(из опыта работы в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы)
Социализация студента в вузе – многогранный процесс усвоения личностью опыта общественной жизни, приобретаемый за время обучения в высшем учебном заведении. Сформированность академических, социально-личностных и профессиональных компетенций способствует более эффективному «погружению» студента в социальную среду, организации его социальной деятельности [1]. Одной из форм развития социальной активности и общественной жизнедеятельности студенческой молодежи является проектная деятельность. Успех студента в воспитательном пространстве вуза во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленной цели. Проектная деятельность имеет личностно-значимую для студента цель, сформулированную в виде проблемы. В свою очередь, решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы. Таким образом, данный вид деятельности в значительной мере способствует развитию дискурсивного мышления студента.
В то же время в стремлении молодежи реализовать подготовленные проекты кроются определенные проблемы. Во-первых, часто желаемые изменения в деятельности направлены на удовлетворение сиюминутных запросов и интересов юношей и девушек без анализа их возможных последствий. Во-вторых, нередко подразумевается, что выдвинутые проекты будут реализованы преподавателями или сотрудниками, а не студентами. В данном случае возникает опасность, что, по мнению молодых людей, государство, университет, преподаватели обязаны воплощать в жизнь их идеи, отсюда – признаки неудовлетворенности, пассивности и т.д.
Преодолеть эти проблемы (а часто и не допустить их возникновение) способна эффективная система управления воспитательной работой в вузе. Изучение опыта воспитательной и идеологической работы Гродненского государственного университета позволяет утверждать, что в данном виде деятельности используются разнообразные формы и методы, однако цель общая: создание условий для успешного профессионального становления, развития творческих способностей и личностной самореализации студентов [2]. Это подразумевает, в свою очередь, решение таких важных задач, как совершенствование умения классифицировать и верифицировать профессионально важные качества личности молодежи, а также развитие умения не только видеть проблемы, но и находить пути их решения, используя, прежде всего, собственные студенческие ресурсы.
В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы на протяжении 4 лет проводится конкурс «Студент года», основная цель которого – поддержка талантливой молодежи, создание условий для развития социальной активности в области науки, искусства, спорта и общественной деятельности. Участниками конкурса выступают инициативные студенты, способные выявить актуальные, социально-значимые для вуза (или региона) проблемы и предложить пути их решения. Одним из этапов конкурса является подготовка и защита социально-значимого проекта. Критерии оценивания проекта:
- актуальность проблемы, значимость для университетского сообщества (или жителей региона);
- реальность осуществления проекта;
- способы (пути) и сроки решения проблемы;
- участие студентов в реализации проекта;
- ожидаемые результаты.
Весьма важным представляется определение тех ресурсов, которые необходимы для осуществления проекта: организационно-методическая помощь, финансовая поддержка и ее размеры, содействие со стороны областного координационного совета студенческой и учащейся молодежи, общественных организаций, Управления воспитательной работы с молодежью, администрации университета и города.
Конкурс проектов «Студенческая инициатива» проводится в два этапа: первый этап – обсуждение проектов (закрытый просмотр), второй этап – защита проектов конкурсанта проходит в публичном обсуждении с участием компетентного жюри и других участников конкурса, что вызывает, как правило, значительный интерес и дискуссии. Подобная форма проведения мероприятия позволяет студентам-авторам не только видеть собственные недоработки, не полностью решенные проблемы, но и рассматривать варианты их устранения, поиск единомышленников и исполнителей.
Во время подведения итогов анализируется каждый из представленных проектов в соответствии с вышеуказанными критериями, а авторы наиболее значимых проектов представляют свои работы в финале конкурса.
Всего на конкурс за 4 года было представлено более 70 проектов. Некоторые проекты реализованы полностью или частично.
Так, успешно реализуется с 2008 года проект «За Университет» (автор – студентка педагогического факультета ГрГУ им. Я. Купалы О.В. Алехнович). Цель проекта – привлечение студенчества к новому виду спорта – черлидингу; возможность продолжения спортивной карьеры, так как в данном виде спорта нет возрастного ограничения; выработка активной жизненной позиции. Такой стиль жизни очень подходит девушкам, дает возможность почерпнуть навыки разнообразных танцевальных движений, сценических навыков и общения, позволяет сохранять хорошую спортивную форму, удовлетворяет потребность каждого современного человека в самовыражении. В рамках осуществления проекта сформированы команды на факультетах университета; проведено открытое первенство ГрГУ им. Я. Купалы среди черлидинговых групп (танцевальных групп поддержки) учебных заведений г. Гродно.
Таким образом, проектная деятельность является одной из ведущих в развитии социальной активности студенческой молодежи, способствует формированию у будущих специалистов навыков практической реализации идей, воплощения ими задуманного.
Список литературы
1. РД РБ 02100.5.227 – 2006 Образовательный стандарт «Высшее образование первой ступени. Цикл социально-гуманитарных наук». – Минск: МО РБ, 2008. – 58 с.
2. Козловская, Н.В. Основные мероприятия по воспитательной и идеологической работе в Учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», 2008-2009 уч. год / сост. Н.В. Козловская, А.К. Гецевич, Е.С. Потько. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 333 с.