УДК 349.6
И.В. Гущин, Е.Н. Дуля, А.Г. Авдей
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования государственного контроля в сфере генно-инженерной деятельности. Авторы проводят анализ нормативных правовых актов в данной сфере, на основе которого сделаны выводы и внесены предложения по совершенствованию правового регламента исследуемых отношений.
Авторами отмечено, что именно правовые нормы могут стать тем фактором, который, с одной стороны, стимулирует дальнейшее развитие генно-инженерной деятельности, а с другой – способствует минимизации возможных неблагоприятных последствий использования генно-инженерных компонентов на окружающую среду и человека.
Стремительное развитие генно-инженерной деятельности и широкое внедрение в практику ее достижений в последние десятилетия ХХ столетия вывели проблему обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности в число глобальных проблем современности. Развитие генной инженерии рассматривается как новый источник возникновения экологической опасности [1, с. 591].Проблемы безопасности биотехнологических исследований при получении генетически модифицированных организмов сегодня привлекают внимание все более широких слоев как научной, так и гражданской общественности.Модификация генетических структур с целью направленного совершенствования биологических объектов затрагивает коренные механизмы формирования важнейших свойств живых организмов — наследственности, изменчивости, энерго- и массообмена, адаптации и устойчивости, продуктивности и качества [2, с. 3]. Серьезное беспокойство общества во многих странах мира, в том числе и в Беларуси, вызывает то обстоятельство, что последствия такого вмешательства не всегда могут быть точно и своевременно выявлены и спрогнозированы.Проблемы биобезопасности существуют в мире давно, так как и в природе, и в производстве в различных необходимых человеку и обществу веществах (продуктах питания, лечения, гигиены и др.) нередко встречаются опасные для здоровья и жизни соединения.Начало дискуссии по проблеме биобезопасности в науке и обществе положили основатели нового направления – биоинженерии. В 1974 году 11 ведущих молекулярных биологов мира во главе с отцом генной инженерии американцем П. Бергом, создавшим первую рекомбинантную молекулу ДНК, обратились к мировому сообществу с письмом через журнал «Science», в котором предложили отказаться от экспериментов с рекомбинантными ДНК до проведения международной конференции по этой проблеме. Однако уже в 1975 году на конференции в Асиломаре (США) ученые пришли к выводу о том, что эксперименты в области генной инженерии – новейшей биотехнологии – не более опасны, чем аналогичные работы в других отраслях, но при этом, как и везде, необходим строгий контроль за соблюдением мер безопасности. В 1976 году в США были приняты первые правила, регламентирующие работу с рекомбинантными микроорганизмами, которые запрещалось выпускать за стены лабораторий. В конце 70-х годов в большинстве стран мира было разработано соответствующее законодательство [3, с. 10].Природные, техногенные и другие факторы оказывают постоянное и значительное воздействие на человека и окружающую его среду обитания. Эти воздействия могут быть положительными и отрицательными. Наука, общество, государство должны разрабатывать и эффективно использовать системы мер по защите человека и окружающей среды от вредных воздействий любых опасных факторов. Из этого важнейшего положения вытекает общее понятие о безопасности человека, общества, государства, цивилизации, под которым понимается устойчивое состояние защищенности жизненно важных интересов личности и самой жизни человека, общества и государства от внешних и внутренних угроз [4, с. 75].Главнейшим объектом безопасности является человек. Его безопасность не может быть обеспечена без защиты безопасности среды его обитания и жизнедеятельности, а также общества, в котором он живет. Одним из основных принципов безопасности является взаимная ответственность человека, общества и государства. Достижение безопасности – это результат действия системы, предполагающей приведение в действие мер, адекватных угрозам жизненно важных интересов.Безопасность может быть биологической, экологической, экономической, продовольственной, военной и другой в зависимости от внутренних и внешних факторов, масштабы, направленность и степень воздействия которых угрожают деятельности, существованию и самой жизни объектов (человека, общества, государства, цивилизации в целом).Биологически опасные организмы и их продукты представляют собой угрозу для существования не только человека, но и растений, животных и полезных микроорганизмов, вызывая различную степень их поражения или полную гибель, лишая человека продовольственных и других источников и возможностей существования.Во всех государствах мира разработаны и применяются различные методы контроля за технологическими процессами и качеством вновь вовлеченных в сферу использования человеком новых биологических объектов и веществ, их токсичностью, аллергенностью и общей безопасностью для здоровья людей и состояния окружающей среды.В целом ситуация с генно-инженерными исследованиями и работами по трансгенозу должна находиться под строжайшим контролем ученых и государства.Рассмотрение государственного экологического контроля через категорию правового регулирования – это особый аспект исследования, позволяющий объединить в системное единство различные правовые явления, увидеть их с активной работающей стороны, а также выявить закономерности их функционирования [5, с. 288].Во всех государствах с развитой генно-инженерной инфраструктурой в науке и производстве в настоящее время приняты законы и другие государственные акты, создающие нормативно-правовую базу для современной биотехнологии и биоинженерии.В большинстве своем национальные законы различных государств адаптированы по главным принципиальным вопросам к международным требованиям и правилам в этой области науки и производства, что зафиксировано в документах ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других международных организаций соответствующего профиля.В Республике Беларусь Закон № 96-З «О безопасности генно-инженерной деятельности» был принят 9 января 2006 г. (ред. от 04.01.2010). Закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности и направлен на охрану здоровья человека и окружающей среды, регулирует отношения в области обеспечения безопасности при генно-инженерной деятельности с биологическими объектами, за исключением человека, его органов и тканей, обращением с лекарственными средствами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, кормами для животных, полученными из генно-инженерных организмов или их компонентов, которые регулируются специальным законодательством.В соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом государство обязано определять: основные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц в области генно-инженерной деятельности; основные положения правового регулирования отношений, возникающих в области генно-инженерной деятельности; механизмы, обеспечивающие безопасность граждан и окружающей среды в процессе осуществления генно-инженерной деятельности и использования ее результатов. В нем четко сформулированы основные положения системы безопасности в области генно-инженерной деятельности и определены четыре уровня риска, соответствующие работам, которые представляют опасность для здоровья человека и сопоставимы с риском при следующих экспериментах: первый уровень риска – с непатогенными микроорганизмами; второй уровень риска – с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции; третий и четвертый уровни риска – с возбудителями особо опасных инфекций (в условиях открытых систем).