А.Е. Каревский, О.Е. Кремлева СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО–ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА У ШКОЛЬНИКОВ

УДК 504; 574

А.Е. Каревский, О.Е. Кремлева

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО–ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА У ШКОЛЬНИКОВ

(УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»)

Статья посвящена способам формирования нравственно-экологических отношений к природе у учащихся школ. Рассматриваются существенные и доступные к восприятию и реализации мероприятия, направленные на гармоничные отношения учащихся с природой. Значительное внимание в рассматриваемом контексте уделено организации нравственных норм при проведении внеклассных мероприятий.Формирование нравственно-экологических понятий у школьников целесообразно осуществлять с самого начала преподавания естественно-научных дисциплин, с помощью заданий, которым придана экологическая направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде [1]. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.В нравственно-экологическом воспитании школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель¬ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карна¬вал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических празд¬ников может быть различным, но принципы ор¬ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на все¬стороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и на¬долго запечатлелся в памяти всех его участни¬ков.Ключ к успеху уроков-праздников – в преодоле¬нии формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических  уроков-праздников театрализованные кукольные представления, ше¬ствия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся.  К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-ми¬ниатюр о полюбившемся уголке природы,Помимо этого, можно проводить конкурсы и турниры. Игровые конкурсы – это сплав традиционных викторин, раз¬личных соревнований, выступлений. Так, тур¬нир знатоков природы может включать несколько этапов:•    Конкурс на лучшего зна¬тока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).•    Конкурс рисунков «Природоохранительные знаки» (командам предлагается нарисо¬вать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне, на экологической тро¬пе).•     Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос вто¬рой, вторая – третьей и т.д.).•     Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга при¬роды» (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, пред¬ставителе флоры или фауны, попавшем на стра¬ницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: «Самый кра¬сивый уголок нашего края», «Удивительное ра¬стение (животное)», «Очевидное – невероят¬ное» и т.п.•    Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2-3 раза. Необходимо написать назва¬ния животных в том порядке, в каком звуча¬ли их голоса).•    Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).•     Конкурс на лучшую инсцени¬ровку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.Удачным сочетанием игровой и познава¬тельной деятельности  школьников являются игры-экскурсии.Перед экскурсией можно давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности  учащихся  на  экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие, как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?»,  направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.  Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя построить свой  рассказ,  используя  следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений,  изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.Игровая деятельность школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельно¬сти и поэтому является универсальной. Особен¬но важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор школьников, вовлечь в природоохранительную рабо¬ту большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответ¬ственности за состояние родной природы.В разработке игр экологической направленности  также нужно  уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при условии максимального приближения сюжета к заданиям экологического воспитания, к реальным условиям существования объектов и явлений природы, к тем образцам поведения, которые должны характеризовать ребенка не только в игре, но и в различных жизненных ситуациях.Безусловное значение творческой игры заключается в том, что дети практически овладевают образцами взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения к природе.Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумываются над содержанием писем, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу своего края, и всей планеты.Важным воспитательным средством является выращивание растений на участках, подкорм птиц зимой, систематические наблюдения за поведением птиц. А благодаря прогулкам на природу школьники упражняются в моральном поведении. Одно из важных заданий – не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и  создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи.При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) – это прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий.   Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, школьник будет заботиться о зеленых друзьях.Краеведческая направленность внеклассной работы экологического содержания позволяет установить связь с жизнью, создаёт условия для непосредственного контакта учащихся с природой. Начиная с восьмого класса можно привлекать учащихся для работы в «Научном обществе учащихся».В ходе индивидуальной работы с учащимися углубляются знания, развиваются приёмы работы исследовательского характера, творческая инициатива, работа с научной литературой и написание рефератов.Изучение региональных экологических проблем, нахождение путей их решения способствует становлению активной жизненной позиции [2,3]. Учитывая заинтересованность учащихся, необходимо привлекать их к работе в экологическом кружке, где учащиеся старших классов приглашают младших для участия в театрализованных представлениях: «Лесная сказка», «Экологическая сказка», «Обитатели нашего леса», а также в организации и проведении выставок «Братья наши меньшие», фотовыставок о природе.Сделать  традицией школы проведение «Дня окружающей среды», «Дня здоровья», «Дня красоты», «Экологической декады». Тематика дней окружающей среды может быть самой разнообразной: «Проблемы водных ресурсов и их охрана», «Проблемы лесов и их охрана». Систематически проводить заседания дискуссионного клуба на соответствующие темы: «Город – как экосистема», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.Таким образом, экологические игры – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.Современное экологическое образование должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, устойчивого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности.

Список литературы

1.    Алексеев, С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л. В. Симонова // НШ. – 1999. – № 1. – С. 19–22.2.    Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова. – М.: Просвещение, 1993. – С. 34–67.3.    Вершинин, Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям / Н.А.  Вершинин // НШ. – 1998. – С. 9–11.

The article is devoted to methods of forming the moral and ecological relations to nature in schools. Considered essential and are available to accept and implement activities aimed at the harmonious relationship of students with nature. Considerable attention in the present context given to the organization of moral standards in the conduct of extracurricular activities.

Запись опубликована в рубрике РАЗДЕЛ 1. Этические и правовые нормы регулирования биобезопасности применения новых генно-инженерных технологий.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий