питания, содержащих генетически модифицированные компоненты, может негативно отразиться на здоровье населения и будущем нации. Считаю, что продукты, на которых отсутствует информация об их составе, в том числе и о наличии в них генетически модифицированных компонентов, должны быть отнесены к фальсифицированным.В уточненной авторской интерпретации данная норма будет соотноситься с нормой ст. 11 Закона «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», в которой закреплено, что не допускается реализация продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, не соответствующих представленной о них в сопроводительных документах информации либо фальсифицированных.Статьей 12.46 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривается ответственность за не предоставление потребителям сведений о продовольственном сырье и пищевых продуктах, полученных с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов) и пищевых добавок, либо предоставление таких сведений, содержащих недостоверную информацию [8]. Соответственно, лица виновные в не предоставлении информации о наличии в продуктах генетически модифицированных компонентов должны нести ответственность в соответствии с указанной выше нормой.Думается, что для решения имеющихся в законодательстве противоречий назрела необходимость разработки и принятия Закона Республики Беларусь «Об экологической информации», в котором необходимо предусмотреть и определить объекты и субъекты информации, систему информирования, критерии отграничения частной и публичной информации, информационные носители, порядок ее предоставления, ответственность за не предоставление данной информации и ряд других аспектов. Данный закон будет консолидировать систему законодательства в области экологической информацизации в различных сферах, в том числе и в сфере биобезопасности.Общество имеет право получать полную и достоверную информацию о результатах генно-инженерной деятельности и осуществлять общественный контроль. Считаю, что одними из основных факторов, влияющих на развитие информационного общества в сфере биобезопасности, является тесное взаимодействие государственных органов и всех заинтересованных сторон (населения, бизнеса, общественных, международных и региональных организаций), а также создание и совершенствование законодательства, устанавливающего правовую основу этого взаимодействия.
Список литературы
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. –№ 188. –1/6032.2. Стратегия устойчивого развития Беларуси: преемственность и обновление [Текст]: аналитический отчет / А.В. Неверов [и др.]; рец. О.М. Черп. – Минск: Юнипак, 2003. – 207 с.3. Петров, В.В. Экология и право: монография / В.В. Петров. – М.: Право, 1981. – 264 с.4. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь, 17 июля 2001 г., № 390 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – № 69. – 1/2852.5. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XІІ, в ред. Закона от 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875.6. Белорусская юридическая энциклопедия: в 4 т. / редкол.: С.А. Балашенко [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – Т. 1. – 600 с.7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: с изм. и доп. по состоянию на 27 янв. 2011 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 496 с.8. Аксенова, О.В. Право и промышленная экология / О.В. Аксенова // Законодательство и экономика. – 2009. – № 1(297). – С. 55–58.
The article deals with legal issues in the field of biosafety in the Republic of Belarus. In particular, the author noted a number of conflicts and gaps in existing legislation, conclusions and suggestions for improving legal regulation in the study area. The attention to the issue of legal access to full and accurate information on biosafety.