К сожалению, действие Закона Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» не распространяется на отношения, связанные с применением генетической инженерии к человеку, его органам и тканям, обращением с лекарственными средствами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, кормами для животных, полученными из генно-инженерных организмов или их компонентов. По мнению авторов, это не совсем оправдано, так как разрозненность правового регламента в одной сфере затрудняет правоприменительную практику. Считаем целесообразным закрепление в Законе Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» правовых норм, устанавливающих правовую основу отношений, связанных с применением генетической инженерии к человеку, его органам и тканям, обращением с лекарственными средствами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, кормами для животных, полученными из генно-инженерных организмов или их компонентов.Одной из мер по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности является осуществление контроля в области безопасности генно-инженерной деятельности. Контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляется в целях проверки соблюдения нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, а также выполнения мероприятий по обеспечению безопасности этой деятельности.Основываясь на роли контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценить как важнейшую правовую меру.Государственный контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.Система государственного контроля за развитием генно-инженерных работ, созданием и использованием генно-инженерномодифицированных организмов в США в основе своей не отличается от белорусской, но она имеет и свои особенности. Так, в США за государственную регистрацию генетически модифицированных организмов отвечают три ведомства — Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и Министерство экологии. Решение о регистрации модифицированных организмов каждое из этих министерств принимает самостоятельно, независимо от других. Положительное заключение может быть принято только на основании согласия всех трех ведомств. Департамент сельского хозяйства США (USDA), Служба ветеринарной инспекции и защиты растений (APHIS) в соответствии с утвержденными правилами и процедурой уведомления (нотификацией) принимают решение о передвижении ГМО между штатами, импорте и выпуске их в окружающую среду [6, с. 42].Считаем целесообразным создание в Республике Беларусь Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности при Правительстве Республики Беларусь. Данный орган необходим для создания и совершенствования инфраструктуры и системы контроля в области обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности в республике. Аналогичный орган функционирует в Российской Федерации. Унификация законодательства Беларуси и России в исследуемой сфере, по нашему мнению, будет способствовать большей интеграции двух государств в контексте функционирования Союзного государства.На основании Закона «О безопасности генно-инженерной деятельности» Правительство Республики Беларусь приняло ряд постановлений, обеспечивающих реализацию государственного контроля в данной области.Государственный контроль за биобезопасностью охватывает также области производства и использования новых пищевых продуктов, материалов и изделий, полученных из ГМО и других биологических объектов. В Республике Беларусь принят Закон № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29 июня 2003 года (ред. 29.05.2008). Качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов обеспечиваются путем государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий.Государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляются Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерством торговли Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции.Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, обеспечивают и проводят мониторинг качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в целях определения основных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, охраны здоровья населения, разработки мер по предотвращению поступления в оборот некачественных и опасных для жизни и здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий.В соответствии с Законом «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» Правительство Республики Беларусь приняло постановление от 26 августа 2004 года № 1023, которым утверждено Положение о государственном контроле и надзоре за качеством промышленного сырья и пищевых продуктов (в ред. 18.10.2010).Перечисленные выше нормативные правовые акты крайне необходимы для более надежного государственного контроля за биобезопасностью в биоинженерии, что позволит шире использовать достижения этой области науки в продовольственном обеспечении населения страны. Вместе с тем на современном этапе правового регулирования в области генно-инженерной деятельности сохраняется комплекс нерешенных вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы и необходимостью проведения научных исследований долгосрочного влияния генетически модифицированных организмов на здоровье человека и окружающую среду и требующих теоретико-методологического и нормативно-правового разрешения.По мнению авторов, в целях совершенствования системы контроля в области обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности необходимо: создать единый координационный орган для разработки и реализации разрешительно-уведомительной системы при осуществлении генно-инженерной деятельности на основе оценки и управления потенциальными рисками; усилить контроль за гармонизацией механизма обеспечения биобезопасности в Республике Беларусь с действующими международными аналогами.
Список литературы
1. Крассов, О.И. Экологическое право: учебник / О.И. Крассов. – М.: Дело, 2001. – 768 с.2. Шевелуха, В.С. Биотехнология и биобезопасность / В.С. Шевелуха // Сельскохозяйственная биология. – 2002. – № 3. – С. 3–18.3. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты. – М.: Наука, 2000. – 559 с.4. Филимонов, П.И. О национальной безопасности и пути державного возрождения России / П.И. Филимонов. – М.: Стольный град, 2000. – 229 с.5. Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в 2-х т. / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит, 1981. – Т. 1. – 359 с.6. Боклан, Д.С. Глобальная и региональная экологическая безопасность (международно-правовой аспект / Д.С. Боклан // Государство и право. – 2009. – № 8. – С. 39–45.
The problems of legal regulation of state control in the field of genetic engineering. The authors analyze the normative and legal acts in this area, based on which conclusions are drawn and suggestions made to improve the legal regulation of relations under study.Authors noted that it was legal rules may be the factor which, on the one hand, encourages the further development of genetic engineering, on the other – helps minimize the possible adverse effects of genetically engineered ingredients on the environment and humans.